Саммит Quad: появится ли в АТР аналог НАТО?

565


used image: Quad Leaders on Summit // youtube

© Терских М.А., 29.09.2021

24 сентября прибывшие в США на 76-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН лидеры Австралии, Индии и Японии вместе с американским президентом Дж. Байденом провели первый саммит Четырехстороннего диалога по безопасности – Quad. Мероприятие знаковое само по себе, а его очный характер в условиях коронавирусных ограничений (в марте с.г. главы государств «четверки» уже общались, но по видеосвязи) придает встрече особый политический вес. С учетом явного, хотя и не заявляемого открыто, антикитайского характера объединения невольно напрашиваются параллели с другими организациями, центральной идеей которых является сдерживание оппонентов, в первую очередь – НАТО. И пусть термин «азиатская НАТО» является публицистическим, вероятность трансформации «четверки» в военно-политический блок списывать со счетов вряд ли стоит.

Прообразом Quad можно считать взаимодействие четырех флотов в 2004 г. по оказанию помощи странам АТР, пострадавшим от цунами.

В 2007–2008 гг. предпринимались попытки запустить устойчивое сотрудничество в данном формате, окончившиеся неудачей из-за разности интересов участников. Однако связи продолжили укрепляться в рамках двусторонних и трехсторонних партнерств, что в сочетании с растущей озабоченностью государств усилением Китая привело к воссозданию четырехстороннего диалога в 2017 г. Идеологической основой стало представление об Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), вылившееся в принятие национальных Индо-Тихоокеанских стратегий (ИТС).

Скорость институционализации диалога «четверки», повышения его уровня и расширения охвата обсуждаемых проблем впечатляет. На прошедшем саммите лидеры приняли решение встречаться ежегодно, а список направлений взаимодействия пополнился развитием инфраструктуры, кибербезопасностью, космосом, производственными цепочками, образованием (в дополнение к борьбе с пандемией коронавируса, изменением климата, сотрудничеству в области новых технологий и, собственно, обеспечением безопасности на море, с которой всё и начиналось). Усилилась и идеологическая составляющая – Quad, как неоднократно отмечается в совместном заявлении, отстаивает «свободный, открытый и основанный на правилах порядок», а также «демократические ценности» в ИТР.

За большинством упомянутых тем с разной степенью очевидности читается антикитайский (и подспудно антироссийский) подтекст. Безопасность на море – инкриминируемые Китаю вызовы свободе судоходства в Южно- и Восточно-Китайском морях. «Безопасные, эффективные и качественные» вакцины – противовес распространяемым Пекином (и Москвой) в регионе и мире препаратам, сомнения в безопасности и эффективности которых регулярно звучат в западных СМИ. Изменение климата – критика «вклада» КНР (и России) в общемировые объемы выбросов углекислого газа. Содействие государствам в создании «качественной» инфраструктуры (синтез одноименной японской инициативы, американских «Сети голубых точек» и «Build Back Better World», соответствующих планов «Группы семи» и ЕС) – ответ на китайский «Пояс и Путь». Цепочки добавленной стоимости и технологии 5G – перенос чувствительных производств полупроводников из КНР и сомнения в прозрачности продукции китайских телекоммуникационных гигантов. С угрозами кибербезопасности и демократическим ценностям всё и так на поверхности – виновники определены уже давно. Подобная повестка дня вписывается в стратегию Вашингтона в ИТР, ключевыми задачами которой названы восстановление ведущей роли США, противодействие Китаю и вытеснение из региона России. В этом контексте утверждение о превращении Quad в инструмент реализации американской ИТС находит очередное подтверждение.

Вместе с тем обращает на себя внимание, что в итоговых документах саммита фактически размывается военно-морское взаимодействие. Сотрудничество на море упомянуто, однако не детализируется и в целом теряется на фоне других сфер. Кроме того, под бренд Quad подводятся старые, уже согласованные в других форматах проекты. К примеру, вряд ли можно считать заслугой именно четырехстороннего партнерства обещанные миру 1,2 млрд доз вакцин от коронавируса. У данной ситуации есть два объяснения. «Четверка» либо намеренно скрывает успехи в военно-политической области, либо пытается компенсировать пробуксовку на этом принципиально важном треке успехами на других. С учетом наличия в блоке Индии, чьи интересы отнюдь не тождественны американским, более вероятным представляет второй вариант.

В целом само участие Нью-Дели в подобном объединении можно считать успехом замысливших «антикитайскую НАТО» стратегов. Индия и Китай, конечно, являются естественными конкурентами. Однако Индия не заинтересована в повышении градуса напряженности – будучи единственной страной «четверки», имеющей сухопутную границу с КНР, она более восприимчива к последствиям классической дилеммы безопасности. Кроме того, Нью-Дели в целом хотел бы избежать втягивания в разворачивающееся американо-китайское противостояние и воспользоваться сулящей немалые выгоды нейтральной (насколько это возможно) ролью. Неслучайно индийская ИТС наименее конфронтационна и наиболее инклюзивна (по этим параметрам она сопоставима с «Индо-Тихоокеанским видением АСЕАН»).

Судя по всему, выбор тем сотрудничества Quad во многом продиктован упомянутой позицией Индии и стал результатом «искусства возможного». С одной стороны, саммит продемонстрировал нацеленность «четверки» на углубление кооперации по актуальным для региона сюжетам. С другой – обошел острые углы его наиболее чувствительных для Пекина тем. В этой связи, как представляется, символическое значение Quad в настоящее время превышает практическое.

В данном контексте примечателен состоявшийся незадолго до мероприятия запуск американо-британо-австралийского партнерства AUKUS в военно-технической сфере. Вероятно, эти два формата следует воспринимать в качестве звеньев одной цепи. AUKUS нацелен на сдерживание Китая в военно-политической области, Quad (в случае, если позиция Индии не претерпит принципиальных изменений) – в остальных.

Возвращаясь к поставленному в заголовке вопросу – никто, кроме США, не готов к юридически оформленному антикитайскому союзу. А у Вашингтона сейчас нет тех ресурсов, которыми он обладал в послевоенной Европе накануне создания НАТО, для того, чтобы продавить формирование аналогичной структуры в АТР. При этом, как показывает практика, и сами модели военных блоков XX века уходят в прошлое. Им на смену приходят ситуативные ad-hoc объединения по интересам без долгосрочных обязательств и громоздких бюрократических машин.

Сотрудничество в рамках Quad, безусловно, будет продолжено и обрастет новыми темами (преимущественно невоенными). Скорее всего, в различных форматах, на правах, скажем, партнеров по диалогу, к нему также будут присоединяться и другие страны региона, в той или иной степени заинтересованные в сдерживании Китая. Вместе с тем создание оборонительного альянса наподобие НАТО представляется маловероятным. Однако вопрос, что опаснее – монолитная структура или сеть гибких коалиций – остается открытым.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати