© 16.05.2014, Вода К.Р.
С 29 апреля по 8 мая 2014 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил 6 европейских стран: Германию, Великобританию, Португалию, Испанию, Францию и Бельгию. Цели поездки – поддержать переговоры по соглашению об экономическом партнерстве c ЕС; разъяснить позицию Японии по проблемам безопасности в Тихоокеанской Азии; расширить оборонное взаимодействие с европейскими странами.
Внешними обстоятельствами, определившими повестку визита стали ухудшение японо-китайских отношений вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море и украинский кризис. С. Абэ попытался увязать эти международные события между собой, заявив о «недопустимости изменения статус-кво при помощи силы», что, по мнению японского премьер-министра, относится как к Европе, так и к островам, расположенным в Тихоокеанской Азии.
Главной темой поездки стало продвижение переговоров о заключении соглашения об экономическом партнерстве между Японией и ЕС, которые официально стартовали 25 мая 2013 года. Для Японии, инициировавшей эти переговоры, основные побудительные мотивы к подписанию соглашения заключаются в использовании его для оживления японской экономики; реформирования и дерегулирования отдельных отраслей, прежде всего сельского хозяйства; а также в стремлении не отстать от других стран Тихоокеанской Азии в институционализации режима свободной торговли с Европой1. По оценке европейских экспертов, заключение соглашения с ЕС может существенно увеличить эффективность, снизить издержки и стимулировать экспорт и экономический рост в Японии2.
Тем не менее, переговоры осложнены противоречиями, наиболее серьезные из которых возникли вокруг отмены тарифов на продукцию автомобильной и сельскохозяйственной отраслей. Кроме того, ЕС выражает озабоченность сохранением нетарифных барьеров в Японии, к которым относятся правила технической регламентации продукции, меры санитарного контроля, ограничения на рынке труда, проблемы допуска иностранных предприятий в систему государственных закупок и др.
В случае неудовлетворенности ходом переговоров, Европейская комиссия имеет право выйти из них спустя один год. Однако вероятность этого сегодня незначительна, поскольку в начале апреля 2014 г. по результатам пяти раундов переговоров стороны объявили о достижении прогресса. Япония согласилась снизить или отменить тарифы на некоторые сельскохозяйственные товары, в том числе отменить в течение семи лет после вступления соглашения в силу тарифы на европейские вина. В свою очередь представители ЕС выразили намерение обнулить тарифы на некоторые детали и комплектующие автомобилей японского производства3.
По итогам японо-германского саммита, состоявшегося в Берлине 30 апреля 2014 г., Ангела Меркель заявила о стремлении заключить соглашение до конца 2015 года. Это намерение затем подтвердил и премьер-министр Японии. Таким образом, соглашение об экономическом партнерстве с ЕС может быть заключено раньше, чем соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, переговоры по которому одновременно ведет Япония, учитывая отсутствие ощутимого прогресса в ходе японо-американского саммита 24 апреля 2014 г.
Второй важной темой в повестке турне Абэ стало расширение военно-политических контактов с европейскими странами и организациями. Продолжая курс на «активный пацифизм», С. Абэ продекларировал европейским лидерам решимость Японии «вносить больший вклад» в сохранение и укрепление международного порядка, «основываясь на ценностях демократии, свободы, прав человека и верховенства закона». В этом, подчеркнул премьер, Япония является естественным партнером ЕС и НАТО.
Важным событием в рамках поездки стало подписание 6 мая 2014 г. Программы индивидуального партнерства и сотрудничества между Японией и НАТО на основании совместной декларации, принятой годом ранее. Стороны договорились укреплять взаимодействие по противодействию терроризму, пиратству, киберпреступности, а также сотрудничать в реализации целей контроля над вооружениями, публичной дипломатии, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий и пр.
Премьер-министр Японии договорился увеличить военные обмены с Испанией; укрепить взаимодействие в области морской безопасности с Португалией; начать переговоры по соглашению о совместной разработке военной техники с Францией; учредить формат встреч министров иностранных дел и обороны «2+2» с Великобританией.
В Лондоне также было решено продвигаться к заключению соглашения о взаимодействии между силами самообороны Японии и вооруженными силами Великобритании. Аналогичные форматы отношений в этой области Япония сегодня имеет с США и Австралией. Вероятно, Великобритания и Франция станут первыми европейскими странами, с которыми Япония может начать совместно производить вооружение и военную технику после отмены ограничений на экспорт военно-технической продукции.
С. Абэ, в целом, удалось обеспечить одобрение европейскими лидерами его понимания основных политических и экономических задач, стоящих перед японским правительством. Однако наиболее существенные изменения, задуманные кабинетом С. Абэ, еще предстоит осуществить. Глубина либерализации режима взаимной торговли и инвестиций в отношениях между Японией и ЕС и, следовательно, выгоды и возможности для партнеров, во многом будут зависеть от того, насколько правительство Японии сможет открыть для зарубежной конкуренции свою сельскохозяйственную отрасль, а также устранить нетарифные ограничения в торговле товарами и услугами.
Примечания:
1 В 2011 г. вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕС и Республикой Корея; в 2013 г. подписано соглашение с Сингапуром; продолжаются переговоры с Индией, Таиландом, Малайзией и Вьетнамом.
2 Impact assessment report on EU-Japan trade relations. European Commission. Commission staff working document. Brussels, 18.07.2012. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2012/july/tradoc_149809.pdf.
3 NHK World. 05.04.2014.
Нет комментариев