© 25.04.2016, Вода К.Р.
15-16 апреля министр иностранных дел России С.В. Лавров посетил Токио, где встретился с главой японского внешнеполитического ведомства Ф. Кисида. Переговоры министров были необходимы для согласования неофициального визита главы японского государства С. Абэ в г. Сочи, намеченного на 6 мая, и его встречи с президентом России В.В. Путиным. Если визит С. Абэ в Россию состоится, он станет свидетельством намерения сторон поддерживать диалог, несмотря на политический кризис между Россией и Западом, а также подтвердит стремление Японии проводить независимую внешнюю политику на российском направлении. Однако непростые международные условия вокруг российско-японских отношений и очевидные различия в переговорных позициях сторон не дают столь однозначно оценить результаты министерской встречи, равно как и значение будущих переговоров на высшем уровне.
Темы апрельских переговоров
Помимо подготовки контактов на высшем уровне важнейшей темой встречи глав МИДов России и Японии стало продолжение переговорного процесса по мирному договору. Согласно официальному комментарию МИД РФ, предшествовавшему визиту Лаврова, «российская сторона готова к продолжению консультаций по этому вопросу на уровне заместителей министров иностранных дел в соответствии с поручением Президента России и Премьер-министра Японии. Предыдущий раунд таких консультаций состоялся 8 октября 2015 г. в Москве»1. В ходе совместной пресс-конференции 15 апреля Лавров и Кисида подтвердили готовность вести диалог по проблеме мирного договора и провести новый раунд консультаций на уровне заместителей министров после визита С. Абэ в Россию.
Тем не менее, заявления обеих сторон, сделанные в преддверии и во время поездки С.В. Лаврова, обнажили различия позиций по проблеме мирного договора и территориального спора между Россией и Японией. Во-первых, согласно МИД России, «продвижение в данном вопросе невозможно без признания Японией послевоенных исторических реалий», то есть российского суверенитета над спорными островами. Японская позиция заключается в том, что так наз. «северные территории» – острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир – являются исконно японскими и не входят в Курильскую гряду, которой Япония лишилась в соответствии с Сан-Францисским мирным договором.
Во-вторых, в интервью СМИ 12 апреля Сергей Лавров отметил, «что тему мирного договора нельзя сводить к каким-то территориальным вопросам, тем более к территориальным претензиям, хотя бы потому, что единственный документ, который был подписан и ратифицирован обеими сторонами, – Совместная декларация 1956 г. – гласит, что стороны отказались от каких-либо претензий друг к другу, и ближайшей задачей является подписание мирного договора»2. Более того, Лавров отметил, что «упоминания о том, что на переговорах о мирном договоре будет рассматриваться территориальный вопрос, не существует».
В свою очередь министр иностранных дел Японии Фумио Кисида в тот же день заявил, что в его понимании «проблема мирного договора есть не что иное как проблема северных территорий». В ходе пресс-конференции 15 апреля, Ф. Кисида подтвердил, что позиция Японии не изменилась. Ссылаясь на поручение глав Японии и России 29 апреля 2013 г., Кисида отметил, что стороны должны преодолеть расхождения позиций на переговорах, окончательным образом решить вопрос принадлежности четырех островов во взаимоприемлемой форме и заключить мирный договор. Руководствуясь этим, Япония будет продолжать диалог, в первую очередь на уровне глав государств, в том числе в ходе визита премьер-министра С. Абэ в Россию и визита президента Путина в Японию3.
В-третьих, в Токио Лавров подтвердил российскую позицию, согласно которой решение территориального спора должно стать следствием процесса нормализации российско-японских отношений, а не предшествовать ему, к чему, в свою очередь, склоняется Япония. В интервью 12 апреля российский министр отметил, что «более тесное переплетение экономик, гражданских обществ, установление деловых связей между бизнесменами, обоюдное инвестирование, реализация совместных экономических, торговых, инфраструктурных и внешнеполитических инициатив, поможет создать атмосферу, которая будет гораздо более благоприятна для достижения договоренностей по любым трудным вопросам, чем нынешняя». На пресс-конференции, ссылаясь на заявление президента Путина, сделанное в ходе телевизионной «прямой линии» 14 апреля, Лавров отметил, что «для того, чтобы найти обоюдоприемлемое решение, нужно наращивать сотрудничество в всех областях без исключения и полностью задействовать все созданные для этого двусторонние механизмы». Японская сторона в ходе апрельской встречи не делала прямых заявлений по этому вопросу, однако очевидно, что проблема принадлежности территорий остается для Японии наиболее приоритетной темой двусторонних отношений.
Другими темами переговоров министров 15 апреля стало взаимодействие в области экономики и безопасности, укрепление культурных, гуманитарных и молодежных обменов, обмен мнениями по проблемам безопасности на Ближнем востоке и в Северной Африке, мирного урегулирования украинского кризиса.
В сфере международной политики министры уделили особое внимание проблемам безопасности на Корейском полуострове. Они согласились, что ядерные испытания и запуски баллистических ракет, осуществляемые Северной Кореей, являются угрозой для всего международного сообщества. Ф. Кисида заявил о необходимости усиления давления на Северную Корею путем строгого выполнения недавно принятой резолюции Совета Безопасности, а также упомянул о намерении сотрудничать в целях комплексного решения таких вопросов, как проблемы ядерного и ракетного оружия, а также случаев похищения японских граждан северокорейскими властями4. На пресс-конференции Лавров подчеркнул единство сторон «в том, чтобы добиваться от Пхеньяна прекращения безответственных шагов, чтобы КНДР осознала иллюзорность попыток добиться признания мировым сообществом ядерного статуса этой страны». Вместе с этим, Лавров завил, что Россия не приемлет наращивания количества систем противоракетной обороны в Северо-Восточной Азии, даже в ответ на обострение северокорейской ракетно-ядерной угрозы. В феврале 2016 г. заявление президента Республики Корея Пак Гын Хе о намерении рассмотреть вопрос о размещении комплексов ПРО американского производства в своей стране вызвало ряд критических заявлений со стороны российского МИДа, а также других ведомств, посчитавших этот шаг избыточным и провоцирующим гонку вооружений в регионе.
В целом, по словам С.В. Лаврова, сторонам удалось подготовить насыщенную повестку дня предстоящей встречи глав России и Японии как в плане двусторонней тематики, так и с точки зрения международных проблем.
Балансировка курса
Несмотря на стремление всесторонне развивать российско-японские отношения, возможности для этого остаются ограниченными, поскольку Япония присоединилась к антироссийским санкциям после украинских событий 2014 г. Сами японские власти очень внимательно относятся к тому, не нарушают ли их действия на российском направлении солидарную позицию стран Запада. Особые обязательства накладывает на Японию ее статус военно-политического союзника США. Ставшее известным в феврале этого года содержание телефонного разговора между премьер-министром С. Абэ и президентом США, в котором Б. Обама просил японского коллегу отложить встречу с российским президентом, укрепило уверенность части японской общественности в том, что действия правительства С. Абэ могут подорвать позиции Японии как ответственного и надежного партнера Запада. Кроме того, некоторые японские СМИ озвучили мнение, что стремление вбить клин между Японией и Западом – изначальная задача российского руководства. Подобные мнения накладываются на в целом негативное отношение японских граждан к России. По данным последнего опроса общественного мнения, более 79% респондентов не испытывают ощущения близости к России.
В этих условиях Токио постарался ослабить негативное отношение к нормализации связей с Москвой. В конце февраля Абэ направил генерального секретаря Совета безопасности С. Яти в Вашингтон, чтобы разъяснить значение своих действий на российском направлении. Для большей уверенности в «легитимности» российско-японских контактов на высоком уровне в преддверии визита С.В. Лаврова в японских СМИ был растиражирован комментарий представителя государственного департамента США, в котором он сказал, что «более тесные связи между Токио и Москвой не обязательно будут потерей для Вашингтона». Такое осторожное поведение японского руководства не позволяет предположить, что оно в одностороннем порядке может снять антироссийские санкции или признать их введение ошибочным.
Будет ли прорыв?
Несмотря на давление, по всей видимости, премьер-министр С. Абэ, пообещавший избирателям решить проблему «северных территорий» во время своего нахождения у власти, намерен сохранить диалог с российским руководством. Согласно распространенному в Японии мнению, добиться прорыва в решении территориальной проблемы возможно только через политическое решение на высшем уровне. В этой связи некоторые эксперты ожидают, что во время визита С. Абэ в Сочи или ответного посещения В. Путиным Японии такой прорыв может произойти. Однако апрельский визит С. Лаврова в Японию не добавил оптимизма. Сохраняющиеся различия в переговорных позициях сторон и отсутствие признаков их сближения делают прогресс в решении территориальной проблемы в настоящее время маловероятным.
Примечания:
1 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с визитом Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Японию. http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2231632
2 Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова СМИ Монголии, Японии и КНР в преддверии визитов в эти страны, Москва, 12 апреля 2016 года http://www.mid.ru/press_service/video/-/asset_publisher/i6t41cq3VWP6/content/id/2227965
3 Пресс-конференция С.Лаврова и Ф.Кисиды. Official Youtube channel of the Ministry of Foreign Affairs of Russia https://www.youtube.com/watch?v=xl9258UTbvg
4 Встреча министров иностранных дел Японии и России (основное содержание). Посольство Японии в России. http://www.ru.emb-japan.go.jp/NEWS/20161504.html
Нет комментариев