© 28.04. 2014, Вода К.Р.
23-25 апреля 2014 г. президент США Б. Обама посетил Японию в рамках турне по четырем странам Тихоокеанской Азии. Цели визита – подтвердить гарантии безопасности Японии, закрепить возросший японский вклад в деятельность альянса, обеспечить продвижение переговоров по заключению соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
Визит президента США состоялся на фоне обострения ситуации в области безопасности в Тихоокеанской Азии: усиления военно-морской активности Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях; вызывающих действий и заявлений со стороны КНДР; углубления разногласий между Японией и Южной Кореей, Японией и Китаем по территориальным вопросам, проблемам истории и др. Добавилось и влияние на ситуацию украинских событий, в результате которых страны Тихоокеанской Азии стали опасаться возможного усиления давления Китая по вопросу о спорных территориях.
Кроме того, поездка Б. Обамы в Японию проходила в то время, когда США пытаются реализовать курс на увеличение своего экономического и военно-политического присутствия в Тихоокеанской Азии в рамках политики «перебалансировки». США сталкиваются с проблемой: как сохранить свое лидерство в регионе, уравновесив новые и старые элементы международных отношений с американским участием? К новым элементам, помимо качественного изменения экономической и политической роли Китая, относится также углубление процессов региональной экономической интеграции, рост значимости стран Юго-Восточной Азии для развития региона, увеличение роли многосторонних форматов в решении проблем безопасности и развития и др.
Новая инициатива США, однако, не находит полного понимания у традиционных американских союзников в Тихоокеанской Азии, в том числе в Японии. Японский политический истэблишмент, привыкший к однозначности посылаемых ему сигналов, воспринимает некоторые положения американской «перебалансировки» как двойственные и непоследовательные.
Результатом визита стало следующее:
1. Подтверждение гарантий безопасности Японии
В последние годы в системе японо-американского альянса усилились трения, в частности в связи с различной оценкой последствий роста политической и военной мощи Китая. На официальном уровне Япония и США стремятся не преувеличивать угрозу со стороны КНР. Тем не менее, японские политики и эксперты склонны к алармизму и стремятся получить подтверждение гарантий безопасности Японии со стороны своего союзника, прежде всего в связи с территориальным спором из-за островов Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море. Японо-китайский территориальный спор создает для США немалые сложности, поскольку усиление американо-китайского взаимодействия зачастую воспринимается в Японии как вызов.
Во время визита в Японию Б. Обама впервые официально подтвердил, что действие японо-американского Договора о безопасности распространяется на острова Сэнкаку / Дяоюйдао. Подобная формулировка также была включена в текст совместного заявления, принятого по итогам саммита. Япония и США подвергли критике провозглашение Китаем в конце 2013 г. противовоздушной опознавательной зоны в Восточно-Китайском море1, заявив о недопустимости односторонних действий и агрессивного поведения для решения политических проблем. В то же время очевидно, что США по-прежнему не намерены вступать с Китаем в прямую конфронтацию в связи с японо-китайским территориальным спором.
2. Закрепление возросших обязательств Японии
США и Япония ставят задачу дальнейшего укрепления альянса в качестве одного из ключевых элементов системы безопасности в АТР. В конце 2014 г. ожидается принятие новых «Руководящих принципов развития японо-американского сотрудничества» – ключевого документа, уточняющего задачи альянса, сферы применения и зоны ответственности сторон в изменившейся международной обстановке. Ожидается, что в новых «Руководящих принципах» будет закреплено принятие Японией на себя больших обязательств в рамках альянса. На это направлены нововведения в японской оборонной политике, принятые правительством премьер-министра С. Абэ в конце 2013 г. – начале 2014 г.
Во-первых, С. Абэ инициировал создание нового Совета национальной безопасности – консультационного и координационного органа при кабинете министров, призванного усилить роль премьер-министра в принятии оборонных и внешнеполитических решений, повысить эффективность и оперативность принятия решений, увеличить объемы сбора и обмена информацией, в том числе обмена секретной информацией с военными ведомствами и специальными службами США и партнеров.
Во-вторых, были внесены поправки в закон о государственной тайне, ужесточившие наказание для государственных служащих, уличенных в раскрытии секретной информации в чувствительных областях. Это было также связано с чередой скандалов с утечками секретных данных в последние годы и является практической задачей в связи с планирующимся увеличением роли Японии в военно-политическом взаимодействии с США.
Следующим шагом в направлении активизации оборонной и внешней политики Японии в рамках альянса станет новая правительственная интерпретация Конституции Японии в связи с расширительным толкованием им права Японии на «коллективную самооборону». Правительству будет разрешено применять вооруженную силу для помощи «дружественному государству» в случаях, когда невмешательство будет иметь «катастрофические последствия для безопасности Японии».
Во время визита президент США не только согласился с этими шагами С. Абэ, но и особо отметил его усилия по усилению вклада роли Японии в рамках двустороннего военно-политического альянса.
3. Транстихоокеанское партнерство
Япония в качестве наблюдателя присоединилась к переговорам о заключении соглашения о Транстихоокеанском партнерстве еще в 2010 г. В мае 2013 г. Япония официально стала одним из 12 участников переговорного процесса, преследующего цель значительно либерализовать и, в определенной степени, гармонизировать торговые и инвестиционные режимы стран–участниц, а также унифицировать подходы в таких областях, как система государственных закупок, охрана прав интеллектуальной собственности, стандарты в области защиты труда, экологии и др.
Нынешнее японское правительство рассматривает заключение соглашения о Транстихоокеанском партнерстве в качестве одной из важных инициатив, направленных на оживление японской экономики. Однако в Японии также имеются и противники соглашения, ядро которых – Ассоциация сельскохозяйственных кооперативов, имеющая мощное лобби в парламенте.
В 2013 г. при вступлении в переговорный процесс премьер-министр С. Абэ пообещал добиться выгодных для Японии исключений из списка товаров и услуг, по которым отменяются пошлины, в рамках пяти товарных групп – рис, пшеница, свинина, говядина и сахар. Кроме того, Япония стремилась добиться от США снижения пошлины на автомобили и малотоннажные грузовики.
Во время визита в Японию президент США, где также существует немало противников Транстихоокеанского партнерства, стремился побудить Японию к большей либерализации своего сельскохозяйственного рынка. Несмотря на то, что в результате визита сторонам удалось сблизить позиции, стороны отказались зафиксировать конкретные результаты переговоров по Транстихоокеанскому партнерству в итоговом совместном заявлении. Это может означать, что для достижения окончательного соглашения между Японией и США потребуется еще немало времени и усилий.
Примечания:
1 The United States and Japan: shaping the future of the Asia-Pacific and beyond. U.S. – Japan joint statement. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/04/25/us-japan-joint-statement-united-states-and-japan-shaping-future-asia-pac.
Нет комментариев