Японские военные игры вокруг Тайваня

349

used image: Панорама города Новый Тайбэй, Тайвань // Tony Tseng
(under Creative Commons Attribution 2.0 Generic https://flickr.com/photos/19359045@N02/)

© Гамза Л.А., 30.08.2022

Обострение ситуации вокруг Тайваня, вызванное посещением Тайбэя спикером нижней палаты Конгресса США Нэнси Пелоси, и жесткая реакция на него со стороны Китая привели к росту опасений Японии, что ситуация вокруг острова вступила в стадию нарастания риска вооруженного конфликта. При этом власти страны исходят из того, что им придется столкнуться с ростом напряженности в Тайваньском проливе и необходимостью своего участия в реагировании на нее.

Посещение Тайваня спикером нижней палаты Конгресса США было отмечено проведением в Токио двухдневного игрового заседания Совета национальной безопасности страны (СНБ), организованного Японским фондом стратегических исследований (Japan Forum for Strategic Studies), который тесно связан с правящей Либерально-демократической партией. В нем приняли участие депутаты парламента и бывшие высокопоставленные чиновники министерства обороны и сил самообороны Японии (ССЯ). Они были разбиты на команды, которые должны были действовать в условиях кризиса от имени США, Китая, Японии и Тайваня. Примечательно, что с конца прошлого года подобные ролевые игры за закрытыми дверями были проведены рядом частных аналитических центров и исследовательских институтов.

По разыгранному сценарию, в результате воздействия пропаганды Китая в 2027 г. на Тайване произошли столкновения между силами, выступающими за независимость острова, и сторонниками воссоединения с КНР. В их ходе был атакован президент Тайваня, а замаскированные под рыбаков китайские военные силы специальных операций высадились на острова архипелага Сэнкаку, находящиеся под административным управлением Японии и оспариваемые КНР (китайское название – Дяоюйдао). За этим последовал запуск Китаем баллистических ракет в сторону острова Тайвань и прилегающих к нему районов. Япония призвала своих граждан добровольно покинуть Китай и Тайвань, однако из-за эскалации военных действий они не могут воспользоваться самолетами и кораблями. Власти Японии должны решать проблему обеспечения безопасной эвакуации своих граждан, число которых на Тайване было определено в 1500 человек и в 110 тысяч человек в Китае. Для этого правительству прежде всего необходимо было решить главный вопрос – официально признать ситуацию на островах Сэнкаку «военной атакой». Принятие такого решения неизбежно приведет страну к конфликту с Китаем, который, в случае эвакуации Японией своих граждан на покидающих Тайвань самолетах ССЯ, может их сбить.

Выступивший в роли премьер-министра депутат нижней палаты парламента и бывший министр обороны Ицунори Онодера (Itsunori Onodera) активно отстаивал тезис, что безопасный вывоз граждан является главным приоритетом при одновременном отслеживании развития ситуации. В то же время депутат Таку Оцука (Taku Otsuka) в роли министра обороны заявил, что задержка с признанием военной атаки со стороны Китая лишь осложнит решение проблемы. После получения подтверждения о том, что высадившиеся на Сэнкаку китайские «рыбаки» вооружены, все участники совещания посчитали ситуацию там вооруженной атакой.

Вслед за этим остро встала проблема нехватки транспортных средств. Предполагалось, что Тайвань и районы вокруг Сэнкаку превратились в зону полноценных вооруженных конфликтов. В этом случае военные и средства ССЯ могут быть задействованы для эвакуации японцев, живущих на расположенных недалеко от Тайваня островах Сакисима, оборона которых (а также Сэнкаку, по мнению «министра» Оцука) является высшим приоритетом. Для эвакуации граждан была рассмотрена возможность использования транспортных средств после доставки на острова японских военнослужащих.

Особо подчеркнута необходимость проведения эвакуации в ограниченные временные рамки. Также признано, что предложения властей использовать гражданские самолеты и направить их в район кризиса накануне возникновения чрезвычайной ситуации будет явно недостаточно. Онодера признал, что «эвакуация граждан проведена с небольшой задержкой», и в этой связи заявил о необходимости внесения поправок в законы и разработки новых схем для скорейшей эвакуации людей.

В ходе заседания был также разыгран ответ Японии на применение Китаем в ходе кризиса ядерного оружия малой мощности. В частности, были предложены меры, направленные на повышение гарантий американского «расширенного сдерживания», которое призвано защитить Японию.

В итоге «заседание СНБ» пришло к выводу, что нарастание конфликта вокруг Тайваня «неизбежно затронет территорию Японии». При этом главными выводами и рекомендациями стали предложения, требующие срочного пересмотра и внесения поправок в законодательство страны.

К числу первоочередных мер отнесена рекомендация скорейшего создания в Японии нового органа, который позволит премьер-министру, министру обороны и другим ключевым членам правительства, входящим в состав СНБ, своевременно получать и оценивать необходимую в период кризиса информацию, чтобы быстро и эффективно реагировать на него. С учетом раздававшихся ранее в США и самой Японии рекомендаций о подключении к соглашению об обмене информацией в рамках альянса Five Eyes (FVEY) речь может идти о создании в стране нового разведывательного органа.

Для тренировок и подготовки к оперативному реагированию на кризисные ситуации премьер-министр и ключевые члены правительства, входящие в СНБ, должны участвовать не только в проводимых ежегодно учениях по борьбе со стихийными бедствиями, но и регулярно проводить учения с различными сценариями, включающими Тайвань и Корейский полуостров.

Отмечено, что нынешняя структура обороны Японии не соответствует задаче принятия быстрого и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации. По мнению бывшего начальника штаба ССЯ Рёити Орики (Ryoichi Oriki), Япония должна создать постоянное Командование совместных операций при министре обороны для их скоординированного проведения наземными, морскими, воздушными силами и подразделениями кибербезопасности.

Ключевым вопросом стало понимание необходимости обеспечения эффективного взаимодействия между центральными и местными властями при реагировании на чрезвычайные ситуации, связанные с безопасностью страны. В случае втягивания в вооруженный конфликт основной задачей ССЯ станет противостояние силам вторжения, а их возможности по защите населения и ключевой инфраструктуры будут ограниченны. Поэтому ответственность за защиту людей в чрезвычайной ситуации ляжет прежде всего на центральные и местные власти, которые должны разработать планы эвакуации и обеспечить безопасность жителей.

Проведенные в Токио ролевые игры, разыгранный сценарий кризисной ситуации вокруг Тайваня и сделанные по его итогам выводы и предложения нашли отражение в росте военных приготовлений. На конец июля военные Японии и США провели более 50 совместных учений, что на 50% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом учения стали более многоплановыми и содержали (в том числе) сценарии экзистенциальных угроз. Так, в первой половине августа в привязке к крупномасштабным военным учениям Китая вокруг Тайваня дважды были проведены совместные учения ВВС США и ССЯ с участием 10 японских истребителей. Значительный рост – на 30% – также продемонстрировали военно-морские силы ССЯ, которые к началу августа участвовали в 29 совместных учениях с ВМФ США. Зонами их действий стали акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, а также спорных островов архипелага Сэнкаку и ближайших к Тайваню островов Сакисима. Особо следует отметить рекордную заявку министерства обороны Японии на военные расходы в следующем 2023 финансовом году на сумму в 5,59 трлн йен (40,7 млрд долл.).

Обострение ситуации вокруг Тайваня и реакция на неё Японии продемонстрировали тенденцию к дальнейшему втягиванию страны в реализацию американской стратегии сдерживания Китая на треке разыгрывания карты «независимости» острова, а также подготовку Токио к своему активному участию в разрешении этого кризиса. Проведенные в Японии ролевые игры, их сценарий, сделанные выводы и предложения найдут отражение в пересмотре законодательства страны, значительном росте военных расходов и принятии до конца 2022 г. новой стратегии национальной безопасности. В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к усилению противоречий и нарастанию противостояния Японии и Китая в Северо-Восточной Азии в течение всего периода до обозначенного Вашингтоном и принятого Токио возможного срока воссоединения Тайваня с КНР в 2027 г.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати