© 27.11.2016, Федоровский А.Н.
photo from // forex-images.mt5.com
Анализ первых итогов Саммита АТЭС, завершившегося 20 ноября 2016 г. в столице Перу Лиме, позволяет сделать ряд предварительных выводов. Они касаются как результатов официальной повестки дня, так и дипломатических переговоров, дискуссий и комментариев, сопровождавших это событие. Встречи, традиционно проходившие «на полях» форума, также имеют большое значение с точки зрения перспектив развития регионального экономического сотрудничества.
На Саммите был принят ряд документов, важнейшими из которых являются Декларация руководителей стран АТЭС и Лимская декларация об Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ). Среди других документов – Дорожная карта обеспечения конкуренции в сфере услуг и Лимское заявление о борьбе с коррупцией.
Лимская декларация лидеров тихоокеанских государств отмечает главные темы состоявшихся дискуссий: интеграция и повышение качества роста членов АТЭС; совершенствование регионального рынка продовольствия; повышение возможностей использования потенциала малого и среднего бизнеса (кроме того, в заявлении упоминается микро-бизнес); развитие человеческого капитала.
Решения Саммита носят рекомендательный характер. Тем не менее, они ставят задачи, выполнение которых членами АТЭС должно способствовать экономическому росту и региональному сотрудничеству. Отмечая потребность в сбалансированном, инклюзивном и устойчивом росте, в Декларации подчеркивается злободневность повышения в регионе качества жизни и обеспечения социального равенства. Доступ женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями к деловой активности призван придать импульс экономическому росту и улучшить социальную среду. Достижения сдвигов в этой области в принятом документе связывается с необходимостью активизировать усилия по повышению уровня образования. Речь идет о гарантии его доступности, а также о формировании системы обучения и переподготовки на протяжении всего цикла активной жизнедеятельности. Отдельно отмечается потребность поддержания распространения знаний в области математики, точных наук и инженерных специальностей. Важной сферой, требующей активной поддержки и регионального сотрудничества, названа медицина, призванная кардинально улучшить качество жизни.
В Декларации подтверждается необходимость содействия функционированию цепочек добавленной стоимости в рамках Плана действий на 2017-2020 гг. по поддержанию развития подобных кооперационных связей. В связи с этим отмечается прогресс в создании к 2018 г. соответствующей информационной базы (Trade in Value-Added (TiVA) Database). В сфере поддержки инноваций упор сделан на поручение правительствам согласовывать меры содействия расширению цифровой торговли и интернет экономики.
Среди отдельных отраслей экономики особых упоминаний заслужили меры по развитию регионального рынка продовольствия и сферы услуг, а также продолжение курса на модернизацию региональной инфраструктуры, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Эксперты с интересом ожидали появление в документах Саммита Декларации об Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ), идея которой была инициирована Китаем. Ожидания подогревались, с одной стороны, заявлениями избранного президента США Д. Трампа о бесперспективности Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП), с другой стороны, попытками Китая активизировать интеграционные процессы в АТР в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Между тем, одобренный в Лиме документ носит достаточно общий характер. В нем подтверждается необходимость выполнения Богорских соглашений к 2020 г. и намечается подготовка к этой дате основных принципов и сроков перехода к АТЗСТ. Впрочем, трудно было бы рассчитывать на другую более амбициозную постановку вопроса на данной стадии обсуждения.
Одобренная в Лиме декларация о АЗТСТ определяет рамки и направления предполагаемого соглашения о зоне свободной торговли. В ней декларируется намерение опираться на идеи и предложения, наработанные при подготовке ТТП и ВРЭП. Среди актуальных вопросов повестки дня названы тарифное и нетарифное регулирование, торговля услугами, нормы контроля инвестиционных обменов, правила определения происхождения экспортируемых товаров.
Некоторые неопределенности содержатся в трактовке вопросов регулирования региональной торговли и движения инвестиций. С одной стороны, декларируется приверженность принципам и нормам, устанавливаемым ВТО. С другой стороны, провозглашается стремление подготовить соглашение, рассчитанное на решение будущих проблем развития торговли и инвестиционных обменов (“next generation trade and investment issues”). Чему будет в этом случае отдаваться приоритет – правилам ВТО или интересам АТЗСТ, остается неясным. Столь же неопределенным выглядит тезис о намерении интегрировать уже существующие между членами АТЭС двусторонние и многосторонние соглашения о зонах свободной торговли в единый договор, действия которого распространятся на весь регион. Пока дорожной картой предполагается проведение инвентаризации этих соглашений, фокусируясь на выявлении существующих различий и противоречий. Затем намечается поиск подходов к снятию противоречий действующих соглашений о ЗСТ с последующим переходом к выработке новых норм регулирования (“next generation trade and investment issues”), соотнося выработку своих предложений с ВТО. Однако можно предположить, что сложности вызовет решение, какие принципы ЗСТ целесообразно принять за базовые, а какими допустимо пожертвовать.
Тем не менее, уже достигнутые соглашения представляют собой шаг вперед в деле формулирования интеграционных приоритетов. Теперь многое будет зависеть от позиции крупнейших экономик АТР, в первую очередь США и Китая. Будут ли, и в какой мере Соединенные Штаты участвовать в переговорах о АТЗСТ? Удастся ли Китаю реализовать свои претензии на региональное лидерство? Насколько активной будет внешнеэкономическая дипломатия других тихоокеанских стран? Не ограничится ли диалог между ними рамками двухсторонних переговоров, как предполагает Трамп? Каковы в этом случае перспективы субрегиональных соглашений? Ответы на эти вопросы во многом определят повестку дня деятельности АТЭС уже в среднесрочной перспективе.
В последние годы среди экспертов возникали дискуссии о необходимости существования АТЭС. Множились обвинения в превращении этой организации в «пустую говорильню». Главный вывод, который можно сделать после Саммита в Лиме, состоит в том, что недвусмысленно проявилась заинтересованность тихоокеанских государств в самом существовании АТЭС. По-прежнему востребованы статистические данные, оценки основных вызовов и возможностей развития, собранные и обработанные государственными и общественными организациями, коммерческими структурами и предоставляемые в обобщенном виде АТЭС. Большую роль играет АТЭС в качестве переговорной площадки, возможностями которой активно пользуются главы государств и правительств. В нынешних условиях, когда план реализации ТТП находится под угрозой, а контуры создаваемой ВРЭП все еще расплывчаты, значимой становится роль АТЭС в поддержания диалога между оппонентами. Посреднической функции АТЭС способствует тот факт, что не только ТТП и ВРЭП, но и АТЗСТ предполагается реализовать вне рамок АТЭС. Это дает членам организации возможность «оставаться в повестке дня» при сохранении переговорного пространства для дипломатического маневра.
Нет комментариев