© 23.01.2017, Вода К.Р.
photo by www.flickr.com/photos/foreignoffice
12 – 17 января 2017 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Филиппины, Австралию, Индонезию и Вьетнам. Очередное турне по странам Тихоокеанской Азии, помимо неослабевающего энтузиазма Абэ к своему курсу на «проактивную дипломатию», было призвано в преддверии вступления в должность президента США Дональда Трампа продемонстрировать жизнеспособность партнерств, сформированных за годы его нахождения у власти, на фоне наращивания КНР своего экономического и военного присутствия в регионе.
Сближение с Филиппинами и Вьетнамом, являющимися прямыми участниками территориальных и акваториальных споров в Южно-Китайском море, а также с Индонезией – крупнейшим государством Юго-Восточной Азии, равно как и укрепление военно-политического партнерства с Австралией, в последние годы стали важными направлениями политики Японии в Тихоокеанской Азии. Причинами активизации дипломатических усилий Японии стало ее стремление выдвинуться на роль лидера в решении проблем безопасности и развития в Тихоокеанской Азии, а также намерение выступить оппонентом Китаю, чьи напористые действия в военно-морской сфере, как считает официальный Токио, нарушают статус-кво и расшатывают региональную стабильность.
Обострение японо-китайского спора из-за территорий и акваторий в районе островов Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море (ВКМ) в 2010–2012 гг. заставило Японию рассматривать действия КНР в прилегающем морском пространстве как вызов собственной безопасности. Разногласия вокруг Сэнкаку изменили отношение Японии и к ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ). Несмотря на то, что Япония не является непосредственной стороной споров в ЮКМ, она проводит параллели между действиями КНР в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и открыто выражает озабоченность наступательной китайской политикой в военно-морской сфере.
Приоритетом своей политики в Тихоокеанской Азии Япония провозглашает соблюдение принципов верховенства права, мирного разрешения споров, транспарентности военно-морской деятельности, свободы судоходства и демократии для обеспечения мира, процветания и безопасности. Кроме того, японский премьер неоднократно призывал лидеров региональных держав признать роль США как ключевого гаранта региональной стабильности и поддержать американскую политику наращивания своего присутствия в Азии. Однако после победы на выборах президента США Дональда Трампа в Токио возросли опасения по поводу возможного усиления изоляционистских тенденций в американской внешней политике. В частности, японское правительство, которое 20 января завершило процесс ратификации соглашения о «Транстихоокеанском партнерстве», крайне негативно восприняло намерение Трампа отказаться от него. Беспокойство у Токио вызывает и общее видение новым президентом США вопросов международного торгово-экономического взаимодействия, а также отношение Трампа к союзникам и партнерам США. В этих условиях ключевыми темами переговоров Синдзо Абэ с лидерами посещаемых стран Тихоокеанской Азии стали проблемы морской безопасности, а также сохранение и укрепление режимов свободной торговли, что, по-видимому, образует условия сохранения существующего регионального порядка в видении японского премьера.
Первым пунктом назначения Абэ стали Филиппины. В последние годы страны заметно сблизились по вопросам политики и безопасности. В январе 2015 г. Япония и Филиппины подписали Меморандум о сотрудничестве в оборонной сфере, ставящий задачи расширить оборонные обмены, взаимодействовать для укрепления оборонного потенциала Филиппин, сотрудничать для обеспечения безопасности на море и т.д. В мае 2015 г. прошли первые двусторонние морские учения, в июне 2015 г. – учения по ликвидации последствий стихийных бедствий. В марте 2016 г. японский военный корабль зашел в филиппинский порт Субик Бэй. Кроме того, Япония оказывает материально-техническое содействие укреплению морских границ Филиппин. Еще в июле 2013 г. премьер-министр Абэ заключил соглашение о предоставлении Филиппинам средств по линии ОПР на закупку в Японии 10 катеров береговой охраны.
По всей видимости, премьер-министр Абэ приложил немало усилий для того, чтобы сохранить данный курс в японо-филиппинских отношениях после прихода к власти в этой стране в июне 2016 г. президента Родриго Дутерте. Менее чем за полгода лидеры провели три встречи. В ходе последней они выразили готовность продолжать укреплять сотрудничество в оборонной сфере. Дутерте подтвердил общность интересов двух стран в поддержании морской безопасности. Кроме того, стороны признали «незаменимую роль США в обеспечении региональной стабильности», а также выразили приверженность принципу разрешения конфликтов на основе международного права. В свою очередь, Синдзо Абэ выразил надежду, что Филиппины и Китай будут уважать решение Гаагского трибунала, в соответствии с которым территориальные претензии Китая в ЮКМ не имеют юридической базы1. Премьер-министр Японии в очередной раз подчеркнул, что наращивание военной мощи КНР в спорных водах ЮКМ оказывает влияние на региональную стабильность, а также является глобальной проблемой. Кроме того, Абэ выразил готовность оказать поддержку Филиппинам в год их председательства в АСЕАН, как считают эксперты, в надежде на то, что проблема ЮКМ будет активно обсуждаться на итоговых мероприятиях, в том числе на саммите в формате «АСЕАН+3» (страны АСЕАН плюс Япония, КНР, Республика Корея).
Япония выразила готовность в течение следующих пяти лет оказать Филиппинам финансовую помощь в размере 1 трлн иен (около 8,8 млрд долл.), включая государственные и частные инвестиции, для развития инфраструктуры, сельского хозяйства, предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Стороны также договорились создать совместную комиссию для развития экономического сотрудничества. Зная нацеленность филиппинского лидера на борьбу с наркотиками в своей стране, Абэ предложил использовать опыт Японии по реабилитации наркозависимых. В-целом, японскому премьеру удалось сохранить лояльность нового филиппинского лидера и заручиться пониманием японского подхода к ситуации в регионе. Взамен Абэ продемонстрировал готовность оказывать содействие экономическому развитию Филиппин и участвовать в решении социально-экономических проблем в этой стране.
Затем японский премьер отправился в Австралию, которую Абэ не раз называл «естественным партнером Японии», а также страной, разделяющей «общие ценности демократии, прав человека и верховенства права». В 2010 г. между силами самообороны Японии и вооруженными силами Австралии было подписано соглашение о предоставлении поставок и услуг2. Условия соглашения ограничивали взаимодействие миротворческими, гуманитарными и спасательными операциями и не предусматривали предоставления оружия и амуниции. Тем не менее, Австралия стала второй страной после США, с которой Япония может проводить отдельные оборонные обмены. В рамках японо-австралийского партнерства в 2013 г. было подписано соглашение об охране информации, призванное обеспечить увеличение объемов обмена данными между военными ведомствами и специальными службами двух стран.
В ходе нынешней встречи на высшем уровне между лидерами Японии и Австралии двустороннее соглашение о предоставлении поставок и услуг было обновлено в соответствии с принятыми в Японии в 2015 г. изменениями оборонного законодательства, разрешающими поставки амуниции вооруженным силам стран-партнеров в ситуациях, которые имеют «серьезные последствия для мира и безопасности Японии». Стороны также договорились до конца года заключить соглашение о проведении совместных военных учений. В своем заявлении Синдзо Абэ и Малкольм Тернбулл подтвердили важность союзов их стран с США, а также намерение продолжать активно сотрудничать с США и другими странами, «разделяющими общие ценности», такими как Индия, для сохранения международного порядка, основанного на верховенстве права, и поддержания мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.
Важным вопросом в повестке двусторонних переговоров стало обсуждение перспектив соглашения о «Транстихоокеанском партнерстве» (ТТП), участниками которого являются обе страны. Абэ и Тернбулл заявили о стремлении сохранить приверженность принципу свободной торговли, а также выразили решимость приложить усилия для вступления в силу соглашения о ТТП. По словам Тернбулла, протекционизм – это путь к бедности, и стороны должны оказать сопротивление тем, кто «призывает закрыться от мира». Стороны призвали поддержать лидерскую роль Японии и Австралии в обеспечении регионального мира и процветания.
Третьей страной, которую посетил Абэ, стала Индонезия. Повестка визита японского премьера также включала обсуждение проблем Южно-Китайского моря. Несмотря на то, что Индонезия, как и Япония, не является прямым участником споров в ЮКМ, Куала-Лумпур проявляет озабоченность по поводу притязаний КНР на территории в рамках т.н. «линии из девяти пунктиров», которая распространяется на акватории, прилегающие к островам в индонезийском округе Натуна. Во время переговоров с президентом Индонезии Джоко Видодо японский премьер заявил о важности двустороннего сотрудничества по укреплению безопасности на море, а также о готовности Японии оказывать содействие развитию отдаленных индонезийских островов. Лидеры также объявили о договоренности до конца года провести встречу министров иностранных дел и обороны двух стран в формате «2+2».
Свое турне по Тихоокеанской Азии С. Абэ завершил визитом во Вьетнам. Эта страна также рассматривается нынешним японским руководством как потенциальный политический партнер. В последние годы Япония активизировала контакты с Вьетнамом по линии оборонных ведомств, а также увеличила содействие ему в рамках программы официальной помощи развитию (ОПР), в том числе в укреплении морских границ и решении проблем безопасности. В частности, Токио и Ханой достигли договоренности о том, что корабли японских морских сил самообороны смогут заходить в порт в заливе Камрань во Вьетнаме. Стороны также ведут переговоры о проведении совместных учений. Японские воздушные суда с 2015 г. дважды посетили Вьетнам, возвращаясь с миссии по борьбе с пиратством в районе Сомали.
По линии ОПР Япония организовывала теоретические и практические курсы для служащих военно-морских сил Вьетнама в области подводной медицины (2012–2014 гг.), программы для вьетнамских ВВС в области авиационной безопасности (2012–2013 гг.), курсы по обучению служащих министерства обороны Вьетнама навыкам проведения спасательных операций (2014 г.). В августе 2014 г. Япония объявила о намерении предоставить Вьетнаму шесть судов, которые должны использоваться для усиления оборонного потенциала страны. В ходе нынешнего визита Синдзо Абэ заявил о предоставлении нового займа Вьетнаму в размере 120 млрд иен (1 млрд долл.) на закупку судов для береговой охраны.
Следует отметить, что в 2010 и 2013 гг. Япония пересмотрела существовавший длительное время запрет на экспорт вооружений. Теперь экспорт возможен, если он «соответствует задачам национальной безопасности, укреплению мира и развитию международного сотрудничества». Кроме того, в 2015 г. Япония разрешила предоставлять помощь по линии ОПР вооруженным силам стран-реципиентов. Таким образом, были расширены возможности Японии оказывать помощь странам Тихоокеанской Азии в решении задач, связанных с обороной и безопасностью.
Решение Японии содействовать усилению береговых служб Вьетнама и Филиппин и укреплению потенциала некоторых стран ЮВА в области морской безопасности может рассматриваться как посылаемый Китаю сигнал о намерениях Японии развивать военные обмены со странами, испытывающими опасения в отношении действий КНР в Южно-Китайском море. В то же время, эти действия Токио с настороженностью воспринимаются в Пекине. 12 января пресс-секретарь МИД КНР завила о том, что действия Абэ «вбивают клин и способствуют усилению напряженности» в отношениях между Китаем и АСЕАН. Таким образом, активность Японии на тихоокеанском направлении рискует еще больше осложнить и без того натянутые японо-китайские отношения.
Примечания:
1 В январе 2013 г. Филиппины подали иск в Постоянную палату третейского суда ООН по морскому праву в Гааге о правомерности китайских претензий на территории в ЮКМ рамках т.н. линии девяти пунктиров. В июле 2016 г. Постоянная палата третейского суда ООН признала безосновательными притязания Китая.
2 Agreement between the government of Japan and the government of Australia concerning reciprocal provision of supplies and services between the Self-defense forces of Japan and the Australian defense forces. [Электронный ресурс] URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/australia/pdfs/agree1005.pdf. (Вступило в силу в обеих странах в 2013 г.)
Нет комментариев