Китайский сюрприз. Итоги визита руководителя КНР в Сеул

1805

 © 07.07.2014, Федоровский А.Н.

Значение состоявшегося 3-4 июля 2014 г. визита председателя КНР в Республику Корея выходит далеко за рамки отношений двух стран. Пятая за последние два года встреча председателя Си Цзиньпина и президента Пак Кых Хе выделяется из череды подобных мероприятий. Уже сам факт нынешней поездки китайского лидера несет в себе конкретное и весьма выразительное политическое содержание. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что глава КНР свой первый государственный визит на Корейский полуостров осуществил в Сеул, а не в Пхеньян. Без всяких натяжек это событие можно назвать этапным для отношений в треугольнике Китай-КНДР-Республика Корея. Северокорейскому руководству послан недвусмысленный сигнал о критическом отношении Пекина к нынешней внутренней и внешней политике Пхеньяна. Системный социально-экономической кризис, отсутствие сколько-нибудь внятной стратегии развития КНДР на фоне агрессивной риторики, а также череды экспериментов с запусками ракет и испытанием ядерных устройств вызывают в КНР глубокую озабоченность. Попытки же китайского руководства вразумить союзника перенастроить свою казарменную внутреннюю и авантюрную внешнюю политику на конструктивный лад завершились арестом и скоропалительной казнью высокопоставленного северокорейского чиновника, возглавлявшего переговоры с КНР. Такое развитие событий не могло остаться без соответствующей оценки со стороны Китая. И она была дана демонстративным визитом в Сеул. Пхеньян может удовлетвориться тем, что в совместном коммюнике упомянута задача избавления от ядерного оружия Корейского полуострова, а не исключительно КНДР, а также пожеланием Си Цзиньпина добиться поставленной цели исключительно путем переговоров, для чего необходимо возобновить шестисторонний диалог (с участием Северной и Южной Кореи, Китая, США, России и Японии). Однако Сеул и Пекин выступили против новых ядерных испытаний, а это уже подразумевает прямую критику Пхеньяна.

Южнокорейский визит Си Цзиньпина неизбежно порождает сопоставления с прошедшим в минувшем апреле посещением Республики Корея президентом США Бараком Обамой. Сеул оказывается на пересечении приоритетов американской и китайской тихоокеанской дипломатии. При президенте Ли Мен Баке Южная Корея безоговорочно следовала в фарватере Соединенных Штатов. Сейчас складывается иная ситуация. Нынешняя американская администрация выступает за укрепление военно-политического сотрудничества с РК. Более того, на уровне американских политических и военных экспертов активно обсуждается необходимость формирования полноценного тройственного союза Вашингтон-Токио-Сеул. Причем этот мощный во всех отношениях «треугольник» призван сдерживать растущее присутствие в регионе Китая.

Между тем президент Пак Кын Хе обозначила в качестве стратегической задачи необходимость развивать «евразийское направление» своей внешней политики, прежде всего, за счет укрепления связей с Китаем и Россией. Этот курс вызывает поддержку Пекина, тем более что, несмотря на давление США, южнокорейская администрация уклоняется от размещения на своей территории американской системы ПРО, вызывающую серьезное беспокойство КНР. Подчеркивая свою лояльность стратегическому союзу с США, южнокорейское руководство, тем не менее, хотело бы обеспечить безопасность от северокорейских угроз за счет собственных оборонительных систем, не провоцируя КНР. И такой подход находит понимание китайской стороны. Подрывает вероятность формирования тройственного союза и близость Южной Кореи и Китая в осуждении Японии, которая, по мнению двух стран, недостаточно делает для расчета с историческим прошлым, омрачающим взаимоотношения Токио с соседними странами Азии. В связи с этим логично прозвучали критические оценки Южной Кореей и Китаем возможности усиления военной роли Японии в Тихоокеанской Азии.

В ходе китайско-южнокорейских переговоров большое внимание было уделено торгово-инвестиционному и инновационному сотрудничеству при том, что в поездке Си Цзиньпина сопровождали 200 представителей китайского бизнеса. Руководители первой и четвертой экономик Азии, чей товарооборот в 2013 г. составил 230 млрд. долл., исходят из того, что обе страны сталкиваются в своем развитии с решением сходных задач. Речь идет о структурной перестройке в пользу высокотехнологичных отраслей, развитии фундаментальной и прикладной науки, модернизации инфраструктуры. Достигнута договоренность о совместных программах в освоении биотехнологии, новых материалов и возобновляемых источников энергии. Обе страны ищут пути оптимизации своего участия в региональных интеграционных процессах, что побуждает Пекин и Сеул согласовывать свои внешнеэкономические решения. В итоге, обе страны договорились до конца 2014 г. заключить двустороннее соглашение о свободной торговле, а также приступить к использованию во взаимных расчетах национальных валют.

Особое внимание стороны уделили программам культурного сотрудничества. В недавнем прошлом обозначилась конкуренция двух стран в области культуры. Причем преимуществом явно владела южнокорейская сторона, в результате чего Китаем вводились квоты на соответствующую южнокорейскую продукцию. Теперь обе страны посчитали полезным направить гуманитарное взаимодействие в конструктивное русло, одобрив программу культурных обменов.

Наконец, нельзя не отметить и еще один, внутрикитайский аспект визита руководителя КНР в Республику Корея. Похоже, столь демонстративно выраженное предпочтение Сеула перед Пхеньяном стало сигналом, посланным ортодоксальным кругам партийной и военной бюрократии в самом Китае. Одним своим неординарным внешнеполитическим шагом Си Цзиньпин смог продемонстрировать китайским элитам готовность положительно реагировать на позитивные шаги внешних партнеров, а также на практике предпочесть дипломатический маневр перед прямолинейным сценарием силового давления при решении внешнеполитических проблем. Это дает лишнее основание убедиться, что сенсационное обращение китайского руководителя к Сеулу через голову Пхеньяна не дипломатический экспромт, а тщательно взвешенный стратегический политический шаг.

Все это позволяет отнести состоявшийся визит председателя Си Цзиньпина в Республику Корея к тем случаям, когда через призму дипломатической практики проявляются сразу несколько важных тенденций: последовательный курс нынешнего китайского руководства на проведение институциональных преобразований внутри страны, согласие КНР и РК активизировать попытки развязать «корейский узел», готовность Пекина и Сеула ослабить накал политического напряжения в Северо-восточной Азии, избегая чрезмерного военного давления, а также стремление двух стран обеспечить за счет совместных усилий устойчивое экономическое развитие и воздействие на интеграционные процессы.

Двум странам еще предстоит преодолеть немало проблем. Так, с 1996 г. остается нерешенным вопрос о согласовании морской зоны исключительных экономических интересов. Переговоры по этому вопросу решено возобновить в 2015 г. Тем не менее, председатель Си Цзиньпин, продемонстрировавший эффективность «мягкой силы» перед жестким давлением, несомненно, может занести себе в актив результаты саммита в Сеуле. В свою очередь, итоги состоявшихся переговоров, закрепившие курс Республики Корея на стратегическое партнерство с Китаем, президент Пак Кын Хе также может считать своим несомненным успехом. Однако её администрации придется мобилизовать все свое дипломатическое мастерство, чтобы продолжать успешно балансировать между США и Китаем.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати