used image: The 19th East Asia Summit (EAS) // Internet
© Шатерников П.С., 14.10.2024
11 октября в столице Лаоса Вьентьяне прошёл XIX Восточноазиатский саммит (ВАС), по итогам которого снова, как и два года назад, участникам не удалось выйти на подписание итоговой декларации. По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, это произошло «из-за настойчивых попыток, прежде всего, США, Японии, Кореи, Австралии, Новой Зеландии придать этому документу сугубо политизированный характер».
Неназванный участник делегации США в свою очередь сообщил СМИ, что Россия и Китай заблокировали «консенсусное заявление» по Южно-Китайскому морю.
Судя по всему (официального заявления не было и приходится полагаться на высказывания дипломатов, принимавших участие в саммите), США предлагали руководствоваться принципами Конвенции ООН по морскому праву 1984 г. (UNCLOS). Примечательно, что сам Вашингтон так и не подписал этот документ, предпочитая ссылаться на него или игнорировать его существование в зависимости от своих текущих политических целей.
Сергей Лавров также отметил, что западные страны продолжают блокировать инициативы России, требуя от неё покаяния во всех смертных грехах в связи с событиями на Украине. В позапрошлом году, на саммите ВАС в Пномпене (Камбоджа) именно вопрос специальной военной операции стал камнем преткновения на пути подписания итоговой декларации. Год назад Индонезия успешно блокировала повестку, не касавшуюся региональной проблематики, поэтому удалось согласовать итоговую декларацию, пусть и не содержавшую каких-то прорывных положений.
В принципе, если смотреть на историю Восточноазиатских саммитов, то можно заметить, что ключевые решения принимаются и политическая воля демонстрируется в годы, когда хозяевами встреч выступают крупные страны АСЕАН. Так, решение о создании Института экономических исследований для АСЕАН и Восточной Азии было принято на третьем саммите ВАС в Сингапуре. Россия и США были приглашены к участию на пятом саммите во Вьетнаме, а полноправными участниками стали в рамках шестого саммита в Индонезии.
Западу удаётся политизировать саммит и проталкивать выгодные для себя решения, пользуясь председательством менее весомых региональных акторов. Особенно сильно эта тенденция проявляет себя в последние годы. Так, на саммите в Брунее в 2021 г. удалось исключить представителей военного правительства Мьянмы, в 2022 г. свести саммит в Камбодже к обсуждению украинских событий, а в этом году продвигать собственное видение «свободы судоходства» в Южно-Китайском море. Стоит обратить внимание, что площадкой обсуждения вопросов, связанных с этим морем, стал Лаос – единственная страна региона, не имеющая выхода к океану, что указывает на слабые позиции этой страны – председателя саммита.
В следующем году председателем и в АСЕАН, и в асеаноцентричных форматах будет Малайзия. Страна претендует на более весомую роль в мировой политике, поэтому стоит ожидать, что встреча пройдёт по прошлогоднему индонезийскому сценарию. Однако, через два года, когда председательство перейдёт Филиппинам, вероятность того, что Запад вернётся к обсуждению повестки Южно-Китайского моря и сорвёт принятие декларации, нужно оценивать очень высоко.
Таким образом, вопреки предостережениям глав МИД России и Китая, ВАС становится всё более политизированной площадкой, так как США, Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия перевешивают как минимум количественно. Кроме того, Индия, пусть и не в каждом случае, но способна присоединяться к антикитайской повестке. Большинство стран АСЕАН не в состоянии противостоять внешнему давлению, при этом риски разделения самой Ассоциации на условные прокитайский и проамериканский лагеря с каждым годом всё выше. И пока страны АСЕАН предпочитают избегать выстраивания общей для Ассоциации стратегии решения региональных проблем, дипломатические поля асеаноцентричных форматов используются для дальнейшего навязывания политической воли западных стран.
Нет комментариев