Южная Корея и Япония открывают новую главу в двусторонних отношениях

1521

© Давыдов О.В., 20.03.2023

Состоявшаяся поездка Юн Сок Ёля в Японию (16-17 марта) стала первым за 12 лет официальным визитом Президента Республики Корея в  эту соседнюю страну. На протяжении длительного периода взаимные отношения носили весьма натянутый характер. Главная причина – ожесточенные споры по проблемам исторического прошлого, относящегося ко времени Второй мировой войны и японской колониальной оккупации Кореи.

Еще в 2018 году Верховный суд РК вынес решение об обязательной выплате компенсаций японскими промышленными компаниями корейским жертвам принудительного труда в годы войны. Это вызвало острую реакцию официального Токио, который исходил из того, что все связанные с этим вопросы были урегулированы между двумя странами в процессе установления дипломатических отношений в 1965 году. Стороны обменялись резкими ответными шагами на государственном уровне. Япония исключила Южную Корею из списка своих приоритетных торговых партнеров и ввела меры экспортного контроля в отношении поставки критически важных материалов, необходимых корейским предприятиям для производства полупроводников и дисплеев. Власти РК в свою очередь приняли решение о выходе из двустороннего соглашения об обмене классифицированной информацией в военной области и лишь под давлением со стороны США вынуждены были приостановить действие этой меры.

Обещание вывести отношения с Японией из застоя и добиться их полной нормализации, было одним из главных пунктов предвыборной президентской платформы Юн Сок Ёля. Его подход к этим вопросам подкреплялся сильной аргументацией. В современном мире и в Индо-Тихоокеанском регионе появляются новые серьезные вызовы и проблемы. Это формирующаяся биполярность, связанная с ожесточенным противоборством между КНР и США; кризис в Восточной Европе; растущая нестабильность глобальных экспортно-импортных цепочек; ракетно-ядерные угрозы со стороны Пхеньяна. Южная Корея и Япония – это страны, разделяющие общие ценности и обоюдно заинтересованные в установлении регионального порядка, основанного на правилах. С учетом этого им нужно поскорее преодолеть отчужденность, восходящую к прошлому, и объединить усилия ради решения проблем настоящего. 

В недавнем выступлении по случаю годовщины национального движения за независимость Президент РК подчеркнул, что сейчас Япония превратилась из «военного агрессора» в близкого партнера Кореи, у которого с ней много общего в вопросах экономики и обеспечения безопасности. Поэтому и действовать им следует сообща – «перед лицом многих глобальных кризисов».

Указанные политические декларации сопровождались конкретными примирительными шагами. Новый план урегулирования проблемы трудовой мобилизации в годы войны, разработанный МИД РК, предусматривал создание общественного фонда за счет выделения средств, вносимых южнокорейскими компаниями. Тем самым были сняты требования о возмещении ущерба южнокорейским гражданам со стороны японского бизнеса – Nippon Steelи Mitsubishi Heavy Industries”, с которыми в Сеуле выступали ранее. Более того, уже в ходе визита в Японию глава РК заявил, что после решения данного вопроса правительство не намерено впредь поднимать вопрос о каких-либо компенсациях со стороны партнера в связи с проблемами прошлого. Этот способ выплат, по словам премьер-министра Кисиды, полностью удовлетворяет японскую сторону.

Еще одной крупной подвижкой стало решение о восстановлении действия соглашения об обмене конфиденциальной военной информацией, которое на протяжении последних трех лет находилось в подвешенном состоянии. Нужно сказать, что своеобразные  стимулы для этого создала Северная Корея, которая буквально за день до начала визита осуществила пуск межконтинентальной баллистической ракеты в сторону Японского моря. В связи с возросшей северокорейской военной активностью стороны договорились активизировать сотрудничество, в том числе и в трехстороннем формате (совместно с США) для сдерживания ракетно-ядерных угроз.

Важным встречным шагом со стороны Японии стало снятие ограничений на экспорт в РК ряда товарных позиций, которые действовали с лета 2019 года. В ответ южнокорейцы приняли решение отозвать жалобу, поданную во Всемирную торговую организацию в связи с японскими  рестрикциями на экспорт. Стороны также договорились восстановить друг друга в списках приоритетных торговых партнёров. Как полагают наблюдатели, это позволит оживить двустороннее торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, которое в последние годы стагнировало. Договоренности о развитии партнерских связей были достигнуты между Федерацией корейской промышленности и Федерацией деловых кругов Японии.

В ходе визита было согласовано решение о возобновлении в полном объеме политического диалога и широких дипломатических контактов. В целом стороны подтвердили, что их отношения будут строиться в духе и на основе совместной  декларации от 1998 года. Возможно, в Сеуле ожидали, что Кисида в качестве жеста доброй воли принесет устные извинения за злодеяния в период японского колониального владычества в Корее. Тем не менее, премьер-министр от этого уклонился, сославшись на то, что все слова раскаяния уже были произнесены в момент принятия упомянутой декларации, поэтому японская сторона продолжает последовательно придерживаться понимания, сформулированного в тот период. Это несколько снизило для Сеула положительный эффект визита, поскольку подобная «сдержанность» всегда воспринималась общественными кругами Южной Кореи как нежелание государственных деятелей Японии «искренне повиниться за прошлое».

На первый взгляд, итоги прошедшего саммита весьма существенны и могут свидетельствовать о качественном переломе в  отношениях двух стран. По оценкам экспертов, заложен неплохой фундамент, на котором в будущем стороны будут выстраивать взаимодействие на нескольких ключевых направлениях: в экономике, в военно-политической области и в сфере безопасности.

Кроме того, созданы предпосылки для укрепления сотрудничества в трехстороннем формате Южная Корея – США – Япония, оно заметно активизировалось с избранием Юн Сок Ёля на президентский пост в прошлом году. Стороны уже возобновили проведение совместных военных учений, в том числе в области ПРО, договорились об обмене данными и предупреждениях о ракетных пусках, проводимых Северной Кореей. Еще в ходе встречи на высшем уровне в Пномпене (ноябрь 2022 года)  партнеры условились о существенном расширении сферы охвата этого механизма. Его деятельность в перспективе будет распространяться и на вопросы экономической безопасности, сотрудничества по новым технологиям, а также продвижения идей «свободной и открытой  Индо-Пасифики».

Нормализация отношений между Сеулом и Токио не только позволит придать новое дыхание этому крепнущему механизму, но возможно также со временем облегчит вступление РК в Quad – четырехстороннюю консультативную структуру по вопросам безопасности. Южнокорейцы проявляют немалый интерес к своему участию в ней, однако именно в Токио предположительно этому противились. Японцы полагали, что соседняя страна может принести в Quad свою специфическую повестку по неурегулированным вопросам двусторонних отношений. Теперь это препятствие, по-видимому, может быть снято.

Наряду с оптимистическими ожиданиями в обеих странах достаточно много сдержанных оценок итогов визита. Скептики в частности указывают на то, что двусторонние отношения давно уже развиваются по кругу, переживая циклы подъемов, но вслед за этим – и неизбежных спадов. В этой связи припоминают, что еще в 2015 году стороны заключили соглашение об урегулировании еще одной исторической проблемы – о возмещение ущерба корейским «женщинам для развлечений» в императорской армии. Вопрос также полагали полностью закрытым, однако вскоре после прихода к власти в Сеуле либеральной Администрации Президента Мун Чжэ Ина соглашение было фактически аннулировано.

В данном случае тревожным сигналом является то, что согласно данным социологических опросов, более 60% южнокорейцев негативно оценивают договоренность по вопросам о выплатах жертвам трудовой мобилизации. Превалирует мнение, что Юн Сок Ёль пошел на «унизительные уступки» японской стороне, не добившись ничего взамен, в том числе и содержательных извинений и раскаяния за прошлое. Поэтому и после завершения визита в обеих странах сохраняется ощущение известной неопределенности по поводу того, как будет обстоять дело с практическим выполнением достигнутых соглашений.

Следует сказать, что целый ряд болезненных тем, таких как проблема сексуального рабства в годы японской оккупации или территориальный спор о принадлежности островов Токто/Такэсима,  остался за скобками прошедших  переговоров. Это позволило добиться успеха, но не привело к снятию раздражителей, решения по которым были  лишь отложены до лучших времен.

На этот раз компромиссные развязки были предложены в основном корейской стороной, в то время как японская –  фактически не поступилась ничем. Поэтому в Сеуле многие эксперты полагают, что в будущем бОльшую гибкость «для баланса» должны будут проявить уже японцы, иначе прогресс в отношениях и процесс восстановления доверия начнут пробуксовывать.   

С учетом наличия устойчивых предубеждений и даже антипатий по отношению к Японии в южнокорейском обществе, перед Администрацией РК будут стоять непростые задачи. Многое будет зависеть от того, насколько успешной окажется работа Юн Сок Ёля  с политическими оппонентами внутри страны, а также от его способности убедить общественность в правильности и полезности избранного им нового курса в отношении ближайшего соседа.   


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати