Об открытии внеочередной сессии парламента в Японии

1582

© 30.10.2013, Вода К.Р.

С 15 октября по 6 декабря 2013 г. парламент Японии проводит внеочередную сессию. В послании парламенту премьер-министр Синдзо Абэ очертил круг экономических и политических задач, решению которых будет посвящена сессия: восстановление пострадавших регионов и ликвидация последствий катастрофы на АЭС «Фукусима-1», продолжение мер по восстановлению экономического роста, активизация оборонной и внешней политики Японии.

Попробуем разобраться в расстановке сил и в ключевых законопроектах, вынесенных на обсуждение в парламент.

Расстановка сил

Это первая парламентская сессия после восстановления нынешней правящей коалицией своего контроля над обеими палатами. В 2007 г. Либерально-демократическая партия под руководством С. Абэ проиграла выборы в верхнюю палату парламента, после чего Япония оказалась в ситуации так называемого «перекрученного» парламента, когда контроль над верхней палатой осуществляет одна политическая сила, а над нижней – другая. Это было губительно для страны, поскольку в отсутствие поддержки парламента премьер-министры вынуждены были откладывать решение сложных вопросов, таких, как борьба с дефляцией, ускорение темпов роста экономики, решение социальных проблем и другие. В 2012 г. вернувшийся на политическую авансцену С. Абэ выступил с программой экономических реформ, которая привлекла внимание избирателей и помогла Либерально-демократической партии победить на выборах в нижнюю палату в декабре 2012 г., а затем на выборах в верхнюю палату парламента в июле 2013 г.

Сейчас правящей коалиции Либерально-демократической партии и «Новой партии Комэйто» принадлежит 350 (более 70%) мест в нижней палате парламента и 134 (55%) места в верхней палате. Фракции оппозиционных партий – Демократической партии Японии, «Партии всех граждан», коммунистической и др. – немногочисленны и оказывают лишь ограниченное влияние на исход голосований по законопроектам. Новичок в парламенте – «Партия возрождения Японии», имеющая 53 места в нижней и 9 мест в верхней палате, – склонна солидаризироваться с правящей коалицией по широкому кругу вопросов, включая пересмотр конституции.

Ключевые законопроекты

Прежде всего, правительство Японии намерено, пользуясь образной терминологией нынешнего кабинета, выпустить «третью стрелу» новой экономической политики – так называемой «абэномики». Речь идет о мерах по поддержке новых источников роста, которые должны дополнить две первые «стрелы» – меры бюджетного и монетарного стимулирования.

Сегодня в распоряжении правительства вместо единой стратегии роста находится множество программ и идей, включая создание специальных экономических зон, увеличение вклада женщин в экономику, участие в режимах свободной торговли и др.

Учреждение специальных стратегических зон имеет цель привлечь иностранных инвесторов и международные корпорации для постоянной работы в крупных городах Японии. Планируется улучшение условий для ведения бизнеса на территории этих зон, в том числе либерализация рынка труда, налоговые послабления, упрощение мер регистрации и ликвидации предприятий и др. Правительство намерено учредить в 2014 г. до пяти таких специальных зон в традиционных центрах промышленности и бизнеса –Токио, Осака, Нагоя и Фукуока. Камнем преткновения может стать расширение возможности компаний нанимать сотрудников по временным контрактам, против чего выступает Министерство здравоохранения, труда и благосостояния. В результате представители этого и других министерств, оппонирующих планам правительства по либерализации рынка труда, были исключены из процесса подготовки законопроекта. 

В области оборонной и внешней политики C. Абэ повторил многие предложения, сформулированные во время своего первого премьерского срока, включая внесение поправок в конституцию и создание Совета национальной безопасности. Некоторые проекты будут рассматриваться на нынешней парламентской сессии.

В частности, создание Совета национальной безопасности призвано усилить роль премьер-министра в принятии оборонных и внешнеполитических решений, повысить качество и оперативность принятия решений, увеличить объемы сбора и обмена информацией, в том числе обмена секретной информацией с военными ведомствами и специальными службами США и партнеров. Данный шаг вписывается в общее направление укрепления военно-политических отношений с США, принятия на себя более широких обязательств в рамках альянса, активизации японской дипломатии на различных направлениях.

Ужесточение закона о государственной тайне, предполагающее увеличение тюремных сроков для государственных служащих, уличенных в раскрытии секретной информации, вызвано накопившимися недостатками в японской системе ее хранения, вылившимися в череду скандалов с утечками секретных данных в последние годы. Приведение в порядок системы обработки и хранения секретной информации, относящейся к обороне, дипломатической службе, контртеррористической и разведывательной деятельности, является практической задачей в связи с планирующимся увеличением объемов взаимодействия в рамках японо-американского альянса. Во время разработки законопроект подвергся корректировке со стороны «Новой Комэйто», критиковавшей его за нарушение основополагающих гражданских прав на информацию и свободу прессы. Партия потребовала внести в закон специальное уточнение, гарантирующее свободу СМИ собирать информацию всеми не нарушающими закон способами.

В парламент также будут представлены новые Основные направления национальной обороны, определяющие задачи в области обороны Японии на ближайшие пять лет. В документе нашла отражение озабоченность правительства по поводу непредсказуемости северокорейского режима, реализующего ядерную и ракетную программы, а также растущей активности ВМС Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В документе появится раздел, посвященный обороне южных островов Японии. Планируется увеличение контингента японских сил самообороны и военной техники для патрулирования района спорных островов Сэнкаку (Дюяоюй).

Характерно, что концепция «активного пацифизма», сформулированная С. Абэ, включает участие Японии в миротворческих и контртеррористических операциях, взаимодействие с США и их союзниками в сфере безопасности. Общий размер военных расходов в следующем году впервые за 11 лет будет увеличен на 12 %. Также ожидается внесение на обсуждение мер по ослаблению ограничений на экспорт вооружений.

Стоит заметить, что судьба задуманных нынешним премьером новаций в оборонной и внешней политике во многом будет зависеть от того, удастся ли ему обеспечить перелом в экономической динамике. В случае неудачи «абэномики» поддержка и авторитет С. Абэ неизбежно снизятся, что существенно осложнит реализацию его планов более активного позиционирования Японии в международной политике в сфере безопасности.

 

 PDF-версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати