© 21.09.2018, Вода К.Р.
Фото: Armedia.am
20 сентября 2018 г. в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии прошли выборы председателя, на которых победу одержал ее действующий лидер Синдзо Абэ. Ему противостоял Сигэру Исиба – бывший генсек ЛДП (2012-2014 гг.), занимавший также посты министра обороны (2007-2008 гг.) и министра по оживлению экономики регионов (2014-2016 гг.). По итогам голосования, в котором принимали участие 810 депутатов – 405 парламентских и 405 региональных, Абэ набрал 553 голоса: 329 голосов парламентариев и 224 голоса региональных депутатов. Его конкурент Исиба смог заручиться поддержкой 254 депутатов: свои голоса ему отдали 73 парламентария и 181 региональный депутат.
Одержав победу на выборах, Синдзо Абэ получил возможность оставаться в кресле премьер-министра до сентября 2021 года. Рассмотрим некоторые политические задачи третьей каденции Абэ.
Пересмотр конституции, вероятно, будет главным внутриполитическим вопросом в ближайшие два года. Абэ не раз заявлял о намерении осуществить конституционную реформу во время своего пребывания у власти. По его мнению, нынешнюю конституцию необходимо пересмотреть – поскольку, во-первых, она была написана американским оккупационным командованием и не может считаться «японской», а во-вторых, многие её положения устарели и требуют пересмотра с точки зрения новых внутриполитических и международных реалий. 3 мая 2017 г. – в день семидесятилетней годовщины принятия конституции – в видеообращении, адресованном японской политической элите, Абэ призвал пересмотреть основной закон страны к 2020 г.
Абэ предложил внести изменения в конституцию, касающиеся четырех вопросов: 1) статуса Сил самообороны; 2) бесплатного полного среднего образования; 3) мер в условиях чрезвычайных ситуаций; 4) ликвидации объединенных избирательных округов на выборах в верхнюю палату парламента.
Наиболее резонансным и противоречивым пунктом является предложение об изменении антивоенной девятой статьи, согласно тексту которой: «искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Абэ предложил добавить в статью третий абзац, официально признающий статус Сил самообороны. По словам премьер-министра, необходимо «четко записать в конституции положение о существовании Сил самообороны, чтобы устранить разговоры об их неконституционности».
Согласно существующему законодательству, для внесения изменений в конституцию необходимо проведение общенационального референдума, за что должны проголосовать более двух третей депутатов обеих палат парламента. В настоящее время Либерально-демократическая партия совместно с другими политическими силами, поддерживающими пересмотр девятой статьи, имеет такое большинство. Однако опросы общественного мнения показывают, что примерно половина населения Японии выступает против изменения девятой статьи.
Антивоенные настроения в японском обществе сегодня продолжают оказывать влияние на стратегическое мышление политического класса, сдерживая националистические амбиции ряда японских политиков и побуждая их к поиску компромисса по вопросам внешнеполитического и оборонного курса. Так, предложение Абэ модифицировать девятую статью без ее существенной редакции лишь путем добавления третьего абзаца, было сформулировано не без давления со стороны пацифистски настроенной части японского правящего класса. Этот вариант заметно отличается от проекта конституции, опубликованного в 2012 г. ЛДП, который утверждал право на самооборону и не содержал положений о «необладании вооруженной силой» и «отказе от права вести войну», закрепленных в девятой статье. Вместе с тем, исход национального референдума по данному вопросу пока предсказать сложно.
Во внешней политике ожидается, что Абэ продолжит активную дипломатическую деятельность на региональном и глобальном направлениях. Между Японией и США можно прогнозировать рост взаимодействия в военно-политической сфере, включая закупку Японией американских вооружений и совместную разработку новых систем, в том числе компонентов ПРО. Как сообщил в июле 2018 г. японский министр И. Онодэра, к 2023 г. планируется установить две системы ПРО Aegis Ashorе, на приобретение которых будет потрачено 5,4 млрд долл. Также в 2018 г. было объявлено о приобретении Японией у США девяти самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye на 3,14 млрд долл. По словам некоторых экспертов, новые контракты на закупку американских вооружений станут одним из ответов Абэ на угрозы Трампа ввести новые тарифы на ввоз японских автомобилей на американский рынок1. Ранее Японии не удалось добиться для себя исключения из списка стран, к продукции которых США применили ограничительные меры, повысив в 2018 г. пошлины на ввоз стали и алюминия. Заключение японо-американского соглашения о свободной торговле в ближайшие годы представляется маловероятным ввиду сохраняющихся разногласий между сторонами. Параллельно Япония сохраняет заинтересованность в формировании торгово-экономических режимов в Тихоокеанской Азии, о чем свидетельствует ратификация в 2018 г. соглашения о Транстихоокеанском партнерстве одиннадцатью странами без США и продолжение переговоров о Региональном всестороннем экономическом партнерстве (RCEP).
Можно ожидать улучшения политического климата в отношениях между Японией и Китаем в связи с предстоящим в октябре 2018 г. визитом премьер-министра Абэ в Пекин и саммитом с председателем КНР Си Цзиньпином. Это может несколько выправить ситуацию в японо-китайских отношениях, где с начала 2010-х гг. доминировали негативные тенденции, а на первый план выходили территориальные и исторические проблемы. Вместе с тем трудно прогнозировать существенные изменения японской стратегии на китайском направлении, где основным подходом является балансирование и сдерживание действий Пекина. Ожидается, что Токио будет наращивать военные возможности и усиливать оборону находящихся в зонах риска участках японского архипелага (острова Нансэй на юго-востоке страны), стремясь предотвратить вероятные агрессивные действия со стороны КНР. В качестве мер внешнего балансирования действий Пекина, Токио будет укреплять партнерство с государствами, разделяющими с Японией взгляды на безопасность, в том числе в военно-морской сфере. Речь идет о расширении военно-морского присутствия в Юго-Восточной Азии и активизации политического и оборонного сотрудничества с Вьетнамом и Филиппинами, вовлеченными в споры с Китаем из-за территорий и акваторий в Южно-Китайском море, а также с Индонезией. Кроме того, Япония сохранит интерес к формату четырехстороннего диалога с участием США, Японии, Индии и Австралии.
В отношениях с КНДР Япония продолжит опираться на механизмы сдерживания и давления, включая применение экономических санкций для побуждения Пхеньяна к переговорам по ключевым проблемам двусторонних взаимоотношений, где наряду с ракетно-ядерной проблемой остро стоит вопрос о судьбе похищенных в КНДР японских граждан. Обещание северокорейского лидера Ким Чен Ына осуществить ядерное разоружение в КНДР, зафиксированное в совместном заявлении по итогам американо-северокорейского саммита 12 июня 2018 г., не внесло существенные коррективы в японский подход к северокорейской проблеме. В то же время японские санкции не способны оказать большого воздействия на поведение Северной Кореи. В целом, возможности Токио влиять на развитие ситуации на Корейском полуострове по объективным причинам невелики. Это побуждает Японию к тесному взаимодействию с США, а также к активизации оборонных обменов в трехстороннем формате с Южной Кореей.
Абэ сохранит высокую дипломатическую активность на российском направлении. Предложение президента РФ В. Путина заключить мирный договор с Японией без предварительных условий, сделанное на 4-м Восточном экономическом форуме во Владивостоке, было встречено отказом в Токио. Несмотря на это, в Японии было принято решение воздержаться от публичной критики слов российского лидера, поскольку это может нанести вред установившимся отношениям Путина и Абэ2. Сам японский премьер заявил, что предложение В. Путина свидетельствует о его стремлении заключить мирный договор. Вместе с тем, сторонам пока не удается достичь компромисса по проблеме делимитации границ. Токио считает, что заключению мирного договора с Москвой должно предшествовать решение территориального спора с возращением всех четырех островов – Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов Хабомаи. Россия, как известно, такую позицию не принимает. Несмотря на активную деятельность японского премьера, каких-то подвижек в этой позиции в предыдущие годы сделано не было. Поэтому говорить о подписании договора в ближайшей перспективе, учитывая существующие разногласия, вероятно, преждевременно.
Таким образом, третий срок Абэ на посту председателя Либерально-демократической партии, вероятно, не принесет заметных прорывов на главных внешнеполитических направлениях. Это повышает значимость внутренней повестки, наращивания политических и военных возможностей для ответа на глобальные и региональные вызовы.
Примечания:
1 Wallace C. Tough fights await Abe // East Asia Forum. 14.09.2018. URL: http://www.eastasiaforum.org/2018/09/14/tough-fights-await-abe/?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter2018-09-16 (дата обращения: 21.09.2018).
2 Japan waiting on Putin’s next move after peace treaty proposal // The Japan Times. 19.09.2018. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/09/19/national/politics-diplomacy/japan-waiting-putins-next-move-peace-treaty-proposal/#.W6TifPZoSUm (дата обращения: 21.09.2018).
Нет комментариев