© 09.02.2015, Вода К.Р.
С 20 января 2015 г. мировые СМИ активно освещали драму с захватом боевиками Исламского государства (ИГ) в заложники двух японских граждан – журналиста-фрилансера Кэндзи Гото и предпринимателя Харуна Юкава. Кризис завершился 1 февраля наихудшим образом: оба заложника были жестоко убиты, а их казнь снята на видео и размещена в социальных сетях на всеобщее обозрение. Бесцеремонность действий боевиков и тщетность всех попыток провести переговоры вызвали в Японии широкий резонанс и породили справедливые вопросы об адекватности и эффективности мер, принятых правительством по освобождению заложников, так и в более общем плане, о способностях Японии противостоять международному терроризму.
Как известно, в Японии сохраняется конституционный запрет на ведение военных действий, что накладывает существенные ограничения на возможности международной деятельности японских сил самообороны (ССО). Например, для отправки ССО для участия в международных миротворческих миссиях японский парламент должен каждый раз принимать т.н. закон о специальных мерах, где детально прописываются обязанности ССО и гарантируется невоенный характер их деятельности. Кроме того, обязательными условиями для отправки ССО за рубеж являются: отсутствие боевых действий на территории размещения японской миссии; согласие всех сторон на участие ССО; минимально необходимый уровень использования оружия для защиты в случае нападения на миссию. Таким образом, несмотря на то, что Япония в 2014 г. формально присоединилась к международной добровольной коалиции по борьбе с ИГ, она не может участвовать ни в военных операциях, ни в оказании логистической и тыловой поддержки силам коалиции, ограничиваясь материальной и финансовой помощью.
Япония также обладает незначительными возможностями в области сбора и анализа информации, в том числе о деятельности террористических групп. Как красноречиво заявил один высокопоставленный сотрудник Национального полицейского управления в интервью газете The Yomiuri Shimbun: «если бы террористы планировали теракт в Японии, из-за текущего состояния нашей готовности мы бы не смогли предотвратить его».
Однако подобные заявления все-таки следует считать преувеличением. То же Национальное полицейское управление имеет в своем составе группу антитеррористического реагирования, зарубежное крыло которой отвечает за поиск и обработку информации, в том числе касающейся международного терроризма и преступности. Особый международный отдел существует в полицейском управлении г. Токио, в полномочия которого с 2002 г. входит проведение следственных действий в связи с угрозами терактов. Несмотря на отсутствие отдельной организации, занимающейся зарубежной разведкой, союзнические отношения с США обеспечивают Японии доступ к необходимым данным.
Так и в случае с захватом заложников японские власти смогли получить информацию о поведении террористов, а также об обстановке внутри ИГ от ЦРУ, а также соответствующих организаций Великобритании, Австралии, Иордании и др. В то же время, это не привело к освобождению заложников, что дало повод некоторым представителям японских властей посетовать на чрезмерную зависимость Японии от зарубежных стран и невозможность оказать помощь собственным гражданам в чрезвычайной ситуации.
В качестве реакции на кризис премьер-министр Синдзо Абэ высказался за увеличение усилий по борьбе с терроризмом в тесном взаимодействии с международным сообществом. Существующие возможности Японии в этой сфере включают сотрудничество в рамках японо-американского альянса, а также с некоторыми американскими союзниками и партнерами. Так, Япония подписала специальные соглашения о защите информации военного характера с тремя странами: США (2007 г.), Австралией и Великобританией (оба – 2013 г.). Кроме того, в 2014 г. правительства США и Японии заключили Соглашение об укреплении сотрудничества по предотвращению и борьбе с тяжкими преступлениями. Стороны обозначили стремление создать систему, позволяющую получать доступ в режиме онлайн к базе данных отпечатков пальцев друг друга. Поскольку американская база данных содержит информацию об отпечатках более чем 70 млн. преступников, включая террористов по всему миру, Япония таким образом увеличит возможности предотвращать въезд злоумышленников на территорию страны.
Россия, обладающая богатым опытом борьбы с терроризмом, является потенциально ценным партнером для Японии, в чьи интересы сегодня входит расширение сети государств, объединенных задачей противодействия этой угрозе. В рамках консультаций министров иностранных дел и обороны двух стран, прошедших в 2013 г. в формате «2+2», возможности координации усилий по борьбе с терроризмом, а также международной преступностью, пиратством, киберугрозами и пр., занимали важное место. Кроме того, опыт России по обеспечению безопасности спортивных объектов во время олимпийских игр в Сочи обсуждался во время визита в Россию в 2014 г. Ё. Масудзоэ – мэра Токио, которому также предстоит принять это масштабное событие в 2020 г. Таким образом, углубление российско-японского сотрудничества по противодействию терроризму способно не только укрепить доверие и расширить повестку двустороннего взаимодействия, но и внести большой вклад в борьбу мирового сообщества с этой серьезной угрозой международной стабильности и правопорядку.
Нет комментариев