© 25.10.2014, Вода К.Р.
9-17 октября 2014 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян посетил три европейские страны, встретился с лидерами Германии, РФ и Италии, а также принял участие в 10-м саммите Азия – Европа (АСЕМ) в Милане. Среди ключевых тем визитов «человека номер два в КНР» – развитие экономического и инновационного сотрудничества с европейскими партнерами, а также продвижение мегапроектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века».
Потребность экономики КНР привлекать технологии и инновации из-за рубежа, а также расширять существующие рынки экспорта китайской высокотехнологичной продукции и выходить на новые предопределили повестку европейского турне Ли Кэцяна. Оно началось с Германии – крупнейшего торгового партнера Китая в ЕС и шестого в мире. Ли Кэцян, сопровождаемый 14 высшими госчиновниками и 130 бизнес-лидерами, провел третью в 2014 г. встречу с членами кабинета министров ФРГ, а также с канцлером А. Меркель. В центре дискуссии оказались такие вопросы торгово-экономического сотрудничества и инновационно-технологического обмена, как обеспечение открытого доступа на рынки двух стран, защита интеллектуальной собственности, продвижение экономической интеграции. По сообщениям китайской прессы, стороны согласовали «Программу действий по китайско-германскому сотрудничеству» и выработали стратегический план по двустороннему сотрудничеству на будущие 5-10 лет.
В ходе визита в ФРГ были подписаны соглашения между компаниями и правительственными структурами двух стран на общую сумму более 2 млрд евро в приоритетных для китайской экономики областях - автомобилестроение, телекоммуникации, «зеленая» энергетика. Среди них, в частности, контракт на покупку китайской корпорацией CASC Group 70 самолетов Airbus А320; продление срока действия соглашения о совместном предприятии между Volkswagen и китайской FAW Group до 2041 г.; новый проект Deutsche Telekom и China Mobile по созданию цифровой сети в городах Китая, связывающей автомобили во время движения и др.
Затем премьер Госовета КНР отправился в г. Гамбург, являющийся базой для более 500 компаний с китайским капиталом, что составляет четверть от общего количества китайских предприятий в ФРГ. Ли Кэцян выступил с докладом на шестом саммите форума «Китай встречает Европу» (China meets Europe). В фокус обсуждения попали перспективы развития китайской экономики, участие европейских компаний в программах урбанизации КНР, экологическое сотрудничество и др. Премьер Госсовета заявил о решимости правительства КНР проводить реформы, направленные на либерализацию экономики, повышать открытость рынка, сокращать управленческий аппарат. Кроме того, объявлено о стремлении как можно скорее подписать инвестиционное соглашение между ЕС и КНР.
Следующим пунктом назначения Ли Кэцяна стала Российская Федерация. В ходе девятнадцатого по счету заседания глав правительств двух стран было подписано около 40 соглашений, наиболее значимыми из которых стали: трехлетнее соглашение между Центробанками РФ и КНР о валютных свопах объемом 150 млрд юаней (24 млрд долл.); меморандум о взаимопонимании в области высокоскоростного железнодорожного сообщения между ОАО «РЖД», госкомитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией «Китайские железные дороги»; соглашение о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по газопроводу «Сила Сибири». Руководители правительств РФ и КНР договорились подкрепить наметившееся улучшение политических отношений развитием торгово-экономических связей, объем которых было решено довести до 100 млрд долл. в 2015 г. и до 200 млрд долл. к 2020 г.
Ли Кэцян завершил европейское турне визитом в Италию. Переговоры с премьер-министром М. Ренци были посвящены увеличению объемов двусторонней торговли и расширению доступа КНР к передовым итальянским промышленным технологиям в том числе аэрокосмическим, инфраструктурным и энергетическим. Ли Кэцян также призвал облегчить доступ на итальянский рынок компаниям из КНР. В результате стороны подписали соглашения на общую сумму около 8 млрд евро, среди которых: соглашение о предоставлении Банком Китая (Bank of China Ltd.) кредитной линии размером в 1 млрд евро итальянскому энергетическому гиганту Enel; соглашение между итальянским инвестиционным фондом FSI и Китайской инвестиционной корпорацией о взаимных инвестициях на сумму 500 млн евро; контракт на покупку китайской корпорацией BAIC 40 вертолетов производства итальянской Finmeccanica и др.
Европа остается ключевым фактором китайского инновационного развития. Однако в последние годы правительство КНР ставит задачу повысить долю собственной высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта. Основной линией усилий для достижения этой цели является расширение инвестиций в зарубежные инфраструктурные объекты, преимущественно ж/д и автомагистрали, построенные с использованием китайских технологий и оборудования. На это, в частности, направлены мегапроекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь 21 века», представленные правительством КНР в 2013 г. По мере роста экспансии китайского капитала на рынки Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки, Африки, России, увеличивается значение КНР как реэкспортера и транзитера технологий из развитых в развивающиеся страны.
Таблица. Объем торговли КНР со странами ЕС и РФ в 2013 г.
Торговый партнер |
Импорт, млрд долл. |
Экспорт, млрд долл. |
Доля в общем объеме торговли, % |
ЕС-28 |
339,3 |
220,1 |
13,4 |
ФРГ |
67,4 |
94,2 |
3,9 |
Италия |
25,8 |
17,6 |
1 |
РФ |
49,6 |
39,6 |
2 |
Источник: International trade center, www.intracen.org.
Международное внимание привлекло участие китайского премьера в саммите АСЕМ. Выступление Ли Кэцяна освещало подходы КНР к сотрудничеству со странами Евразии. Выдвинув идею продвижения азиатско-европейского партнерства нового типа, ориентированного на мир и развитие, премьер Госсовета обозначил следующие три вектора китайской политики для достижения этой цели:
- Мирное развитие: поддержка многополярности мира; многостороннее взаимовыгодное сотрудничество; разрешение конфликтов и споров дипломатическими методами.
- Развитие коммуникационного и транспортного сообщения и либерализация двусторонней торговли: китайские инвестиции в строительство путей коммуникаций и транспортной инфраструктуры в Евразии; создание единого евразийского рынка.
- Продвижение гуманитарных контактов: обмен опытом в сферах урбанизации и здравоохранения; поддержка людей с ограниченными возможностями.
Кроме того, на полях саммита АСЕМ Ли Кэцян провел встречи с лидерами европейских и азиатских стран: председателем Совета ЕС Ван Ромпеем, председателем Еврокомиссии М. Баррозой, президентом Франции Ф. Олландом, премьер-министрами Греции и Финляндии, а также с премьер-министрами Таиланда, Вьетнама и Сингапура. В этом обширном списке вновь не оказалось премьер-министра Японии С.Абэ, также приехавшего на саммит: лидеры двух крупнейших азиатских экономик не провели ни одной официальной встречи с момента занятия своих постов в конце 2012 – начале 2013 г. Абэ также до сих пор не встречался с председателем КНР Си Цзиньпинем.
Ухудшение японо-китайских отношений в начале второго десятилетия XXI в. сопровождается обострением территориального спора вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, а также усилением разногласий по поводу толкования и оценок истории двусторонних связей. В последние годы КНР и Япония проводят активные международные кампании по защите своих позиций, вовлекая в них дипломатические ведомства, представителей СМИ и экспертного сообщества из различных стран.
В рамках курса по оказанию давления на Японию можно рассматривать сделанные в Москве заявления Ли Кэцяна о намерении провести в 2015 г. совместные российско-китайские торжества по поводу 70-летия окончания Второй мировой войны. При этом официальные лица РФ, в отличие от представителей Китая, до сих пор воздерживались от публичных комментариев по поводу проблем, связанных с историческим прошлым Японии. Следует отметить, что именно сдержанная позиция России по вопросам истории, контрастирующая с реакцией азиатских соседей Японии, послужила одной из благоприятных предпосылок для улучшения российско-японских отношений после прихода на пост премьер-министра С. Абэ.
Ожидается, что российский политический истэблишмент сохранит линию на невмешательство в исторические разногласия стран Северо-Восточной Азии. Однако наметившееся сближение РФ и КНР в результате украинского кризиса способно внести свои коррективы. Это может осложнить российско-японское взаимодействие, а также способствовать созданию неблагоприятного политического фона для Японии в Северо-Восточной Азии. При этом экономическое и политическое сотрудничество всех стран региона сегодня является условием как для успешного продвижения региональных интеграционных проектов, так и для поиска согласованного решения общих проблем безопасности и развития. Однако недостаток доверия, наблюдающийся на высшем политическом уровне, сужает возможности поиска компромиссных решений и препятствует развитию диалога в спокойном русле.
Нет комментариев