© Емельянова О.Н., 14.06.2022
Администрация Фумио Кисиды пришла к власти в Японии в октябре 2021 года. Важным аспектом предвыборной кампании стало обещание новой экономической политики под лозунгом «нового капитализма». С тех пор было проведено не одно заседание кабинета министров с целью оформить громкие заявления в конкретные меры развития японской экономики. Последнее (восьмое) обсуждение состоялось 31 мая 2022 года, результатом которого стала публикация проекта «Общего замысла и плана реализации нового капитализма» [1]. Однако документ со столь амбициозным названием мало приблизил правительство к заявленным целям.
На инаугурации премьер-министр объявил о том, что главной задачей новой политики станет формирование «благоприятного цикла роста и распределения», что позволит исправить проблему неравенства в доходах населения за счет пересмотра системы налогообложения. Для разработки и дальнейшей реализации программы был сформирован специальный «Совет по реализации «нового капитализма»». Символично, что одним из активных членов Совета, поддержавших идею справедливого распределения благ в японском обществе, стал Кэн Сибусава - правнук Эйити Сибусава, который считается «отцом-основателем японского капитализма».
Однако в ответ на такие благие намерения на правительство обрушилась острая критика со стороны представителей финансовых кругов, которые услышали в этих планах угрозу повышения налога на торговлю финансовыми активами. Такая реакция была поддержана и фондовым рынком. В течение последующих нескольких дней продолжалось падение индекса Nikkei, которое стали называть «шоком Кисида». Негативный отклик заставил Совет действовать осторожнее и умерить свой пыл в вопросе масштабов предстоящих реформ.
Основная направленность документа обусловлена стремлением отказаться от принципов неолиберальной экономической политики, которую японское правительство считает «третьей фазой» развития капиталистической модели. Ей, по мнению составителей вышеупомянутого плана, последовательно предшествовали доктрины «невмешательства государства в экономические процессы» (laissez-faire) и «всеобщего благоденствия» (welfare state). Предполагается, что новая, четвертая фаза капитализма позволит решить усугубившуюся проблему внешних побочных эффектов («экстерналий») путем усиления инструментов частно-государственного партнерства. Другими словами, речь идет о реализации социально-ориентированной формы капитализма, заявленной Советом по инклюзивному капитализму.
Основные проблемы, нависшие над современной Японией и обозначенные в документе, включают в себя изменение климата; снижение рождаемости и «старение» населения; увеличение неравенства; обеспечение экономической безопасности, включая энергетическую и продовольственную. Приоритетными станут инвестиции по следующим четырем направлениям: (1) человеческий капитал, (2) НИОКР (квантовые технологии, ИИ и биотехнологии), (3) венчурный бизнес, (4) GX (декарбонизация) и DX (цифровизация).
Одной из центральных задач названа необходимость повышения в Японии заработной платы, так как именно фактор стагнации доходов домохозяйств считается основной причиной вялого потребления. Снижение доли заработной платы в национальном доходе характерно для многих развитых стран, Япония в этом вопросе не является исключением.
Динамика доли заработной платы в развитых странах, 2000-2020
https://www.cas.go.jp/jp/seisaku/atarashii_sihonsyugi/kaigi/dai3/shiryou1.pdf
Для решения этой проблемы правительство объявило о планах повышения вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль с 20% до 30% для крупных компаний и с 25% до 40% для малых и средних компаний. Например, для крупных компаний будет установлен вычет в размере 25% при увеличении заработной платы сотрудников от 4% до 20% по сравнению с предыдущим годом. Если заработная плата будет увеличена более чем на 20%, этот показатель будет достигать 30%. Кроме того, для малого и среднего бизнеса он вырастет до 30% при увеличении заработной платы в диапазоне 2,5–10%, и до 40% при увеличении заработной платы более чем на 10%. Для компаний, поднимающих заработную плату, но имеющих отрицательную прибыль, предусматриваются выплаты субсидий. В их пользу будут также скорректированы требования к госзакупкам. В дополнение, рост доходов предполагается стимулировать через увеличение производительности труда за счет увеличения инвестиций в человеческий капитал, в том числе внедрения программ обучения цифровым технологиям. Планируется расширение возможностей для дополнительной занятости и подработок.
Что касается регулирования финансового рынка Японии, то планируется дальнейшая его либерализация – ослабление зарегулированности и снятие административных барьеров. Ведется подготовка законопроектов, которые упразднят квартальную отчетность компаний в соответствии с «Законом о финансовых инструментах и биржах» и приведут к унификации финансовой отчетности компаний с финансовой отчетностью биржи. Предпринимаются шаги для развития Японии как международного финансового центра за счет упрощения требований по вхождению зарубежных финансовых институтов с высокими инвестиционными возможностями. Законы о банковской деятельности будут продолжать пересматривать в сторону упрощения и расширения сфер, доступных для инвестирования. Готовятся поправки в Закон о финансовых инструментах и биржах с целью создания новых инструментов по управлению активами, которые будут способствовать росту инвестиций в приоритетные отрасли из сбережений домохозяйств. Также будут расширены возможности для привлечения инвестиций в стартапы.
Будут предприняты усилия для роста инвестиций домохозяйств. В Японии индивидуальные финансовые активы достигают 2000 трлн иен, более половины из которых составляют депозиты и наличные деньги. Считается, что именно высокая склонность японцев к пассивным сбережениям сводит на нет усилия японского правительства по стимулированию экономического роста. По этой же причине за 20 лет финансовые активы домохозяйств в Японии увеличились только в 1,4 раза, в то время как в США – в 3 раза, в Великобритании – в 2,3 раза.
С целью направить вклады домохозяйств в инвестиции будет проведена реформа системы «Индивидуального сберегательного счета» (NISA), которая позволяет инвестировать личные средства в финансовые активы, определенная часть доходов с которых не облагается налогом. Система «индивидуальных пенсий с установленными взносами» (iDeCo) также будет пересмотрена. Предполагается, что стимулирование трудоустройства пожилых людей до 70-летнего возраста в условиях «стареющего» общества может способствовать росту потребления, так как в распоряжении пожилого населения Японии (от 60 лет и старше) находится более половины всех наличных средств и депозитов сектора домохозяйств. Все эти меры станут частью «Плана удвоения доходов от активов», который будет разработан к концу 2022 года.
Продолжится совершенствование инструментов индикативного планирования. Например, планируется отказ от принципа «составления однолетнего бюджета» и создание фонда, позволяющего расширить горизонт государственного планирования.
В совокупности, намеченные меры кабинета Кисиды направлены в первую очередь на рост потребления за счет увеличения доходов домохозяйств, формирования новых форм спроса и предложения в рамках старой экономической модели. Для реализации намеченной программы разрабатывается «дорожная карта», которую планируется опубликовать до конца текущего года.
На уровне макроэкономического регулирования можно говорить о некотором усилении роли фискальной политики. Однако реальные планы правительства оказались более сдержанными по сравнению с изначально заявленными целями.
Нет комментариев