© 02.12.2014, Вода К.Р.
2 декабря 2014 г. в Японии официально стартовала предвыборная кампания перед досрочными всеобщими выборами в нижнюю палату парламента, о роспуске которой премьер-министр Синдзо Абэ объявил 21 ноября. Несмотря на то, что в центре политической борьбы партий находятся в основном вопросы экономики, от исхода выборов будет зависеть и внешнеполитический курс Японии в ближайшие годы.
Результаты предстоящего голосования, согласно преобладающему мнению, будут благоприятными для правящей коалиции – Либерально-демократической партии и партии «Комэйто». Соответственно, есть все основания ожидать в дальнейшем продолжения внешнеполитической линии, проводившейся кабинетами нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ, обозначаемой им как «активное содействие миру».
Концептуально этот курс включает в себя несколько ключевых направлений. Во-первых, это стремление повысить влияние и роль Японии в международных отношениях, в том числе в вопросах обеспечения международной безопасности. Во-вторых, наращивание взаимодействия с США и их союзниками, разделяющими с Японией общие интересы и идеологию. В-третьих, это активное участие в деятельности международных экономических и политических организаций.
После прихода к власти в конце 2012 г. нынешний премьер предпринял ряд мер, направленных на усиление военно-политической активности Японии, в том числе на рост ее роли в международном взаимодействии в этой области. Среди этих мер выделяются создание нового Совета национальной безопасности; ослабление ограничений на экспорт вооружений; расширительное толкование права Японии на коллективную самооборону, которое в дальнейшем должно быть оформлено законодательно.
Следует отметить, что именно внесение поправок в «оборонные» законы и проведение через парламент изменений в интерпретации права Японии на «коллективную самооборону» рассматривается как необходимое условие для обновления «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества» (the Guidelines for Japan – U.S. Defense Cooperation) – ключевого документа, определяющего направления усилий Японии по обеспечению взаимодействия с США по военным вопросам. Этот документ, определяющий задачи и сферы деятельности в рамках японо-американского альянса, не пересматривался с 1997 г. Новая редакция должна юридически оформить принятие Японией на себя более шиироких обязательств в рамках двустороннего военно-политического взаимодействия, что станет еще одним шагом на пути изменения баланса взаимных обязательств в рамках альянса. Можно прогнозировать увеличение в будущем числа и масштабов совместных учений, расширение взаимного обмена «чувствительной» информацией, а также углубление технологического сотрудничества, в том числе в области противоракетной обороны.
Большое внимание в течение двух последних лет правительство Абэ уделяло усилению активности Японии на международной арене. Сам премьер-министр выступил в роли деятельного дипломата, посетив за два года 50 стран, а также активно участвовал в консультациях в рамках «большой восьмерки/семерки» и других глобальных и региональных организаций.
В то же время С. Абэ является носителем консервативных политических взглядов, что наиболее заметно проявилось в позиции правительства Японии по проблемам спорных территорий, а также по вопросам истории. В частности, повышенная дипломатическая активность японских официальных лиц в последние годы имела своей задачей, помимо прочего, «донесение до международного сообщества» позиции Японии в ее спорах с азиатскими соседями и попытку заручиться широкой международной поддержкой этой позиции, которая увенчалась лишь частичным успехом.
Попытки правительства Абэ оживить официальные контакты с КНР и Республикой Корея, значительно сократившиеся в предыдущие два года, начали приносить плоды только во второй половине 2014 г. Несмотря на то, что еще в марте 2014 г. при посредничестве Барака Обамы состоялась трехсторонняя встреча руководителей США, Южной Кореи и Японии, первая рабочая консультация между заместителями министров иностранных дел двух азиатских стран прошла лишь в октябре. Ключевой темой обсуждения на переговорах стали проблемы истории японо-южнокорейских отношений. Достижение согласия в оценке основных моментов истории отношений между двумя странами правительство Республики Корея считает ключевым условием развития двусторонних связей, в том числе условием проведения встречи глав двух государств.
Исторические проблемы, а также территориальный спор вокруг островов в Восточно-Китайском море стали факторами, значительно осложнившими в последние два года взаимодействие Японии и КНР. Как и в случае с Южной Кореей, китайское правительство поставило условие для возобновления взаимодействия на высшем уровне – признание существования спора по вопросу о принадлежности островов Сэнкаку/Дяоюйдао, отрицавшегося правительством Японии, которое фактически контролирует эти острова. В результате в преддверии японо-китайской встречи на полях АТЭС в Пекине в ноябре 2014 г. стороны опубликовали декларацию, где согласились:
1) признать существование различий во взглядах на проблему, ставшую в последнее время причиной роста напряженности в Восточно-Китайском море, включая район островов Сэнкаку;
2) предотвращать дальнейшее ухудшение ситуации посредством диалога и консультаций;
3) создать механизмы антикризисного управления и избегать возникновения непредвиденных ситуаций;
4) развивать взаимовыгодные отношения на основании общих стратегических интересов;
5) преодолевать политические трудности, «откровенно глядя на историю» и видя будущее;
6) постепенно возобновить консультации в области политики, дипломатии и безопасности на двустороннем и многостороннем уровнях; укреплять взаимное доверие.
Кроме того, следует отметить возобновление осенью 2014 г. переговоров по трехстороннему соглашению о свободной торговле между заместителями министров иностранных дел Японии, Китая и Южной Кореи. На пекинском саммите АТЭС лидеры трех государств также выразили заинтересованность в повышении уровня консультаций до министерского. Таким образом, постепенно реализуется стремление Японии зафиксировать текущее состояние разногласий с азиатскими партнерами и сосредоточиться на согласовании позитивной повестки диалога на основании развития торгово-экономических связей, а также инновационного и экологического сотрудничества.
Что касается российско-японских политических связей, то их состояние будет, по-видимому, определяться общими тенденциями развития взаимоотношений России и Запада. Япония выразила солидарность с позицией большой «семерки» по украинским событиям и санкциям в отношении России, однако японские меры носили более мягкий характер по сравнению с решениями США и Евросоюза. Россия, со своей стороны, неоднократно выражала стремление продолжать взаимодействие по широкому спектру проблем, хотя и подвергала японское правительство жесткой критике за недостаточную самостоятельность внешней политики и её зависимость от линии США. В этой связи в последнее время ощущается потребность «переждать» неблагоприятный период для развития двусторонних связей, приостановив (но не прекратив) сотрудничество по проектам, требующим серьезной государственной поддержки. Визит президента РФ в Японию, намеченный на 2015 г., как ожидается, зафиксирует публично выражаемое руководством обеих стран признание необходимости продолжать диалог, невзирая на неблагоприятные внешние условия для его ведения.
Нет комментариев