Почему пробуксовывает процесс ядерного урегулирования на Корейском полуострове

687

© 16.12.2019, Давыдов О.В.

North Korea — Pyongyang, Arirang (Mass Games) by (stephan) // www.flickr.com/photos/fljckr/

В последние недели ситуация вокруг Корейского полуострова заметно осложнилась.

Представители официальных инстанций КНДР (МИД, Генерального штаба, аппарата ЦК Трудовой партии Кореи и других ведомств) практически ежедневно выступают с резкими заявлениями по вопросам северокорейско-американских отношений и в связи с проблемой денуклеаризации. Их основной посыл: Пхеньян не намерен впредь обсуждать «корейский вопрос» путем затяжных переговоров с Вашингтоном. Если американская сторона до конца года не внесет «кардинально новые предложения» в целях улучшения двусторонних отношений, то Пхеньян будет вынужден отказаться от продолжения дипломатических усилий, и изберет «иной курс», пересмотрев свои ранее выдвинутые мирные инициативы. Отмечается, что в таком случае Д. Трампу будет преподнесен «сюрприз», и от его действий в предстоящие дни будет зависеть то, какой «рождественский подарок» он сможет получить.

Большинство наблюдателей сходится во мнении, что северокорейцы всё более прозрачно намекают на возможность выхода страны из моратория на проведение ядерных испытаний и пуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР), введенный КНДР еще весной прошлого года. Эти опасения, в частности, подтверждаются тем, что в декабре на ракетном полигоне «Сохэ» впервые после длительного перерыва были проведены испытания нового мощного ракетного двигателя, результаты которых, как утверждалось, призваны были способствовать изменению «стратегического положения» КНДР.

Вообще, ситуация, которая складывается вокруг ядерного урегулирования, выглядит парадоксальной. В настоящее время с инициативой о возобновлении «терпеливого и регулярного» диалога по этой проблеме выступают США, заявляя о готовности проявлять «разумную гибкость». Ближайшие соседи Кореи, прежде всего, Россия, Китай, а также Республика Корея так или иначе поддерживают эту позицию и даже предлагают стимулировать КНДР к сотрудничеству путем смягчения санкций, ранее введенных Советом Безопасности ООН. Из источников в МИД РФ известно, что Москва совместно с Пекином разработала комплексный «план действий», который призван помочь договаривающимся сторонам возобновить переговорный процесс и поэтапно продвигаться к урегулированию на основе взаимных уступок и компромиссов. Этот документ, как сообщают, уже был представлен нашим партнерам, включая КНДР, и даже получил их одобрение.

В этой обстановке единственной стороной, которая по сути уклоняется от участия в содержательном разговоре и пытается лишь диктовать свои условия остается только сама Северная Корея. Так, в Пхеньяне продолжают выступать с довольно невнятным требованием об отказе США от проведения «враждебной политики». По словам официального представителя МИД, КНДР в настоящее время уже не рассматривает тему денуклеаризации в качестве актуального вопроса своей политической повестки дня, и, если даже в отношениях с Вашингтоном перемен к лучшему не произойдет, то страна «ничего не потеряет».

Та настойчивость, с которой Пхеньян сигнализирует о скором истечении срока действия «ультиматума», ранее предъявленного Вашингтону, заставляет полагать, что северокорейцы вскоре действительно могут пойти на какие-то конфронтационные шаги, если в последний момент ситуация радикальным образом не изменится. Конечно, длительная история переговоров с КНДР содержит немало примеров самых непредвиденных поворотов сюжета, и поэтому заставляет быть готовыми к любым неожиданностям. Вместе с тем трезвая оценка состояния дел на треке американо-северокорейских отношений оставляет мало оснований для надежд на достижение реального прорыва.

По всей видимости, наиболее вероятным сценарием может стать решение КНДР о выходе из диалога с США, а, возможно, и приостановке выполнения всех обязательств по Совместной декларации от июня 2018 года. Учитывая, что многие аспекты, относящиеся к ядерной проблеме, а также мирному урегулированию на Корейском полуострове в целом, нашли отражение в двух принятых в прошлом году на высшем уровне межкорейских декларациях, нельзя исключать того, что северокорейцы аннулируют соответствующие положения этих документов. Нужно сказать, что большая часть договоренностей о межкорейском сотрудничестве и обменах, зафиксированных в этих декларациях, вплоть до сегодняшнего дня остается нереализованной по причине действия как международных санкций, так и односторонних рестрикций со стороны Сеула. Поэтому, пользуясь удобным поводом, Пхеньян вполне может решиться на их денонсацию, чтобы преподать своеобразный урок своему «ненадежному» партнеру.

В международных политических кругах существуют серьезные опасения, что КНДР в случае провала мирного процесса пойдет на возобновление ядерных испытаний, а также пусков МБР. В принципиальном плане это, конечно, возможно, однако в стратегической перспективе Пхеньян едва ли от этого выиграет.

Подобные акции «устрашения», проведенные в 2016-2017 гг., мало что дали с точки зрения задач повышения обороноспособности страны, но имели своим негативным следствием принятие крайне жестких международных рестрикций, что весьма болезненно сказалось на внутреннем и внешнем положении КНДР. С тех пор в Пхеньяне четко определили те «красные линии» в своих взаимоотношениях с мировым сообществом, заступать через которые весьма нежелательно. Как вариант нельзя исключать, что северокорейцы в близком будущем решатся на проведение пуска ракеты-носителя. Вывод в космос очередного ИСЗ, став очередной демонстрацией политических амбиций Ким Чен Ына, вместе с тем был бы не так остро воспринят в мире, как проведение провокационных экзерсисов чисто военного назначения.

Нужно сказать, что за всеми нынешними спекуляциями на тему перипетий американо-северокорейских переговоров и возможных действий КНДР в случае их провала теряется из вида главный вопрос – а заинтересована ли Северная Корея вообще в достижении каких-либо политических договоренностей, а также какие планы строит эта страна на длительную перспективу.

В этой связи уместно напомнить о том, что Пхеньян пошел на контакты со своими оппонентами в условиях безвыходного положения, вызванного санкциями и международной изоляцией. Однако за последние год-два ситуация существенно изменилась.

Во-первых, благодаря серии встреч на высшем уровне произошла «перезагрузка» его отношений с Китаем. В условиях обострения американо-китайских трений, и особенно с учетом возможности размещения американских ракет средней дальности в АТР, Пекин сейчас всё более склонен рассматривать Северную Корею как свой важный внешнеполитический ресурс, который следует оберегать от невзгод. Корейцы, конечно, едва ли вправе рассчитывать на решение всех своих проблем при опоре на «старшего брата», однако всё более весомая политическая поддержка и экономическая помощь с его стороны сегодня уже становятся заметным фактором региональных раскладов.

Во-вторых, ущерб, причиненный поначалу экономике и финансовому сектору КНДР вследствие действия международных санкций, в последнее время также удалось частично компенсировать. Всё дело в том, что корейцы научились находить удобные лазейки для обхода существующих ограничений. Факты, приводимые в докладе экспертов ООН, опубликованном в августе этого года, свидетельствуют о том, что Пхеньян за прошедший период сумел выстроить целую систему мероприятий, позволяющих не только нарушать режим санкций, но и получать незаконные доходы. Это, например, деятельность по тайной перевалке грузов в открытом море и в иностранных портах, использование северокорейскими хакерами киберпространства для нападения на зарубежные финансовые институты в целях хищения средств, а также операции с криптовалютой.

Иными словами, в силу действия целого ряда причин положение в КНДР в текущем году удалось стабилизировать, режим приобрел устойчивость и сумел укрепить внешнеполитические тылы.

С другой стороны, бытовавшим в прошлом в Пхеньяне надеждам на то, что личная дипломатия Ким Чен Ына и Д. Трампа позволит ценой малых потерь (сдачи устаревшего ядерного центра в Ненбене) полностью избавиться от санкций и обеспечить приток в страну иностранной помощи, не суждено было сбыться. Что же касается полного и необратимого отказа от ядерного оружия, на чем настаивала американская сторона в качестве предварительного условия предоставления всех бонусов, то такая возможность, судя по всему, никогда не рассматривалась руководством КНДР в качестве приемлемого сценария урегулирования.

В такой ситуации продолжение диалога, лишенного внятно сформулированных целей и реальной субстанции, сделалось для Пхеньяна бессмысленным и не слишком привлекательным времяпрепровождением.

Конечно, всё вышесказанное не свидетельствует о том, что переговорный путь для решения северокорейской ядерной проблемы полностью исчерпан. Важно то, что в мирном процессе заинтересованы не только США, но и все соседи Кореи, и это не может оставаться незамеченным для Пхеньяна. Однако прежде чем делать прогнозы в отношении будущих этапов дипломатических усилий, нужно понаблюдать, чем завершится нынешний цикл переговоров с участием КНДР и США.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
04.12.2024

Состоялся «Азиатский семинар» под руководством академика В.В. Михеева. С докладом «Премьер-министр Сигэру Исиба и внешняя политика Японии: вызовы и перспективы нового (старого) кабинета» выступил В.В. Кузьминков, советник Посольства РФ в Японии (2020–2024).

подробнее...

04.12.2024

Состялась совместная конференция ЦЕИ и ЦБВИ ИМЭМО РАН «Балканы в условиях геополитической неопределённости: тенденции, прогнозы, сценарии». Докладчики: сотрудники ИМЭМО РАН, Института Европы РАН, Института славяноведения РАН, НИУ ВШЭ, Российского института стратегических исследований, МГИМО МИД России.

подробнее...

Вышли из печати