Внешнеполитическая повестка премьер-министра Японии перед выборами в нижнюю палату парламента

2351

 © 02.12.2014, Вода К.Р.

2 декабря 2014 г. в Японии официально стартовала предвыборная кампания перед досрочными всеобщими выборами в нижнюю палату парламента, о роспуске которой премьер-министр Синдзо Абэ объявил 21 ноября. Несмотря на то, что в центре политической борьбы партий находятся в основном вопросы экономики, от исхода выборов будет зависеть и внешнеполитический курс Японии в ближайшие годы. 

Результаты предстоящего голосования, согласно преобладающему мнению, будут благоприятными для правящей коалиции – Либерально-демократической партии и партии «Комэйто». Соответственно, есть все основания ожидать в дальнейшем продолжения внешнеполитической линии, проводившейся кабинетами нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ, обозначаемой им как «активное содействие миру».

Концептуально этот курс включает в себя несколько ключевых направлений. Во-первых, это стремление повысить влияние и роль Японии в международных отношениях, в том числе в вопросах обеспечения международной безопасности. Во-вторых, наращивание взаимодействия с США и их союзниками, разделяющими с Японией общие интересы и идеологию. В-третьих, это активное участие в деятельности международных экономических и политических организаций.

После прихода к власти в конце 2012 г. нынешний премьер предпринял ряд мер, направленных на усиление военно-политической активности Японии, в том числе на рост ее роли в международном взаимодействии в этой области. Среди этих мер выделяются создание нового Совета национальной безопасности; ослабление ограничений на экспорт вооружений; расширительное толкование права Японии на коллективную самооборону, которое в дальнейшем должно быть оформлено законодательно.

Следует отметить, что именно внесение поправок в «оборонные» законы и проведение через парламент изменений в интерпретации права Японии на «коллективную самооборону» рассматривается как необходимое условие для обновления «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества» (the Guidelines for Japan – U.S. Defense Cooperation) – ключевого документа, определяющего направления усилий Японии по обеспечению взаимодействия с США по военным вопросам. Этот документ, определяющий задачи и сферы деятельности в рамках японо-американского альянса, не пересматривался с 1997 г. Новая редакция должна юридически оформить принятие Японией на себя более шиироких обязательств в рамках двустороннего военно-политического взаимодействия, что станет еще одним шагом на пути изменения баланса взаимных обязательств в рамках альянса. Можно прогнозировать увеличение в будущем числа и масштабов совместных учений, расширение взаимного обмена «чувствительной» информацией, а также углубление технологического сотрудничества, в том числе в области противоракетной обороны.

Большое внимание в течение двух последних лет правительство Абэ уделяло усилению активности Японии на международной арене. Сам премьер-министр выступил в роли деятельного дипломата, посетив за два года 50 стран, а также активно участвовал в консультациях в рамках «большой восьмерки/семерки» и других глобальных и региональных организаций.

В то же время С. Абэ является носителем консервативных политических взглядов, что наиболее заметно проявилось в позиции правительства Японии по проблемам спорных территорий, а также по вопросам истории. В частности, повышенная дипломатическая активность японских официальных лиц в последние годы имела своей задачей, помимо прочего, «донесение до международного сообщества» позиции Японии в ее спорах с азиатскими соседями и попытку заручиться широкой международной поддержкой этой позиции, которая увенчалась лишь частичным успехом.

Попытки правительства Абэ оживить официальные контакты с КНР и Республикой Корея, значительно сократившиеся в предыдущие два года, начали приносить плоды только во второй половине 2014 г. Несмотря на то, что еще в марте 2014 г. при посредничестве Барака Обамы состоялась трехсторонняя встреча руководителей США, Южной Кореи и Японии, первая рабочая консультация между заместителями министров иностранных дел двух азиатских стран прошла лишь в октябре. Ключевой темой обсуждения на переговорах стали проблемы истории японо-южнокорейских отношений. Достижение согласия в оценке основных моментов истории отношений между двумя странами правительство Республики Корея считает ключевым условием развития двусторонних связей, в том числе условием проведения встречи глав двух государств.

Исторические проблемы, а также территориальный спор вокруг островов в Восточно-Китайском море стали факторами, значительно осложнившими в последние два года взаимодействие Японии и КНР. Как и в случае с Южной Кореей, китайское правительство поставило условие для возобновления взаимодействия на высшем уровне – признание существования спора по вопросу о принадлежности островов Сэнкаку/Дяоюйдао, отрицавшегося правительством Японии, которое фактически контролирует эти острова. В результате в преддверии японо-китайской встречи на полях АТЭС в Пекине в ноябре 2014 г. стороны опубликовали декларацию, где согласились:

  1)  признать существование различий во взглядах на проблему, ставшую в последнее время причиной роста напряженности в Восточно-Китайском море, включая район островов Сэнкаку;

  2)  предотвращать дальнейшее ухудшение ситуации посредством диалога и консультаций; 

  3)  создать механизмы антикризисного управления и избегать возникновения непредвиденных ситуаций; 

  4)  развивать взаимовыгодные отношения на основании общих стратегических интересов; 

  5)  преодолевать политические трудности, «откровенно глядя на историю» и видя будущее; 

  6)  постепенно возобновить консультации в области политики, дипломатии и безопасности на двустороннем и многостороннем уровнях; укреплять взаимное доверие.

Кроме того, следует отметить возобновление осенью 2014 г. переговоров по трехстороннему соглашению о свободной торговле между заместителями министров иностранных дел Японии, Китая и Южной Кореи. На пекинском саммите АТЭС лидеры трех государств также выразили заинтересованность в повышении уровня консультаций до министерского. Таким образом, постепенно реализуется стремление Японии зафиксировать текущее состояние разногласий с азиатскими партнерами и сосредоточиться на согласовании позитивной повестки диалога на основании развития торгово-экономических связей, а также инновационного и экологического сотрудничества.

Что касается российско-японских политических связей, то их состояние будет, по-видимому, определяться общими тенденциями развития взаимоотношений России и Запада. Япония выразила солидарность с позицией большой «семерки» по украинским событиям и санкциям в отношении России, однако японские меры носили более мягкий характер по сравнению с решениями США и Евросоюза. Россия, со своей стороны, неоднократно выражала стремление продолжать взаимодействие по широкому спектру проблем, хотя и подвергала японское правительство жесткой критике за недостаточную самостоятельность внешней политики и её зависимость от линии США. В этой связи в последнее время ощущается потребность «переждать» неблагоприятный период для развития двусторонних связей, приостановив (но не прекратив) сотрудничество по проектам, требующим серьезной государственной поддержки. Визит президента РФ в Японию, намеченный на 2015 г., как ожидается, зафиксирует публично выражаемое руководством обеих стран признание необходимости продолжать диалог, невзирая на неблагоприятные внешние условия для его ведения.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати