Визит премьер-министра Японии в США

3830

© 08.05.2015, Вода К.Р. 

С 26 апреля по 2 мая 2015 г. состоялся официальный визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в США. В фокусе лидеров стран, экспертов и СМИ оказались три ключевых вопроса: развитие японо-американского военно-политического взаимодействия; переговоры по заключению соглашения о Транстихоокеанском партнерстве; проблемы исторической памяти и ответственности Японии за события 30-40-х гг. XX в.

Руководящие принципы японо-американского оборонного сотрудничества

Саммиту Обама-Абэ предшествовали переговоры в формате «2+2» с участием министров иностранных дел и обороны двух стран, по итогам которых 27 апреля была принята обновленная редакция Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества (The Guidelines for U.S. – Japan Defense Cooperation)1. Первое за 18 лет обновление документа, раскрывающего задачи и направления деятельности японо-американского альянса, призвано отразить изменения, произошедшие за это время в системе региональной и глобальной безопасности, а также уточнить роли и обязанности, которые возлагают на себя союзники в новых условиях.

В новых Руководящих принципах задачами японо-американского оборонного сотрудничества провозглашаeтся достижение сбалансированного, эффективного и бесперебойного (т.н. «бесшовного» (seamless)) взаимодействия, что подразумевает совместное реагирование на широкий спектр ситуаций, угрожающих безопасности Японии как в мирное время, так и в случае конфликтов. В предыдущем варианте документа (1997 г.) возможности совместной деятельности были достаточно четко разграничены для условий войны и мира. При этом, как отмечают эксперты, были недостаточно проработаны сценарии взаимодействия в пограничных ситуациях, или т.н. «серых зонах», под которые подпадают, например, случаи высадки неопознанного вооруженного контингента на отдаленные японские острова или заход иностранной подводной лодки в территориальные воды. Кроме того, обнаружились недостатки в управлении альянсом в чрезвычайных ситуациях. В том числе они были выявлены в ходе спасательных работ после разрушительного землетрясения в Японии в 2011 г. Несмотря на мобилизацию около 24 тыс. американских военнослужащих для проведения операции «Томодати» (рус. «друг») по оказанию помощи пострадавшим в Японии, отсутствовал единый орган управления их действиями. Активизация двустороннего координационного механизма предусматривается лишь в случае вооруженного нападения на Японию, а поэтому фактически никогда не практиковалась. Кроме того, в соответствии с документом 1997 г., в задачи Японии в рамках альянса ограничивались исключительно обороной Японии, за исключением разве что оказания тыловой поддержи американским войскам в регионах, окружающих Японию.

Новые Руководящие принципы значительно расширяют масштабы и сферы японо-американского военно-политического взаимодействия. Во-первых, расширяются географические рамки двустороннего сотрудничества. Провозглашается глобальный характер задач японо-американского альянса, устраняется положение, ограничивающее сферу деятельности альянса районами, непосредственно прилегающими к Японии.

Во-вторых, увеличивается число областей взаимодействия, включая противоракетную оборону, меры по противодействию терроризму, миротворческие операции, оказание гуманитарной помощи, совместное проведение спасательных работ, а также мероприятия по реагированию на угрозы и вызовы, исходящие из киберпространства и космоса, на угрозы применения баллистических ракет и т.д.

В-третьих, приняты дополнительные меры по усилению оперативного взаимодействия в рамках альянса. Обозначена необходимость применять интегрированный подход (a whole-of-government Alliance approach) для достижения бесперебойного реагирования и сдерживания противника. Провозглашается создание постоянно действующего Координационного механизма для обеспечения тесного взаимодействия, обмена информацией и оперативной координации действий.

В-четвертых, сделан акцент на углублении сотрудничества с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности с Австралией и Южной Кореей, в различных областях: от миротворческих операций и оказания гуманитарной помощи до обеспечения безопасности на море, совместной разведки и наблюдения.

Наконец, Руководящие принципы 2015 г. содержат положения, расширяющие обязанности Японии в рамках альянса. В соответствии с резолюцией японского кабинета министров от 1 июля 2014 г., изменившей интерпретацию конституции, разрешается применение права на коллективную самооборону в случае, если вооруженное нападение совершено на страну, имеющую с Японией тесные связи, что «поставит под угрозу выживание Японии». С учетом этих изменений новые Руководящие принципы закрепили возможность японских сил самообороны взаимодействовать с вооруженными силами США в операциях по разминированию морских путей, а также оказывать логистическую поддержку и защищать активы и имущество друг друга (asset protection).

Следует отметить, что, несмотря на изменение интерпретации конституции в 2014 г., японский парламент до сих пор не одобрил внесение изменений в оборонные законы. Это стало нарушением принятой в альянсе практики, когда сначала японское внутреннее законодательство приводилось в соответствие с новой региональной и глобальной ситуацией в области безопасности, а затем на его основе принимался японо-американский документ, закрепляющий конкретные роли и обязанности союзников. Опережающее принятие Руководящих принципов, вероятно, отражает уверенность правительства Абэ, чья партия обладает большинством в обеих палатах японского парламента, в скором утверждении новых законов. Среди политических причин, подтолкнувших Японию к обновлению Руководящих принципов, стоит указать растущее беспокойство по поводу действий Китая в Восточно-Китайском море вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао, и необходимость подтверждения американских гарантий защиты островов, находящихся под японским контролем. Американской стороне принятие Руководящих принципов позволило продемонстрировать достижения политики «перебалансировки» в Азии, в рамках которой на союзников возлагается большие обязанности в плане обеспечения собственной безопасности в условиях ограничения расходов на оборону в США.

Транстихоокеанское партнерство

Другой важной темой визита премьер-министра Синдзо Абэ в США стало продвижение переговоров по согласованию условий соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (США участвуют с 2008 г., Япония с 2013 г.). В заявлении от 28 апреля (U.S.-Japan Joint Vision Statement) стороны подтвердили близость достижения окончательного соглашения, обозначив стремление совместно определять правила торговли и инвестиций как для Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для мира в целом. Лидеры двух крупнейших экономик – участников Транстихоокеанского партнерства вновь заявили о стратегическом значении соглашения, имплементация которого, с их точки зрения, должна способствовать не только росту занятости и доходов, но и миру и стабильности в регионе.2

Хотя недостаток информации о ходе переговоров затрудняет задачу анализа текущих позиций сторон, можно предположить, что в Японии вопрос об участии в Транстихоокеанском партнерстве, в целом, решен утвердительно. До недавних пор многие эксперты высказывали сомнения по поводу серьезности намерений Японии, учитывая наличие сильного аграрного лобби, сдерживающего либерализацию сельскохозяйственного сектора страны. Однако принятые в 2014-15 гг. правительством Синдзо Абэ меры по реформированию японского сельскохозяйственного сектора, включая сокращение полномочий Центрального союза сельскохозяйственных кооперативов (JA-Zenchu), вероятно, свидетельствуют о намерении довести переговоры о Транстихоокеанском партнерстве до завершения, несмотря на то, что это предполагает значительное сокращение импортных пошлин на сельхозпродукцию.

Кроме того, определенное давление на позиции сторон оказывает активизация Китаем экспансии капитала в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе недавнее создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, к которому ни США, ни Япония пока не присоединились. Как представляется, успех в конкуренции за право устанавливать правила, нормы и процедуры международной торгово-экономической деятельности будет в равной мере зависеть как от готовности участников того или иного формата изменить внутреннюю тарифную политику, так и от глубины компромисса между ними.

Проблема исторической памяти и ответственности Японии за события 30-40-х гг. ХХ в.

Большое внимание экспертов и СМИ уделялось тому, какое отношение к истории продемонстрирует премьер-министр Синдзо Абэ во время своего визита в США. Год 70-летнего юбилея окончания Второй мировой войны, а также «ястребиная» репутация Абэ, отрицающего необходимость извинений за действия Японии во время войны, подогревали обстановку, в которой японский премьер намеревался продемонстрировать понимание ответственности за события прошлого и сделать акцент на вкладе Японии в сохранение глобального и регионального мира и безопасности.

В ходе обращения на совместном заседании Конгресса США, которое японский лидер произносил впервые в истории, Абэ выразил соболезнования душам всех американцев, погибших во время Второй мировой войны. Он также отметил, что действия Японии принесли страдания народам азиатских стран.3 Кроме того, Абэ заявил, что он будет придерживаться взглядов, которые были выражены предыдущими японскими лидерами, имея в виду заявление премьер-министра Томиити Мураяма, сделанное в 1995 г. по случаю 50-летней годовщины окончания войны, в котором содержались слова о «глубоком раскаянии» и «сердечных извинениях» за агрессию Японии, а также заявление генерального секретаря кабинета министров Ёхэй Коно, сделанного в 1993 г., в котором признавалась проблема принудительного содержания т.н. «женщин для утешения».4 С. Абэ отметил, что «вооруженные конфликты заставляют женщин страдать больше всех. В наше время мы должны создать такой мир, в котором женщины будут свободны от нарушений прав человека». Тем не менее, конкретных извинений Абэ не произнес, чем вызвал негативную реакцию в Китае и Южной Корее, где проблема исторической памяти и ответственности Японии за события времен войны воспринимается очень остро.

Как отметили многие наблюдатели, позиция по вопросам истории не позволила Абэ в ходе визита в США предпринять шаги по улучшению японо-южнокорейских отношений. Вопрос о признании Японией ответственности за действия времен войны, вопреки поверхностным представлениям о его якобы малой значимости, имеет большое значение для развития американоцентричной системы альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США ставят задачу укрепления связей между своими союзниками и партнерами, однако охлаждение японо-южнокорейских политических отношений не позволяет наращивать трехстороннее взаимодействие. Несмотря на закрепление в японской «Стратегии национальной безопасности» 2013 г. за Сеулом статуса потенциального стратегического партнера Токио, реальная практика показывает, что даже наличие политической воли на высшем уровне не всегда способно решить проблемы, вызывающие сильную эмоциональную реакцию всего общества. По всей видимости, для этого необходим затратный и глубокий процесс исторического примирения, требующий изменений мышления больших слоев населения в обеих странах, что невозможно без долгосрочной государственной политики в этом направлении.

Примечания:

1 The Guidelines for U.S. – Japan Defense Cooperation. April 27, 2015. http://www.defense.gov/pubs/20150427_--_GUIDELINES_FOR_US-JAPAN_DEFENSE_COOPERATION_FINAL&CLEAN.pdf.

2 U.S.-Japan Joint Vision Statement. April 28, 2015. https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/04/28/us-japan-joint-vision-statement.

3 Full Text of Abe’s speech before U.S. Congress // The Japan Times. 30.04.2015.http://www.japantimes.co.jp/news/2015/04/30/national/politics-diplomacy/full-text-abes-speech-u-s-congress/#.VUx4PfntlBd

4 «Женщины для утешения» (яп. «ианфу») – эвфемизм для обозначения китайских, корейских, тайваньских и японских женщин, которые были принуждены работать в военных борделях («станциях утешения»), предназначенных для японской армии в годы Второй мировой войны. 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати