Визиты российского президента во Вьетнам и Республику Корея

1382

© 15.11.2013, Федоровский А.Н.

Визиты президента В.В. Путина во Вьетнам и Республику Корея 12-13 ноября 2013 г. при всем их различии связывает ряд важных общих черт. Приезд российского руководителя состоялся в знаменательный период жизни этих государств, характеризуемого поиском новой модели внутреннего развития и стремлением укрепить свою безопасность, диверсифицировать внешнеэкономические и внешнеполитические связи. Причем и Вьетнам, и Республика Корея стремятся активизировать свои обмены с Россией, что создало благоприятный климат для двусторонних переговоров.

Вьетнамская часть поездки президента В.В. Путина носила, скорее, экономический характер. Россией была подчеркнута важность укрепления разносторонних связей с Вьетнамом и роль этого партнерства в региональном аспекте. Для Вьетнама потребность в укреплении отношений с Россией во многом связывается с желанием сбалансировать и диверсифицировать внешнеэкономические связи.

СРВ остается привлекательным местом приложения инвестиций. В пользу Вьетнама действует такие факторы, как растущий внутренний спрос, членство в АСЕАН, чье общее население составляет уже половину от численности населения Китая, отлаженная система выхода на рынки США и ЕС.

В ходе визита был подтвержден курс на продолжение сотрудничества в добыче и переработке углеводородов. «Газпром нефть» заключила рамочное соглашение о приобретении 49% акций в нефтеперерабатывающем заводе «Зунг Куант». В 2016 г. «Газпром нефть» рассчитывает поставлять и сбывать во Вьетнаме в переработанном виде 6 млн. т нефти. О создании совместных предприятий с компанией Петровьетнам объявили «Газпром» и «Роснефть», рассчитывающие на освоение шельфовых месторождений. О своих проектах во Вьетнаме в сфере машиностроения и военно-технического сотрудничества объявил «Уралвагонзавод».

Таким образом, основные договоренности, оглашенные во время визита, связаны с сотрудничеством госкорпораций, причем преимущественно в сфере энергетики и ВТС. Между тем только вьетнамский импорт стали и изделий металлургической промышленности составляет ежегодно 6 млрд. долл. (больше половины из Китая и Южной Кореи). Тогда как двусторонний российско-вьетнамский товарооборот достиг всего 3,6 млрд. долл.

Проблема состоит в том, что в двусторонних обменах недостаточно используется потенциал частного бизнеса. Прежде всего, слабо обеспечивается юридическая защита коммерческой деятельности россиян во Вьетнаме, а вьетнамцев в России. Неслучайно многие частные предприниматели предпочитают заручиться правовой поддержкой третьей стороны, для чего, например, регистрируют свои фирмы на территориях британской юрисдикции.   

Поэтому закономерно принятое в ходе российско-вьетнамских переговоров решение достичь в ближайшем будущем соглашения о свободной торговле, которое бы позволило создать правовую и институциональную базу для масштабного расширения торговых, инвестиционных и научно-технических обменов между Вьетнамом и Таможенным Союзом. 

Содержание российско-южнокорейских переговоров во многом определялось влиянием политического фактора. Нестабильность северокорейского режима, необходимость в своей стратегии учитывать возможное объединение страны побуждает пришедшую в 2013 г. к власти администрацию южнокорейского президента Пак Кын Хе вносить существенные коррективы во внешнеполитическую стратегию.

На протяжении шестидесяти последних лет внешняя политика Республики Корея базировалась на военно-политическом союзе с США. Стратегическое партнерство Сеула с Вашингтоном сохранится и в долгосрочной перспективе. Однако возникновение объединенной Кореи во многом будут зависеть от поддержания добрососедских отношений с Китаем, интересы которого на Корейском полуострове придется учитывать. Так же как считаться с влиянием КНР. В этой связи параллельное развитие отношений с Россией становится для Южной Кореи залогом дипломатической гибкости и оптимизации принятия решений в области внешней политики и безопасности.

Таким образом, происходит перезагрузка внешнеполитических приоритетов ментально и экономически островного государства (каковым Южная Корея фактически была до сих пор) на приоритеты континентального государства (каковым Корея станет в результате объединения). Отсюда – возникшая объективная и вполне прагматичная потребность в целенаправленном укреплении политических и экономических связей с Китаем и Россией в рамках провозглашенного президентом Пак Кын Хе евразийского направления в качестве приоритетного внешнеполитического курса. Связать американский и еврозийский векторы на Корейском полуострове призвана реализация политики доверия (trustpolitik), предусматривающая учет долгосрочных интересов всех сторон, вовлеченных в корейское урегулирование. На практике заявленные новации выражаются в стремлении, сохраняя поддержку Вашингтона, заручиться одобрения Пекином и Москвой будущего объединения Кореи.

В этих условиях для России создаются благоприятные условия экономической, политической и культурной экспансии на корейском направлении.

Самым значимым результатом визита президента В.В. Путина в Сеул стало подписание соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан России и Республики Корея сроком на 60 дней. Это третья такого рода договоренность, достигнутая Москвой со страной-членом ОЭСР (после Израиля и Турции).

В ходе встречи в Сеуле было подчеркнуто, что Россия и Южная Корея едины в необходимости обеспечения безъядерного статуса КНДР и готовы возобновить свое участие в «шестисторонних переговорах». Однако сторонам предстоит еще пройти большой, чтобы сблизить свое видение перспектив поддержания мира и международного сотрудничества на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.

Экономический блок соглашений представлен заявленной двустороннею готовностью продвигать реализацию крупномасштабных энергетических и транспортных проектов на Корейском полуострове. Пока же была объявлена декларация о намерении южнокорейского бизнеса войти в российско-северокорейский проект осуществления железнодорожных перевозок между российской пограничной станцией Хасан и незамерзающем портом  Раджин в КНДР.  Стороны заявили о стремлении развивать сотрудничество в судостроении, а также в научной и гуманитарной сферах.

Так же как и российско-вьетнамские деловые связи, российско-южнокорейское экономическое сотрудничество в значительной степени зависит от деятельности российских госкорпораций. Назревшей потребностью становится масштабному подключение к развитию двухсторонних отношений частного бизнеса, в том числе малого и среднего. Наконец, назрел вопрос о системном присоединении России к интеграционным процессам в Северо-Восточной Азии с участием Китая, Японии и Республики Корея.

 

PDF-версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати