Китай накануне съезда

1791

© 03.10.2017, Михеев В.В., Луконин С.А.

Photo by COP PARIS // www.flickr.com/photos/cop21

Внутренняя обстановка в Китае в преддверии намеченного на 18-25 октября 19-го съезда КПК остается стабильной.

Си Цзиньпин за счет жестких мер (идеологическая кампания по представлению Си в качестве «ядра партии», устранение противников в рамках антикоррупционной борьбы и т.п.) сумел поставить под личный контроль внутрипартийную ситуацию. Борьба за руководящие посты носит кулуарно-бюрократический характер, идет не «против Си», а «за поддержку Си» и не выливается в открытые выступления против китайского лидера. Главная интрига состоит лишь в том, все ли высшие руководители партии, перешагнувшие 68-летний рубеж, уйдут со своих постов или для наиболее близких Си фигур будет сделано исключение.

В партийно-аналитических кругах Китая полагают, что наиболее исторически значимым на съезде станет вопрос об изменении Устава партии в свете увековечивания в нем имени Си Цзиньпина. Китайские аналитики рассматривают два варианта поправок. Первый – упоминание имени Си в Уставе КПК вместе с именами Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, что исторически приравнивает Си к этим двум лидерам. Второй – включение в Устав не имени Си как такового, а его «теоретического вклада» (у которого пока нет официального названия) в развитие КПК – аналогично упоминанию теорий «трех представительств» Цзян Цзэминя и «научного управления» Ху Цзиньтао, что оставило бы Си на более низком уровне последних руководителей КНР.

По мнению ряда китайских экспертов, от того, удастся ли Си быстро склонить к своей версии партийное руководство, может зависеть и продолжительность проведения съезда – обозначенный недельный срок.

На этом фоне обостряются дискуссии в китайском партийно-экспертном сообществе о том, насколько полезны или вредны для будущего Китая тенденции к формированию единоличной власти Си, обозначившиеся в предсъездовский период.

По мнению одной группы экспертов, политика Си чревата становлением нового «культа личности» - аналогично культу Мао, с рисками аналогичных негативных последствий. Другая группа полагает, что Си вынужден предпринимать недемократические шаги с тем, чтобы на 19-м съезде окончательно сломить сопротивление «леваков» и полностью «развязать себе руки» для завершения рыночных реформ и реформ в политике «открытости» и демократизации Китая.

В пользу аргументов первых говорят недавние действия Пекина, направленные, в понимании китайского руководства, на минимизацию любых рисков дестабилизации социально-экономической обстановки накануне 19-го съезда. В идеологии – это ужесточение контроля за СМИ и Интернетом, особенно в плане обсуждения ими темы кадровых перестановок. В экономике – фактическое приостановление работы рынка криптовалют (объем – около 250 млрд долл.), на котором, по оценкам китайских финансовых регуляторов, 90% операций носит чисто спекулятивный характер и который по этой причине является одним из наиболее уязвимых сегментов китайского финансового рынка.

В пользу мнения вторых свидетельствует активизация с конца сентября разработки китайским правительством вариантов дальнейшей финансовой либерализации. В частности, открытие для иностранного капитала таких отраслей как банковский сектор, сектор ценных бумаг, страхование, предполагающее в числе прочего возможность увеличение доли иностранного капитала в совместных предприятиях до 100%, а также индустрию производства электромобилей (Китай намерен в ближайшие два десятилетия полностью отказаться от производства автомобилей с бензиновыми двигателями).

Наши оценки ближе все же к оптимистам. В послесъездовский период наиболее вероятно использование Си положения единоличного лидера в КПК для ускорения, а не торможения, реформ. Такой подход укладывался бы в логику новых стратегических устремлений Китая к глобальному лидерству на основе проектов Шелкового пути, реализация которых вряд ли возможна без поддержки крупнейших мировых игроков, рассчитывать на которую, в свою очередь, Пекин вряд ли может, не укрепляя рыночных основ сотрудничества с мировой экономикой.

Наибольшие риски для китайского руководства накануне 19-го съезда КПК носят внешнеполитический и военный характер.

Первое: волнообразные по своей сути отношения сотрудничества и соперничества между Китаем и США к началу съезда вступили в фазу обострения по традиционным темам разногласий:

  • США недовольны степенью воздействия Пекина на Северную Корею в целях решения ядерной проблемы;
  • США продолжают экономическое давление на Китай угрозой «торговой войны», выражая неудовлетворение по поводу шагов Пекина в плане открытия внутреннего рынка для американских товаров и «манипулирования валютным курсом»;
  • Китай со своей стороны не снимает претензий к США по размещению в Южной Корее компонентов ПРО ТВД (т.н. ТХАД). В сентябре Пекин интенсифицирует военно-морские маневры вокруг Корейского полуострова, посылая тем самым «предупредительный сигнал» и Северной Корее, и США;
  • Китай считает необоснованными последние действия властей США по блокированию приобретения китайским капиталом высокотехнологических американских компаний и т.д.

Вместе с тем, создается впечатление, что фактор съезда влияет на позицию Пекина по США скорее в плане поиска компромиссов, чем обострения разногласий. Китай поддерживает инициированные США санкции СБ ООН против Северной Кореи (не обращая внимания при этом на подход российского руководства, заявляющего, что «политика санкций исчерпана»). В конце сентября в телефонном разговоре Си и Трампа подтверждается готовность сторон совместно действовать против ядерной программы Пхеньяна. Тогда же Пекин соглашается на проведение первого раунда китайско-американского социально-гуманитарного диалога в дополнение к уже созданным каналам для диалога по вопросам правоприменения, кибер-безопасности, внешней политики и безопасности в экономики в целом. Наконец, стороны договариваются о визите Трампа в Китай в ноябре 2017 года, а Си делает публичные заявления о «позитивных тенденциях, наблюдающихся сегодня в отношениях с США».

В экспертных кругах Китая и США формируется мнение, с которым в принципе можно было бы согласиться, что после 19-го съезда может начаться новая фаза «улучшения отношений» Пекина и Вашингтона.

Косвенно в плане аналогий в пользу этого говорят и последние китайские публикации по российско-американским отношениям, в которых выделяются два момента: первый – что в мире много проблем, которые нельзя решить без российско-американского сотрудничества, и второй – что обе стороны это понимают и за периодом ухудшения отношений неизбежно наступит «период их подъема».

Второе – к фазе военного конфликта приблизились китайско-индийские отношения после ввода Индией в июне с.г. своих войск на территорию Китая, которую оспаривает индийский союзник Бутан и на которой Пекин начал реализацию одного из проектов Шелкового пути. И хотя к концу августа конфликт отчасти был урегулирован и перешел из состояния открытой военной конфронтации в дипломатическое противоборство, он негативно повлиял на военно-политическую атмосферу реализации проектов ШП в регионе Южной Азии.

Дополнительная сложность ситуации обусловлена принятием в июне месяце Индии вместе с Пакистаном в ШОС. Китай, ранее выступавший против расширения ШОС за счет Индии, полагая, что индийские цели здесь состоят, прежде всего, в сдерживании влияния Китая, изменил подход к проблеме – опять же в контексте задач стратегии Шелкового пути. Сегодня в Пекине полагают, что членство в единой организации ШОС и Китая и Индии и Пакистана будет сдерживать негативную позицию Нью-Дели по китайско-пакистанскому сотрудничеству, в том числе и в сфере строительства на пакистанской территории современной гражданской и военной инфраструктуры.

Однако, с другой стороны, Пекин понимает, что членство Индии в ШОС, в той же организации где присутствует и Россия, не позволяет Китаю рассчитывать на прямую российскую военную поддержку в случае войны с Индией.

Возникшая таким образом «вилка» обозначает дополнительные вызовы для Пекина, заставляя его искать новые варианты обеспечения безопасности проектов Шелкового Пути в Южной и Центральной Азии за счет военно-политического маневрирования на региональном уровне – между Россией и Индией, и глобальном – между Россией и США.

Третье – это обострение ситуации вокруг Северной Кореи. Китай усматривает угрозы в последних ракетно-ядерных испытаниях в нескольких измерениях.

Во-первых, это угроза радиационного заражения Северо-востока Китая в случае очередного мощного испытания и последующего разрушения той местности, на которой Пхеньян неизменно осуществляет все ядерные взрывы.

Во-вторых, это угроза дестабилизации военно-политического положения вблизи китайской территории в случае военной акции США против Северной Кореи – с негативными политическими и гуманитарными последствиями для Китая, включая наплыв огромной массы северокорейских беженцев и превращение Северной Кореи в неконтролируемую никем «бандитскую территорию». Выход из ситуации потребует от Пекина не только принятия пока ему самому еще не ясных мер военно-политического характера, но и больших финансовых и экономических затрат.

Третье – это риски ухудшения сверх приемлемой черты отношений с США, причем не только по проблемам безопасности в Северо-восточной Азии, но на этом фоне и по всему спектру двусторонних отношений. Что, опять же, будет негативно сказываться и на китайской экономике, и на китайских глобальных планах.

Четвертое – это новый вызов Китаю. Амбициозные планы стать одним из мировых лидеров требуют от Пекина умения решать международные конфликты, особенно в такой сверх-чувствительной сфере как ядерное распространение. А неспособность «справиться» с Северной Кореей может поставить под сомнения и китайские глобальные амбиции в целом.

Наконец – это угроза разрушения режима ядерного нераспространения, чреватая гонкой, в том числе и ядерных, вооружений в АТР.

Сложность ситуации в Пекине видят и в том, что Китай, по мнению части китайских экспертов, не может полагаться в полной мере на Россию, которая, «недооценивает угрозы ядерного заражения соседних с Северной Кореей стран» и «проявляет пассивность в корейском вопросе». В этих условиях Китай, как думают в Пекине, будет вынужден делать ставку все же на взаимодействие с США, к которому, однако, учитывая обилие двусторонних проблем, Китай все еще не готов в полной мере.

Четвертое – проблема БРИКС. Прошедший в сентябре в Китае Саммит БРИКС подтвердил, в глазах китайской экспертной элиты, правильность уже сложившегося восприятия Пекином этого формата, смысл которого сводится к следующему:

  • каждая из стран БРИКС преследует собственные интересы, которые не полностью отвечают интересам Пекина. Россия хочет превратить БРИКС в альтернативный западному варианту институт глобального управления, что будет затягивать Китай на дополнительные, ненужные ему поля противодействия с США и Западной Европой. ЮАР - нацелена на получение финансовой помощи от БРИКС и использует членство в БРИКС для своего рода «политической самоидентификации» («мы – БРИКС вместе с Китаем»). Бразилия за счет членства БРИКС демонстрирует свою независимость от других международных форматов с лидерством США. Для Индии БРИКС важен в плане наблюдения за китайской глобальной активностью («не пропустить то, что задумал Китай»).
  • На таком фоне, по мнению китайских экспертов, главный смысл БРИКС для Китая состоит в том, чтобы использовать этот формат как «инструмент продвижения на глобальном пространстве» проектов Шелкового пути и создания «глобальной инфраструктуры ШП».
  • И наконец, главным донором БРИКС может быть только Китай, поскольку другие страны настроены, как уверены в Пекине, в основном на получение китайской инвестиционной поддержки.
  • Исходя из такого видения проблемы, Китай выделяет на последнем Саммите 80 млрд долл. на развитие деловой активности в формате БРИКС. При этом в Пекине понимают и риски данного подхода: недостаточная эффективность использования китайских вливаний или использование их на иные цели, помимо тех, что работают на стратегию ШП, чревато превращением формата БРИКС не в инструмент реализации проектов ШП, а в дополнительную финансовую нагрузку на китайскую экономику.

Нюансы предсъездовских отношений с Россией определяются, прежде всего, характером отмеченных выше внешнеполитических и военных вызовов Китаю.

В фазе ухудшения отношений с США Пекину выгодно в политико-пропагандистском плане демонстрировать особую близость с Москвой, во-первых, показывая США, что позиции Китая в их двусторонних отношениях имеют дополнительную опору в лице России. Во-вторых, демонстрируя китайскому партийному истеблишменту, что в условиях нарастания внешних вызовов северное направление китайской политики остается стабильным.

В то же время новые угрозы и вызовы Китаю военно-политического характера, по мнению ряда китайских экспертов, показывают, что Китай не может в полной мере рассчитывать на Россию. В дополнение к северокорейской и индийской проблемам, проблемам БРИКС в Пекине усматривают, и ограниченность возможностей получать поддержку от России по территориальным спорам, отмечая заинтересованность России в развитии связей с Вьетнамом, как своего рода экономическим плацдармом в АСЕАН для России, и Японией – как балансиром китайского экономического влияния.

Заинтересованность в России по американскому вектору, как в двустороннем, так и в региональном и глобальном контексте, и видение пределов использования российского фактора в решении проблем безопасности вблизи китайских границ, по всей видимости, и будет определять рамки российской политики Пекина после 19-го съезда КПК.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
08.07.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 7, 2025). Ведущее место в нем занимают статьи по экономической проблематике.

подробнее...

07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

Вышли из печати