© 24.04.2017, Вода К.Р.
photo by www.flickr.com/photos/presidenciamx
Периодические обострения ситуации на Корейском полуострове неизменно вызывают бурную реакцию в соседних странах. На этот раз к воинственной риторике Пхеньяна добавились угрозы из Твиттера американского президента Дональда Трампа, а также акты демонстрации силы США на Ближнем Востоке, что заставило политиков и экспертов даже в странах–союзниках США беспокоиться о возможных последствиях эскалации напряженности вокруг КНДР.
6 марта 2017 г. КНДР произвела запуск четырех баллистических ракет, которые упали в исключительной экономической зоне Японии и ее окрестностях. Точность попадания ракет – они были запущены почти одновременно и упали через равные интервалы примерно в 80 километрах друг от друга – свидетельствовала о совершенствовании ракетных технологий в КНДР. А близость падения ракет к японской территории: три упали в 300-350 километрах от префектуры Акита, одна – за 200 км, стала демонстрацией того, что японский премьер Синдзо Абэ назвал «угрозой нового уровня» со стороны Северной Кореи. Срочности этому событию добавили заявления из Пхеньяна о том, что одновременный запуск баллистических ракет проводился по сценарию осуществления атаки на американские военные базы, расположенные на территории Японии.
Ответ на ракетную угрозу со стороны КНДР Япония формулирует при тесном взаимодействии с США. В начале 2000-х гг. Япония и США начали разработку и последующее размещение (с 2004 г.) на японских островах системы противоракетной обороны американского производства. В настоящее время системы ПРО на территории Японии включают ПВО морского базирования — корабли, оснащенные системами «Иджис» (Aegis), зенитно-ракетные комплексы «Patriot» PAC-3, а также радары ПРО FPS-5. В августе 2016 г., после того как ракета, выпущенная из КНДР, упала в исключительную экономическую зону Японии, силы самообороны получили приказ перехватить и уничтожить подлетающие ракеты. В апреле 2017 г. три корабля, оснащенные системой «Иджис», находились на круглосуточном дежурстве в водах Японского и Восточно-Китайского морей; также были развернуты семь комплексов «Patriot» PAC-3, в том числе в Токио и на Окинаве.
Расширение возможностей сил самообороны Японии после принятия год назад нового оборонного законодательства, привело к наращиванию взаимодействия с вооруженными силами США, в том числе в вопросе противодействия угрозе нападения с применением баллистических ракет со стороны КНДР. В случае роста напряженности на Корейском полуострове корабли седьмого флота военно-морских сил США, оснащенные системами ПРО «Иджис», могут совместно с судами морских сил самообороны осуществлять мониторинг ситуации в Японском море. При этом новые оборонные законы позволяют Японии защищать корабли США, если они подверглись нападению во время проведения операций по наблюдению или патрулированию в целях обороны Японии в мирное время, что ранее не было предусмотрено японским законодательством. Правительство планирует впервые включить действия по защите кораблей США в мирное время в совместные учения морских сил самообороны и военно-морского флота США, которые будут проводиться весной-летом 2017 года.
Кроме того, в соответствии с «Руководящими принципами японо-американского оборонного сотрудничества», обновленными в апреле 2015 г., был создан постоянно действующий двусторонний координационный механизм для обеспечения «тесного взаимодействия, своевременного обмена информацией и оперативной координации действий союзников». Этот координационный механизм должен использоваться и для оперативного совместного реагирования на усиление напряженности и возникновение чрезвычайных ситуаций на Корейском полуострове. Координационный механизм состоит из координационной группы, в которую входят должностные лица уровня начальника бюро и начальника отдела оборонных и внешнеполитических ведомств Японии и США, а также центра координации двусторонних операций, в котором работают представители таких структур, как объединенный комитет начальников штабов сил самообороны Японии и штаб вооруженных сил США в Японии. Центр координации двусторонних операций начал функционировать в 2016 г. на американской авиабазе Ёкота в Токио. В частности, центр отслеживал недавние пуски ракет из КНДР и передавал информацию в Министерство обороны Японии.
Повышая свой вклад в работу японо-американского альянса, Япония тем самым увеличивает свою вовлеченность и в деятельность США и на Корейском полуострове. При этом новая администрация президента США Дональда Трампа пересматривает подход к КНДР, стремясь занять более сильную позицию в отношении Северной Кореи, чем администрация Барака Обамы. В ходе визитов в Японию нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона (16 марта 2017 г.) и вице-президента Майкла Пенса (18 апреля 2017 г.) было объявлено о завершении политики «стратегического терпения», проводимой в отношении КНДР администрацией Обамы. «Стратегическое терпение» подразумевало прекращение переговоров с КНДР и сохранение санкций до тех пор, пока северокорейская сторона не продемонстрирует решимость сделать «достоверные и необратимые шаги» в сторону денуклеаризации. Взамен команда нового президента США предложила усилить давление на КНДР и действовать, исходя из принципа «мир благодаря силе». В Японии считают, что США не исключают применения военной силы в отношении КНДР, что повышает непредсказуемость ситуации. Неслучайно во время телефонного разговора, который Абэ и Трамп провели после ракетного удара США по Сирии, японский премьер попросил провести предварительные консультации относительно действий военного характера США против Северной Кореи.
Также правительство Японии ускорило подготовку к возникновению чрезвычайных ситуаций на Корейском полуострове. В ситуациях, не представляющих собой вооруженное нападение, но «оказывающих важное влияние на безопасность Японии», может быть применено право на коллективную самооборону. Япония может оказывать логистическую поддержку вооруженным силам США, такую как поставка боеприпасов и заправка военных самолетов. Кроме того, правительство Японии рассматривает возможность назвать северокорейские запуски баллистических ракет в японские территориальные воды «ситуациями неминуемой угрозы вооруженного нападения», что позволит силам самообороны принять оборонительные меры, такие как развертывание сил на линии фронта и эвакуация граждан Японии из Республики Корея.
Опасность эскалации на Корейском полуострове повышает важность диалога по этой проблеме между всеми заинтересованными сторонами. Годы, прошедшие после приостановки шестисторонних переговоров, отдалили подходы их участников. В марте 2017 г. США начали размещение на территории Республики Корея системы противоракетной обороны THAAD. Этими системами также интересуется Япония. Против выступают Китай и Россия, считая THAAD элементом, дестабилизирующим региональную безопасность. Несмотря на заявления лидеров государств Северо-Восточной Азии о важности сотрудничества всех заинтересованных в урегулировании на Корейском полуострове сторон, о продвижении полноценных многосторонних консультаций пока говорить не приходится. Регулярное взаимодействие и диалог осуществляется в форматах «Китай – Россия» в рамках межминистерских консультаций по безопасности в Северо-Восточной Азии и в формате «США – Япония – Республика Корея» в рамках встреч на высоком уровне и работы Руководящей группы (Steering group), учрежденной в 2012 г.
Наметившееся в 2016-2017 гг. потепление в российско-японских отношениях включало возобновление консультаций по проблемам безопасности в Северо-Восточной Азии. В том числе Россия и Япония договорились тесно сотрудничать по вопросам, связанным с Северной Кореей. В ходе российско-японской встречи министров иностранных дел и обороны «2+2», состоявшейся 20 марта 2017 г., стороны призвали КНДР неукоснительно выполнять резолюции СБ ООН и отказаться от дальнейших провокационных действий. В то же время, по заявлению российской стороны, санкции Совета Безопасности ООН направлены не на то, чтобы наказать Северную Корею, а должны стать стимулом для участия Пхеньяна в диалоге. Также Россия не считает, что противодействие угрозам, исходящим из КНДР, оправдывает развертывание в АТР элементов глобальной ПРО США. Как отметили в японских СМИ, это заявление противоречит позиции Японии, считающей КНДР «серьезной и неминуемой угрозой», а размещение системы ПРО на Японских островах – одной из немногих доступных мер по реагированию на эту угрозу.
Таким образом, переговоры «2+2» зафиксировали разрыв в позициях сторон по «северокорейской проблеме». Тем не менее, сам факт таких переговоров, на наш взгляд, способствует углублению доверия и взаимопонимания между странами по этому сложному вопросу. Его обсуждение следует продолжать, в том числе на самом высоком уровне.
Нет комментариев