© 30.04. 2014, Федоровский А.Н.
Визит президента США Б. Обамы 25-26 апреля 2014 г. в Сеул должен был прояснить, во-первых, в чем «перебалансировка» американской внешней политики в Азии проявляется на Корейском полуострове, во-вторых, что подразумевает политическая мобилизация американских союзников в связи с кризисом российско-американских отношений из-за событий на Украине. В ходе состоявшихся переговоров и официальных мероприятий Вашингтон подтвердил неизменность своей готовности стоять «плечом к плечу» с Сеулом, опираясь на союзный договор. Назвав Северную Корею слабым «государством-изгоем», Б. Обама предупредил КНДР, что США в случае необходимости не будут «колебаться использовать нашу военную силу для защиты наших союзников и наш образ жизни». Это заявление президента дополняет позицию Вашингтона о неприемлемости реализации в Восточной Азии в любом виде «крымского варианта» решения спорных территориальных проблем. При этом оно адресовано как американской общественности, так азиатской аудитории.
Обращаясь к северокорейскому руководству, американский президент заявил, что перед КНДР стоит выбор: самоизоляция, или интеграция в мировое сообщество, обеспечивающее больше возможностей, больше безопасности и больше уважения. В Сеуле предупреждение Ким Чен Ыну оценили как поддержку в противостоянии ядерному шантажу Пхеньяна. В свою очередь, северокорейские средства массовой информации обрушили на Б. Обаму и южнокорейского президента Пак Кын Хе лавину критики и оскорблений.
Вместе с тем, визит, хотя и подтвердил традиционные предпочтения американской дипломатии, не дал адекватного представления о конкретных путях решения актуальных региональных проблем безопасности и межкорейских отношений. Переговоры американского лидера с президентом Пак Кын Хе не прояснили, в чем же состоят нынешние приоритеты США и их союзников на Корейском полуострове и какую стратегию в отношениях с КНДР они считают наиболее целесообразной. Нет надлежащей ясности относительно того, как США оценивают возможность сотрудничества с Россией по вопросам корейского урегулирования.
Отчетливо прозвучал лишь призыв американского и южнокорейского президентов к китайскому руководству активнее повлиять на северокорейскую администрацию с тем, чтобы заставить ее проявить сдержанность в своих ядерных и ракетных амбициях. Тем самым продолжился проводимый администрацией Обамы курс на одновременное сдерживание Китая и использование его влияния при решении конкретных внешнеполитических задач.
В свою очередь, в ходе визита американского президента и двухсторонних переговоров не была проявлена явная готовность южнокорейской стороны активно участвовать в наращивании антироссийских санкций. Скорее можно говорить о лояльных действиях союзника, осторожно просчитывающего негативные последствия своих действий. На практике это проявляется в том, что политическая позиция Сеула по Крыму согласуется с мнением Вашингтона. Однако очевидно стремление южнокорейской стороны избежать глубокого втягивания в политику ограничения экономических отношений с Россией, которые в последние годы динамично развивались к взаимной выгоде. Кроме того, Республика Корея не без оснований рассчитывает на поддержку Россией противодействия расширению ядерного потенциала КНДР.
В то же время Республика Корея вынуждена считаться со сложившимися внешнеполитическими реалиями и несколько приглушить пропагандистское сопровождение проводимого администрацией Пак Кын Хе «евразийский курса», подразумевающего более тесное сближение с Китаем и Россией.
В то же время Сеул намерен не только обеспечить свою безопасность за счет альянса с США, но и уделить внимание глубокой модернизации своего военного потенциала. Принять такое решение Южную Корею побуждает ухудшение политической ситуации в Северо-Восточной Азии, в том числе напряженность японо-китайских отношений. Возникающее в связи с этим беспокойство определяет стремление Сеула провести перевооружение южнокорейской армии, дабы подготовиться не только к возможному ухудшению ситуации на Корейском полуострове, но и обострению отношений между региональными державами.
В конечном итоге, визит американского лидера в Сеул не дает оснований для вывода о сколько-нибудь существенной корректировке политики США на Корейском полуострове. Во всяком случае, прозвучавшие внешнеполитические декларации еще предстоит наполнить реальным дипломатическим содержанием.
Нет комментариев