© 17.04.2017, Федоровский А.Н.
photo by Stefan Krasowski // www.flickr.com/photos/rapidtravelchai/9465934852/
Политическая ситуация на Корейском полуострове к середине апреля 2017 г. резко обострилась. Политики и дипломаты, эксперты и журналисты разных стран обсуждают возможность и последствия проведения Северной Кореей новых испытаний ракетной техники и ядерного оружия, а также вероятность в ответ на это силовых действий Соединенных Штатов. Речь идет о возможном разрушении военной инфраструктуры КНДР.
Северокорейское руководство настаивает на своем праве обладать ядерным оружием и выражает готовность вступить в схватку с любым соперником (прямо называя США), который посмеет посягнуть на новый статус КНДР как ядерной державы (закрепленный при администрации Ким Чен Ына в её конституции). Именно с этой позиции силы Пхеньян собирается договариваться о решении всех политических, военных и экономических проблем с Вашингтоном.
США рассматривают политику КНДР, во-первых, как шантаж. В Вашингтоне опасаются (и не без оснований), что подобная тактика может быть воспринята и другими государствами, в первую очередь авторитарными режимами. Во-вторых, действия Пхеньяна оцениваются как потенциальная угроза безопасности США и американским союзникам. Причем новая администрация намерена перевести своё противодействие Пхеньяну на язык практических решений, способных остановить рост ракетно-ядерного потенциала КНДР, что прежде международному сообществу не удавалось. Как сказал в этой связи президент Д. Трамп, «если Китай не собирается разбираться с Северной Кореей, это сделаем мы». На фоне этих заявлений к Корейскому полуострову направлена группа кораблей 7-го флота США во главе с авианосцем Carl Vinson.
В свою очередь Китай также не устраивает появление у своих границ новой ядерной державы в лице КНДР. Впрочем, неудовольствие Пекина вызывает и развертывание США ПРО в Южной Корее в качестве противодействия ракетно-ядерной активности Северной Кореи. Призывая все стороны к сдержанности, Китай в качестве меры, способной разрядить обстановку, предлагает одновременно прекратить проведение КНДР ракетно-ядерных испытаний, а США и Южной Кореей – ежегодных крупномасштабных военных маневров. Правда окончательного решения проблемы это предложение тоже не обещает.
Китай заметно активизирует свою политику на Корейском полуострове. С одной стороны, происходит потепление китайско-южнокорейских отношений, осложнившихся после решения Сеула при администрации Пак Кын Хе разместить на Юге Корейского полуострова системы ПРО THAAD. В частности, в Сеул был направлен спецпосланник Пекина для проведения консультаций по вопросам преодоления возникшего кризиса. С другой стороны, Китай вводит дальнейшие ограничения экономических связей с КНДР. В 2014-2016 гг. двухсторонний товарооборот снижался под влиянием вводимых Пекином санкций. Первый квартал 2017 в результате некоторого ослабления введенных ограничений показал оживление торговых обменов. Однако с 19 февраля 2017 г. Китай полностью прекратил закупки в КНДР угля, что существенно скажется уже в этом году на состоянии взаимного товарооборота. С 17 апреля авиакомпания Air China приостановила авиасообщение с Пхеньяном.
Что касается Японии, то она, опасаясь негативных последствий ядерных и ракетных испытаний, настаивает на принятии международным сообществом решительных мер, противодействующих ракетно-ядерной программе КНДР. Однако не совсем ясно, в какой мере Токио подержал бы стремление Вашингтона дополнить размещение в регионе системы ПРО возможным превентивным ударом по КНДР.
В Южной Корее создание КНДР оружия массового уничтожения вызывает большое беспокойство общества и правящих элит. В стране начато размещение американской системы ПРО THAAD. Однако нет консенсуса относительно необходимых дальнейших ответных мер и возможных путей окончательного решения проблемы. Диапазон предлагаемых решений колеблется от предложения создать собственное атомное оружие до смягчения политики в отношении Севера. Уже в мае этого года после проведения президентских выборов новой администрации придется определиться со своими приоритетами в области внешней политики и безопасности на Корейском полуострове. Пока же исполняющий обязанности южнокорейского президента премьер-министр Хван Гё Ан после консультаций с вице-президентом США М. Пенсом заявил о том, что «Республика Корея и США примут мощные карательные меры в случае дальнейших провокаций КНДР».
Подойдя к опасной черте, участники конфликта продолжают действия, грозящие дальнейшим обострением ситуации. В Пхеньяне 15 апреля 2017 г. 105 годовщину со дня рождения Ким Ир Сена отметили самым грандиозным парадом в истории КНДР, но ожидавшееся всеми очередное испытание ядерного оружия пока проведено не было. В свою очередь в американскую прессу просочилась информация о решении Вашингтона воздержаться от удара по Северной Корее. Однако ожидаемой паузы в развитии кризиса не наступило. Проведенный КНДР 16 апреля запуск ракеты (хотя и неудачный) вызвал резкую реакцию США. Вице-президент США М. Пенс, посетив Южную Корею, 17 апреля заявил, что администрация Д. Трампа «не намерена следовать политике «стратегического терпения» в отношении КНДР». При этом по его словам США намерены «обеспечить безопасность на Корейском полуострове мирными средствами, путем переговоров». В то же время американский вице-президент дал понять, что в арсенале американской политики остаются и другие средства. По его словам, «рассматриваются все варианты действий». Вслед за этим последовала реплика о том, что Америка «всегда добивалась мира посредством силы». Обобщая сказанное, пока трудно сказать, что предпочтет Вашингтон в целях преодоления нынешнего кризиса.
Можно сделать первые предварительные выводы из сложившегося положения:
- во-первых, это не первый кризис, связанный с созданием и тестированием северокорейским режимом ракетно-ядерного потенциала. Однако это первый кризис, выход из которого не может закончиться взятием паузы в действиях или простым отходом на прежние позиции вовлеченных в него сторон без потери лица для основных участников конфликта. Прежде всего, это касается лидеров стран, активно вступивших «в игру на повышение ставок»: главы северокорейского режима Ким Чен Ына и американского президента Д. Трампа. Поставленные в повестку дня претензии КНДР легализовать свой ядерно-ракетный статус и заявленная решимость новой американской администрации предотвратить подобный сценарий достигли накала, снизить который возможно если не одномоментным решением возникших проблем, то, во всяком случае, согласованным алгоритмом действий при участии Республики Корея и региональных держав;
- во-вторых, обращает на себя внимание, что в качестве возможного реального варианта развития событий рассматривается использование США военной силы. Пока такого решения нет. Но оно остается в арсенале администрации Д. Трампа;
- в-третьих, оценивая политические подходы к решению проблемы, следует иметь в виду исчерпание потенциала прежнего формата шестисторонних переговоров. Даже если допустить формальное присутствие шести участников за переговорным столом, на первый план дискуссий, скорее всего, выйдут новые темы. Привычный вялотекущий торг (северокорейское ядерное оружие обменивается на экономические бонусы со стороны США и региональных держав) уже не устраивает ни Пхеньян, ни США.
Развивающиеся у дальневосточных границ России кризисные явления вызывают озабоченность Москвы. В ходе переговоров министра иностранных дел РФ С. Лаврова с госсекретарем США Р. Тиллерсоном в Москве 12 апреля 2017 г. отмечалось, что «стороны выступают за неукоснительное соблюдение резолюций СБ ООН, которые были приняты на эту тему». Обсуждалось, «как найти способы урегулирования проблемы денуклеаризации Корейского полуострова через политические и дипломатические усилия». 14 апреля в телефонном разговоре министр С. Лавров обсудил ситуацию на Корейском полуострове с министром иностранных дел КНР Ван И.
Между тем ни у одной из сторон, так или иначе вовлеченных в кризис на Корейском полуострове, пока нет ясной программы действий. И это дает основания опасаться нового обострения ситуации в любой момент. К очередной знаменательной дате в КНДР могут осуществить ракетный запуск или ядерное испытание, которые вызовут новое обострение ситуации с плохо прогнозируемыми последствиями.
Нет комментариев