В Южной Корее вcтупил в должность новый президент страны

2528

© 14.05.2017, Давыдов О.В.

President Moon Jae-in by Republic of Korea // www.flickr.com/photos/koreanet

Победа на состоявшихся 9 мая в Республике Корея досрочных президентских выборах одного из лидеров оппозиции – председателя партии «Тобуро» Мун Чжэ Ина   стала знаковым событием, в  результате которого  к высшей власти после почти десятилетнего правления консервативного политического крыла вернулись  либералы.

Напомним, что причиной нынешних пертурбаций стало отстранение от власти через процедуру импичмента и последующее заключение под стражу прежнего главы государства Пак Кын Хе по обвинениям в злоупотреблении своими полномочиями и причастности к коррупционным скандалам.

Чрезвычайный характер событий, стоящих за избранием нового лидера страны, во многом обуславливает то особое внимание, которое уделяется как в самой Южной Корее, так и за рубежом  политическим планам и первым практическим шагам команды Мун Чжэ Ина.

Следует отметить, что новый президент далеко не новичок в большой политике. В 2007 – 2008 гг. был главой Администрации и личным другом тогдашнего президента Но Му Хена, а в 2012 году  стал основным соперником Пак Кын Хе в борьбе за президентское кресло, получив тогда поддержку 48% избирателей. После поражения выступал в качестве одного из ее главных оппонентов в Национальном собрании (парламенте), подвергая жесткой критике деятельность исполнительной власти. Однако теперь уже требуется другое. Сограждане ожидают от нового лидера конкретных и решительных действий, которые могли бы способствовать восстановлению пошатнувшегося доверия к власти, что в свою очередь является непременным условием сохранения внутренней стабильности и продолжения поступательного развития экономики.

В своей инаугурационной речи (церемония прошла без излишней помпы) Мун Чжэ Ин пообещал в корне изменить культуру политической власти: полностью отказаться от авторитарного стиля правления, свойственного его предшественникам, рассредоточить президентские полномочия, передав часть из них «другим демократическим институтам», установить жесткий контроль за силовыми структурами, дабы исключить возможность их вовлечения в политическую деятельность. Президент также заверил, что он немедленно займется реформированием чэболей  -  крупных торгово-промышленных и финансовых корпораций с тем, чтобы обеспечить большую транспарентность  их деятельности и пресечь сомнительные связи между крупным бизнесом и государственной бюрократией, порождающие коррупцию.

Свою заявку на начало «эпохи скромного президентства» Мун Чжэ Ин уже подкрепил эффектным шагом: заявил, что в будущем откажется от использования Голубого Дома в качестве своей официальной резиденции и превратит этот обширный комплекс в доступный всем национальный парк. Сам же он планирует переехать в более компактное здание на площади Кванхвамун, чтобы стать «доступнее» и иметь возможность участвовать в публичных  дискуссиях с согражданами как раз в том месте, где не так давно разворачивалось протестное движение против Пак Кын Хе. Все эти жесты пока достаточно благожелательно воспринимаются простыми гражданами, для которых в соответствии с традициями корейской политической культуры умеренность и бессребреничество, демонстрируемые государственным деятелем, служат  наилучшей аттестацией.

На данном этапе наиболее сложной задачей для Мун Чжэ Ина с точки зрения реализации предвыборной программы является достижение взаимопонимания с консервативным и центристским крылом политического истэблишмента страны. Уровень поддержки действующего президента на выборах был невысок (41%), а парламентская фракция демократов («Тобуро») располагает в Национальном собрании лишь 120 мандатами из 300. Поэтому политический маневр с целью поиска союзников и нейтрализации возможных противников представляется неизбежным.

Но и в этом вопросе глава государства начал действовать решительно. Сразу после инаугурации он лично посетил штаб-квартиры ведущих политических партий, предложив их руководству сотрудничать во имя решения общенациональных задач и призвав покончить с традиционным разделением политической элиты на «либералов» и «консерваторов». Объявил, что готов рекрутировать в свою команду компетентных людей любых политических взглядов, включая и тех, кто голосовал против него на прошедших выборах.

Внутренние расклады в Южной Корее довольно четко проецируются и на перспективы внешнеполитической деятельности новой администрации, в отношении которой фиксируется повышенный интерес большинства наблюдателей.

Дело в том, что еще на этапе предвыборных дебатов Мун Чжэ Ин сделал ряд сильных заявлений о намерении поработать на благо нормализации межкорейских отношений, пообещав даже осуществить в этих целях поездку в Пхеньян. Он также высказывался за более равноправные и сбалансированные отношения с США в рамках двустороннего военно-политического альянса, и даже рассуждал о необходимости заново рассмотреть вопрос о размещении в Южной Корее американских противоракетных комплексов THAAD.

Примечательно, что несколько туманная фразеология «прогрессивного» президента была воспринята, в том числе и некоторыми российскими экспертами, как указание на «смену вех» в  южнокорейской внешней политике: решительный отход от ориентации на США и курс на сближение с Северной Кореей.

Полагаем, что весомых оснований для такого рода суждений не имеется. Конечно в Сеуле хорошо помнят, что либеральные предшественники нынешнего главы государства – Ким Дэ Чжун, а затем и Но Му Хен в свое время пытались «согреть» Северную Корею «солнечным теплом», направляя немалые средства в совместные экономические и гуманитарные проекты, призванные побудить Пхеньян к конструктивным переменам. Однако результат оказался обратным ожидаемому.   Руководство КНДР воспользовалось ситуацией в интересах запуска опасных военных программ, имеющих целью создание ядерного оружия и средств его доставки.

В общем, десятилетие назад северокорейцы преподнесли своим собратьям хороший урок, о котором на Юге не забывают. Поэтому сегодня в Сеуле никто из здравомыслящих политиков, будь то консерваторы или либералы, не рискует наступать на «старые грабли». Согласно опросам общественного мнения   более 70% населения РК считают своего северного соседа угрозой для национальной безопасности и уверены, что защититься от него можно только при опоре на  силу, включая военный альянс с США. Такова политическая реальность, игнорировать которую весьма непросто.

Мун Чжэ Ин действительно отдает предпочтение политико-дипломатическому урегулированию проблем вокруг Северной Кореи и более расположен к диалогу с этой страной по сравнению с прошлой Администрацией. Однако движение по этому пути все же рассматривается им, судя по всему, в тесной увязке с практическими шагами Пхеньяна по ликвидации своих ракетно-ядерных программ. Иными словами, сначала – разоружение, а уже затем восстановление доверия и сотрудничество. Открытым, правда, остается вопрос,  верит ли президент в то, что руководство КНДР способно добровольно, без принуждения отказаться от ракет и ядерного оружия.

Характерно, что уже в первом же телефонном разговоре с Д. Трампом новый президент РК подчеркнул, что рассматривает союз с США как основу своей политики во внешней области и в сфере безопасности. Он также подтвердил намерение тесно координировать с Вашингтоном свои шаги на северокорейском направлении во всем диапазонам возможностей – от мер по «вовлечению» Пхеньяна и вплоть до противодействия вероятным провокациям.

Безусловно, далеко не все в американо-южнокорейских отношениях обстоит гладко. Мун Чжэ Ин считает необходимой постепенную адаптацию альянса к современным реалиям и, прежде всего, за счет повышения в нем веса Южной Кореи с учетом ее возросшего международного влияния  и экономического потенциала. Сеул, насколько можно понять, будет настаивать на том, что РК должна играть роль «первой скрипки» в деле денуклеаризации Корейского полуострова и не примет гипотетической «великодержавной» сделки по этому вопросу между США и Китаем, если позиция  Южной Кореи не будет принята во внимание.

При всей актуальности этих сюжетов  для России важно в первую очередь то, что Мун Чжэ Ин, похоже, заинтересованно и без предубеждений относится к сотрудничеству с нашей страной – как в сфере экономики, так и по теме урегулирования северокорейских проблем. Такой настрой, по оценке южнокорейских наблюдателей, был подтвержден в ходе телефонного разговора Владимира Путина с лидером Республики Корея 12 мая.  Этим моментом было бы важно воспользоваться для укрепления взаимовыгодных связей с традиционным для нас партнером.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

04.07.2025

Иван Данилин выступил на презентации аналитической записки «Полупроводниковая реиндустриализация США: что это значит для мира» на площадке клуба «Валдай».

подробнее...

Вышли из печати