К итогам первого Восточного экономического форума

3044

 © 07.09.2015, Федоровский А.Н.

Анализ первых итогов Восточного экономического форума (ВЭФ), прошедшего 3-5 сентября 2015 г. во Владивостоке, позволяет сделать ряд предварительных выводов. Организаторы ВЭФ могут занести в свой актив некоторые важные результаты. Прежде всего, позитивно само проведение форума. О создании подобной диалоговой площадки, на которой могли бы регулярно обсуждаться экономические, административные и правовые аспекты развития деловых связей России с тихоокеанскими партнерами, давно говорили многие отечественные, а также зарубежные эксперты и бизнесмены.

Для России, находящейся по давлением внешних санкций, символическое значение имеет тот факт, что в ВЭФ участвовали 32 официальные зарубежные делегации, представленные высокопоставленными чиновниками, в числе которых заместители руководителей правительства КНР, Вьетнама и Камбоджи, министр энергетики Южной Кореи, а также  бизнесмены, входящие в руководство крупнейших корпораций (Mitsui, Mitsubishi, KOGAS, Sumsung и др.).

По результатам форума организаторы смогли рапортовать о заключении 80 инвестиционных контрактов на сумму свыше 1,3 трлн. рублей. Важен также процесс дифференциации внешних связей, примером чему стало предоставление доступа к добыче углеводородов дочерней структуре индийской государственной нефтяной корпорации ONGC Videsh. Тем самым компенсируется дефицит средств, испытываемый российскими энергетическими компаниями в связи с ограничениями, наложенными на них санкциями. В ходе проведения ВЭФ российская сторона также настойчиво проводила линию на привлечение внешних инвесторов к развитию инфраструктуры, а также предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

Однако едва ли не большее значение, чем объем заключенных сделок, имела концептуальная сторона проведенного мероприятия, содержанию которого задало тон выступление президента В.В. Путина. Прежде всего, обращает на себя внимание одновременное провозглашение генеральной линии на расширение свободы предпринимательства за счет разбюрокрачивания экономической системы, сложившейся в стране, и курса на открытость в развитии Тихоокеанской России. Символами заявленных приоритетов стали поддержка российским президентом бесплатного предоставления гражданам России, живущим или перебирающимся на Восток страны, земельных наделов и реализации проекта «Открытый порт Владивосток». На фоне активно пропагандируемого на протяжении последних полутора лет курса на импортозамещение, продвижение идеи увязки развития Тихоокеанской России с её открытостью внешнему миру представляется весьма знаменательным.

На практике «открытие» Владивостока и прилегающих к нему районов подразумевает предоставление резидентам «свободного порта» льготы по налоговым платежам и страховым взносам, режим свободной таможенной зоны. Предполагается введение электронного декларирование и упрощенные процедуры перемещения грузов, под контролем единого надзорного органа. Иностранные граждане, пребывающие в Россию через открытый порт Владивосток, получают возможность на границе оформить восьмидневную визу. «Открытость» Владивостока еще не апробирована в полной мере, а на ВЭФ уже были озвучены предложения представителей других регионов расширить перечень российских «свободных портов», что свидетельствует о востребованности идеи масштабного подключения российской инфраструктуры к транспортно-логистической системе Тихоокеанской Азии.

Другим важным аспектом концепции укрепления потенциала Тихоокеанской России становится не только повышения численности населения, но и качественных характеристик людских ресурсов. Это в свою очередь подразумевает активизацию социальной политики, развитие культурной среды и образовательной инфраструктуры, создание эффективной системы оказания медицинских услуг.

Между тем, итоги форума требуют взвешенного осмысления. Это касается как мер, связанных с внутренним курсом на модернизацию, так и развития связей с внешними партнерами.

В частности, на ВЭФ были подняты многие вопросы, на которые пока еще нет адекватных ответов. С одной стороны, выводы из развернувшихся на форуме дискуссий подразумевают, что такая огромная страна как Россия должна в своей законодательной и экономической политике учитывать региональную специфику. С другой стороны, едва ли приоритет открытости в отдельном регионе может быть последовательным в долгосрочной перспективе, если он не будет в полной мере поддержан проведением аналогичного курса (хотя и с разной степенью глубины) в других регионах и соответствующими стратегическими мерами федерального центра.   

Много вопросов остается относительно координации правовых, административных и финансовых решений, сопровождающих выдвинутые на форуме инициативы. Та же идея распределения «бесплатного гектара» должна быть подкреплена не только правовыми документами, но и масштабной программой развития соответствующей инфраструктуры, иначе использовать полученные земли станет невозможно. В свою очередь повышение качественных параметров жизни в регионе потребует значительного финансирования образовательно-научных и культурных проектов. Между тем, в том же Приморском крае (а также в Амурской области и в Якутии), по данным руководителя Союза театральных деятелей А.Калягина, региональные администрации практически одновременно с проведением форума сокращаются бюджетные расходы на содержание театров, в результате чего некоторым из них просто негде работать.

Двойственный характер носили прозвучавшие на ВЭФ оценки состояния делового партнерства России и КНР. С одной стороны, удовлетворение вызвал очевидный интерес, проявленный к работе форума китайской стороной.  Делегацию, в состав которой входило десять министров, четыре губернатора провинций, а также представители свыше 60 крупнейших компаний, возглавил заместитель председателя Госсовета (правительства) КНР Ван Ян. Китайские инвесторы активно обсуждали возможности своего участия в реализации энергетических и других ресурсных, а также сельскохозяйственных проектов.

В то же время российско-китайское сотрудничество в финансовой сфере омрачают проблемы, сужающие возможности доступа российских компаний к внешним источникам инвестиций. Так, заместитель председателя правления ВТБ Василий Титов посетовал, что его банк «испытывает сложности в работе с китайскими партнерами». При этом озвученная проблема носит не частный, а системный характер. Главная претензия связана с тем, что китайские банкиры практикуют излишне «тщательный подход» к соблюдению санкционного режима в отношении российских финансовых институтов. На практике это выражается в трудностях проведения платежей и расчетов – «то, что раньше происходило за полдня, теперь занимает до двух недель». По словам российского банкира, механизм свопирования рубль-юань «остается в значительной степени только на бумаге, и пользоваться им полноценно не получается» (цитаты по сайту РБК).

В конечном итоге главной спецификой первого Восточного Экономического Форума во Владивостоке стало совмещение обсуждения конкретных практических и концептуальных вопросов.  Тем самым ВЭФ создал предпосылки того, что итоги реализации его решений будут рассматриваться в преломлении тех реальных процессов, которые федеральные и региональные власти окажутся способными поддержать в ближайшем будущем.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
04.12.2024

Состоялся «Азиатский семинар» под руководством академика В.В. Михеева. С докладом «Премьер-министр Сигэру Исиба и внешняя политика Японии: вызовы и перспективы нового (старого) кабинета» выступил В.В. Кузьминков, советник Посольства РФ в Японии (2020–2024).

подробнее...

04.12.2024

Состялась совместная конференция ЦЕИ и ЦБВИ ИМЭМО РАН «Балканы в условиях геополитической неопределённости: тенденции, прогнозы, сценарии». Докладчики: сотрудники ИМЭМО РАН, Института Европы РАН, Института славяноведения РАН, НИУ ВШЭ, Российского института стратегических исследований, МГИМО МИД России.

подробнее...

Вышли из печати