Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 1. Сэнкаку, QUAD, торговля

483

used images: Joe Biden by Gage Skidmore (flickr.com/photos/gageskidmore/),
Yoshihide Suga, US&Japanese Flags (Internet)

© Вода К.Р., 10.03.2021

Приход в Белый дом администрации Джо Байдена был встречен в Японии с осторожным оптимизмом. Многие приветствовали уход Дональда Трампа, который грозил пересмотреть японо-американские договоренности в области торговли и безопасности. В частности, всерьез беспокоили японцев угрозы Трампа повысить пошлины на ввоз японских автомобилей, а также заставить Японию увеличить расходы на содержание американских военных баз.

Среди важнейших вопросов японо-американского взаимодействия следует выделить политику на китайском направлении, наполнение концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», будущее японо-американского торгового соглашения, подходы к ситуации на Корейском полуострове, включая координацию усилий Японии и Республики Корея в отношении КНДР, отношение США к многосторонним экономическим и политическим инициативам в регионе. Позиция новой американской администрации по этим проблемам будет определять характер японо-американского взаимодействия в ближайшие годы. По некоторым из них официальные лица Японии и США уже успели обменяться мнениями, в частности, в ходе первого телефонного разговора между президентом США Джо Байденом и премьер-министром Японии Ёсихидэ Суга, состоявшегося 28 января 2021 г. По другим темам консультации будут продолжены, в том числе во время подготовки визита в Японию госсекретаря США Энтони Блинкена и министра обороны Ллойда Остина, запланированного на 15 марта 2021 г.

Сейчас главное внимание в Японии приковано к тому, как будет складываться политика США на китайском направлении. Жесткий подход Трампа к Китаю устраивал японские политические круги, в особенности их консервативную часть, и его смягчение при Байдене видится нежелательным. Поэтому, когда было объявлено о назначении в «азиатскую команду» Байдена людей, работавших с Бараком Обамой, в Японии зазвучали сомнения, смогут ли эти люди найти новые подходы к Китаю, усилившему в последние годы свое влияние в регионе.

Большую озабоченность вызывает в Японии военно-морская стратегия Китая, в особенности его активность в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Попытки Китая укрепить свои позиции в зоне спорных островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море воспринимаются в Японии как прямая угроза ее безопасности. Много шума наделал в Японии новый китайский закон, вступивший в силу 1 февраля 2021 г., позволяющий судам береговой охраны КНР применять силу против иностранных судов, нарушающих суверенитет страны. В ответ представитель правящей японской Либерально-демократической партии заявил, что по действующему законодательству японская береговая охрана также может применить силу для того, чтобы помешать незаконной высадке на острова. В 2020 г., по данным японского правительства, корабли береговой охраны КНР более 330 раз заходили в воды около Сэнкаку, которые Китай называет Дяоюйдао, считая своей территорией.

Попытки японской стороны предотвратить эскалацию ситуации в этой зоне Восточно-Китайского моря, договорившись с КНР напрямую, по-видимому, не приносят желаемого результата. Поэтому Япония будет и дальше искать поддержки США в вопросе защиты своего контроля над Сэнкаку. Президент Байден в ходе телефонного разговора с японским премьером 28 января 2021 г. подтвердил позицию США, что на острова Сэнкаку распространяется действие 5-ой статьи японо-американского Договора безопасности, согласно которой, США обязаны защищать Японию от нападения. Тем не менее, следует учитывать, что по проблеме суверенитета над Сэнкаку США сохраняют нейтралитет, не поддерживая ни одну из сторон. Об этом недавно напомнил пресс-секретарь американского оборонного ведомства, которому пришлось извиняться за то, что он ранее выразил поддержку японской позиции по этому вопросу. Демонстрируя решимость противостоять напористым действиям Китая в зоне Сэнкаку, Япония 22 февраля 2021 г. провела совместные с США учения служб береговой охраны. В опубликованном японской стороной заявлении для прессы отмечалось, что взаимодействие служб береговой охраны Японии и США важно также и с точки зрения реализации концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

В отношении последней администрация Джо Байдена, как ожидается, продолжит линию Трампа, наполняя концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» конкретным содержанием. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил 30 января, что ключевую роль в политике Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе будет играть институт QUAD – четырехсторонние консультации США, Японии, Австралии и Индии. Этот совещательный форум получил развитие в 2019–2020 гг., когда в Нью-Йорке и Токио прошли встречи министров иностранных дел стран «четверки». Участники QUAD в совместных заявлениях выражают поддержку концепции «международного порядка, основанного на правилах», и сотрудничества стран с рыночной экономикой, «разделяющих принципы верховенства закона, уважения территориальной целостности и суверенитета, мирного разрешения споров».

Последняя встреча министров иностранных дел «четверки», участие в которой принял новый госсекретарь США Э. Блинкен, прошла 19 февраля 2021 г. в формате телеконференции. По итогам этой встречи участники заявили о «решительном противодействии любым попыткам Китая силой изменить статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе». Министры также указали на важность более глубокого взаимодействия с другими государствами, включая страны АСЕАН, Европы и Океании. Первая встреча лидеров QUAD, призванная придать этому форуму еще более весомый статус, намечена на середину марта 2021 г. Пока участники не заявляли о планах институционализации форума, имея в виду, что такой шаг будет крайне негативно воспринят Китаем и может повлечь за собой неконтролируемое ухудшение его отношений со странами «четверки».

Япония, где QUAD рассматривают как реакцию стран, «разделяющих общие ценности», на расширение влияния Пекина, заинтересована в развитии данного формата, в том числе ее экономической составляющей. В этой связи интерес для Японии представляют усилия, направленные на ослабление зависимости США от произведенной в Китае высокотехнологичной продукции и переформатирование существующих цепочек поставок с возможным исключением из них КНР. По имеющимся данным, администрация Байдена планирует поощрять перенос производств критически важной продукции из Китая в США и другие страны, особое внимание уделяя союзникам и партнерам, таким как Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Индия. Правительство Японии также планирует шаги, направленные на диверсификацию поставок и развитие внутреннего производства, имея в виду ослабление зависимости от Китая. Было объявлено о планах выделить в ближайшее время 222,5 млрд иен (2,1 млрд долл.) на поддержку этого процесса. Это не приведет к единовременному разрыву связей с Китаем, однако будет способствовать углублению технологического соперничества между Китаем с одной стороны, и США и их союзниками – с другой.

По другому важнейшему вопросу повестки дня двусторонних отношений – продолжению торговых переговоров между США и Японией – позиция новой американской администрации остается неопределенной. Япония вступила в эти переговоры в 2019 г. на весьма невыгодных условиях: под угрозой повышения ввозных пошлин на свой основной экспортный товар – автомобили. Для того, чтобы избежать роста тарифов на автомобили, Япония по итогам первого соглашения, вступившего в силу в 2020 г., взяла на себя обязательства увеличить импорт из США сельскохозяйственной продукции. В Японии сохраняются опасения, что Байден может прибегнуть к повышению пошлин на японскую продукцию, чтобы защитить американских производителей.

Что касается многосторонних торговых форматов, настроения американских избирателей, за которыми пристально следят в Японии, не дают повода для иллюзий, что Джо Байден будет более благосклонен к соглашениям о свободной торговле в Тихоокеанской Азии. Как отмечают в Японии, возвращение США в соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, от ратификации которого отказался Дональд Трамп, в ближайшее время крайне маловероятно. Причина заключается в глубоко укоренившемся и неослабевающем недовольстве избирателей, в том числе поддерживающих Байдена профсоюзов и других организаций, соглашениями о свободной торговле, лишившими американцев рабочих мест внутри страны. В этой связи важнейшей задачей для японского правительства остается недопущение ухудшения для своих производителей условий работы на американском рынке. На ее решение, вероятно, Япония потратит в ближайшее время значительные дипломатические усилия.

См. также: Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 2. КНДР, ЮВА, Россия


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати