© 17.05.2016, Федоровский А.Н.
photo: www.flickr.com
В Пхеньяне с 6 по 9 мая 2016 г. состоялся VII съезд Трудовой партии Кореи (ТПК), в котором приняли участие около 3,7 тыс. делегатов. Предыдущее подобное политическое мероприятие проводилось в 1980 г. Нынешний съезд сфокусирован на достижение преимущественно внутриполитических и, отчасти, внешнеполитических целей.
Во внутренней политике очевидна задача дополнительной легитимизации власти Ким Чен Ына, что было достигнуто его избранием председателем партии, членом президиума политбюро и председателем Центрального военного комитета партии. Одновременно была проведена балансировка политической системы, в которой доминировали силовые структуры, являвшиеся при предыдущем правителе (и отце нынешнего лидера) основной опорой режима. На состоявшемся съезде было заявлено об усилении руководящей роли партии. Возрождение статуса партии и повышение роли партийных функционеров говорит о стремлении лидера в равной мере использовать обе силы (и партию, и военных) в качестве приводных ремней режима. А также применять обе структуры с целью взаимного контроля и разделения ответственности.
Предпринята также попытка внести большее равновесие в стратегию внутреннего развития. Так, несмотря на похвалы политике «сонгун», подразумевающей приоритет государственной обороны, объявлен переход к политике «параллельного экономического строительства и строительства ядерных вооруженных сил». Заявленный приоритет развития должен быть реализован за счет выполнения пятилетнего экономического плана, рассчитанного на 2016-2020 гг. При этом правительство и органы экономического руководства «обязаны научно и реалистично составить план исполнения грандиозных задач». Однако исходить в своих решениях хозяйственные органы должны из того, что «собственные крепкие силы – превыше всего». Надлежит брать пример с армии. «Всем работникам и трудящимся надо … жить и работать по-боевому, как солдат, получивший приказ».
Говоря об объединении Кореи, была упомянута выдвинутая еще Ким Ир Сеном идея создания Демократической Конфедерации Республики Корё. Существенная новизна обозначена во внешнеполитической стратегии. КНДР представлена внешнему миру как ответственное государство, обладающее ядерным оружием, которое «не применит его первым, честно исполнит перед международным сообществом долг нераспространения ядерного оружия и приложит усилия к денуклеаризации мира». Иначе говоря, Пхеньян намерен игнорировать решения Совбеза ООН относительно северокорейских испытаний ядерного и ракетного оружия и заставить внешний мир считаться с КНДР как с ядерной державой, что ставит под вопрос саму идею шестисторонних переговоров о ядерном статусе Северной Кореи. Едва ли такая постановка вопроса встретит понимание со стороны региональных держав, участвующих в переговорах по обеспечению мира и безопасности на Корейском полуострове.
Эксперты обратили внимание на то обстоятельство, что вопреки большинству прогнозов в руководящих органах партии, избранных на VII съезде ТПК свои позиции сохранили многие ветераны, включая 88-летнего председателя президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нама. На самом деле кадровая политика отражает логику действий тоталитарного лидера. На первом месте стоит преданность правящему режиму. В этом смысле, несмотря на периодические профилактические чистки, «старики», видимо, особых нареканий не вызывают.
Кроме того, качество востребованных кадров определяют провозглашенные Ким Чен Ыном стратегические цели. То, что было высказано главой КНДР на съезде, относилось скорей к реанимации прошлого (за исключением ядерной темы), чем к будущему, качественно новому этапу развитию: обращение к экономическим планам, идеям чучхе, т.е. опоры на собственные силы, к идеологическим накачкам и т.д. Но если нет новых креативных идей, то нет и потребности в новых людях. Теми методами, которые упомянул вождь, привыкли управлять проверенные и преданные кадры, воспитанные школой сурового административного руководства.
Правда, особняком стоит задача экономического планирования и хозяйственного управления. Старые специалисты, обучавшиеся плановой экономике в СССР, Восточной Европе и Китае сходят со сцены. Качество нынешнего северокорейского экономического образования вызывает серьезные сомнения. Если и есть обучающаяся за рубежом молодежь, то численность её весьма невелика. Но как раз тема хозяйственного развития, по крайней мере, судя по доступным материалам, была изложена крайне скупо и расплывчато. Складывается впечатления, что пока нет представления, какими средствами и силами действовать в условиях существования де-факто квазирынка и официального игнорирования сложившихся реалий.
В этих условиях, обеспечить результативность заявленной стратегии «и пушки, и масло» северокорейскому руководству будет не по силам. Вместе с тем перед съездом, скорее всего, и не ставилась задача поиска комплексного решения фундаментальных проблем, с которыми сталкивается страна. Главное внимание уделяется политическим вопросам обеспечения незыблемости власти нынешним режимом. Однако вопросы социально-экономического развития ждут своего решения, которое нынешним властям в Пхеньяне еще только предстоит найти.
Нет комментариев