Д. Трамп и Ким Чен Ын провели внеплановую встречу в Пханмунджоме

817

© 02.07.2019, Давыдов О.В.

Used photo by CSIS | Center for Strategic & International Studies // www.flickr.com/photos/csis_er/

После затянувшейся политической паузы, связанной с безрезультатным завершением американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале этого года, события на Корейском полуострове вновь резко уплотнились. Недавняя поездка Си Цзиньпина в Пхеньян, а вслед за этим и визит Д. Трампа в Южную Корею стали важными этапами в русле международных усилий, направленных на решение проблемы ядерного урегулирования в Корее.

Неожиданная интрига, сопряженная с последним визитом, заключалась в том, что еще, будучи в Осаке на саммите «Большой двадцатки», президент США через свой Твиттер направил предложение лидеру КНДР провести краткую встречу в Пханмунджоме (пограничный пункт в демилитаризованной зоне, разделяющей Северную и Южную Корею), чтобы «обменяться рукопожатиями и поприветствовать друг друга». Против устоявшихся традиций северокорейского государственного протокола Ким Чен Ын практически немедленно ответил своим согласием, и 30 июня такая встреча состоялась.

Конечно, правдоподобность подобной версии по поводу импровизированного общения лидеров стран в социальных сетях не может не вызывать определенные сомнения, однако, коль скоро они проявили обоюдную заинтересованность в диалоге, можно, видимо, принять такие разъяснения за некую данность.

Состоявшийся контакт был преисполнен необычной символикой. Д. Трамп приблизился к межкорейской границе, где его ожидал Ким, с разрешения последнего пересек военную демаркационную линию и стал, таким образом, первым действующим президентом США, посетившим КНДР. Обратно в Южную Корею он вернулся уже в сопровождении Ким Чен Ына, где высоких гостей встречал глава Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ин. Там же состоялась и непродолжительная беседа Трампа со своим северокорейским визави.

Здесь уместно напомнить, что ещё совсем недавно напряжение в отношениях между КНДР и США только нарастало. Северокорейский МИД, а также СМИ в крайне жестких выражениях критиковали позицию Вашингтона, называя ее «враждебной» по отношению к Пхеньяну.

Подчеркивалось при этом, что диалог между двумя странами не может начаться «сам собой» – без изменения принципиального подхода американской стороны к выстраиванию переговоров. В свою очередь Д. Трамп, в порядке реакции на проведение в КНДР в мае этого года ракетных испытаний, заявил, что партнер явно не готов к возобновлению содержательного диалога. Острая взаимная полемика несколько смягчилась лишь в последние дни, когда стало известно об обмене письмами между Д. Трампом и Ким Чен Ыном.

Итоги встречи лидеров двух стран в Пханмунджоме в целом производили впечатление хорошо спланированного политического шоу, в котором два выдающихся актера умело подыгрывали друг другу. Свое посещение КНДР Трамп назвал «великим днем для всего мира». На пресс-конференции в числе главных достижений своего внешнеполитического курса он назвал сохранение мира на Корейском полуострове, сославшись при этом на то, что, если бы президентом стал Обама или его последователь, то в Корее сейчас бы полыхала война. Ким Чен Ын не отставал от своего визави, подчеркнув, что лидеры двух стран продемонстрировали твердое намерение закрыть печальное прошлое и выстраивать отношения, устремленные в будущее. Последовали взаимные приглашения: Киму – посетить Белый Дом (прозвучало именно так), а Трампу – совершить поездку в Пхеньян, «когда для этого настанет время».

В чистом остатке – договоренность возобновить экспертные консультации по линии внешнеполитических ведомств в течение ближайших двух-трех недель (позднее, госсекретарь М. Помпео выразил надежду, что это удастся сделать ориентировочно в середине июля). Пока не уточняется, будут ли они посвящены узкой теме денуклеаризации или их повестка может включать более широкий круг вопросов, относящихся к американо-северокорейским отношениям и проблемам обеспечения мира на Корейском полуострове.

Примечательно, что хотя главные мероприятия проходили на территории Южной Кореи, никаких переговоров в трехстороннем формате или субстантивных межкорейских контактов, судя по всему, не было. Находившийся в Пханмунджоме Мун Чжэ Ин присутствовал там, скорее, как наблюдатель, хозяин переговорной площадки, нежели в качестве непосредственного участника диалога.

Здесь следует сказать, что с недавних пор в КНДР подчеркнуто игнорируют южнокорейских партнеров и самого Муна, несмотря на то, что он вложил свой личный политический капитал в улучшение двусторонних отношений и высказывает готовность оказать содействие наведению мостов между Пхеньяном и Вашингтоном. Так, северокорейская сторона до сих пор затягивает с ответом на инициативу РК организовать очередной межкорейский саммит со свободной повесткой «в любое время, и в любом месте».

Корень проблемы кроется в том, что руководство КНДР с разочарованием восприняло неспособность Сеула безусловно реализовать свои обязательства по развитию двусторонних торгово-экономических и иных связей и сотрудничества, зафиксированные в двух совместных декларациях, которые были приняты на высшем уровне (апрель и сентябрь 2018 года). Ссылки южнокорейцев на ограничения, связанные с необходимостью выполнения санкционных резолюций Совета Безопасности ООН, Пхеньяном в качестве убедительного аргумента не принимаются и расцениваются, как свидетельства неспособности администрации Мун Чжэ Ина играть «самостоятельную роль» в межкорейских делах.

Соответственно, в Северной Корее официально и в весьма резкой форме отвергли намерения главы РК «посредничать» в налаживании американо-северокорейского диалога, заявив, что в помощниках не нуждаются и требуют, чтобы южный сосед не вмешивался в этот процесс.

Оценивать итоги встречи, состоявшейся в Пханмунджоме, пока довольно сложно. Отметим лишь, что театрализованные сцены и эффектные заявления, рассчитанные на публику, явно затмевали собой содержательную часть мероприятия. С учетом этого пока совершенно неясно, к каким конечным целям и по какой траектории будет двигаться переговорный процесс, даже если предположить, что перезапуск диалога осуществится без особых проблем.

По мнению многих наблюдателей, на данном этапе как Д. Трамп, так и Ким Чен Ын посредством состоявшегося контакта сумели (или, по крайней мере, попытались) решить важные для себя внутриполитические задачи. Президент США продемонстрировал политическому сообществу и заинтересованным избирателям, что он в состоянии удерживать ситуацию под контролем, не допустить ее деградации, и способен управлять процессом ядерного разоружения КНДР. В свою очередь руководитель Северной Кореи стремился показать, что он остается сильным лидером, расположения которого добивается единственная сверхдержава, и с которым все хотят вести переговоры. Тем самым снимались сомнения в компетентности Кима как опытного и умелого переговорщика, которые могли появиться у части северокорейской элиты после провала ханойского саммита.

Хотя поставленные сторонами краткосрочные цели, по-видимому, были достигнуты, решение актуальных задач, связанных с реальной денуклеаризацией Северной Кореи, представляется делом совсем непростым. Понятно, что в Пханмунджоме стороны избегали говорить о разногласиях, однако вполне очевидно, что фундаментальные противоречия между ними, обусловленные принципиально отличными подходами по таким вопросам, как масштаб и глубина ядерного разоружения КНДР и комплекс ответных мер со стороны США, пока сохраняются.

На нынешнем этапе всё свидетельствует о том, что область возможного компромисса довольно узка. По всем признакам Пхеньян будет жестко и решительно настаивать на сохранении в стране хотя бы ограниченной части ракетно-ядерного потенциала в качестве «сил сдерживания», но при этом добиваться отмены всех наиболее болезненных санкций, предусмотренных резолюциями СБ ООН.

У Трампа пространство для осуществления маневра также предельно ограничено. Противники его курса на примирение с КНДР (а это значительная часть Конгресса, разведсообщество, влиятельные СМИ, ряд крупных аналитических центров и даже отдельные представители его собственного политического аппарата) постоянно выступают с критикой его шагов на северокорейском направлении. И, в частности, скрупулезно следят за тем, чтобы президент не заключил такой сделки, которая шла бы вразрез с интересами безопасности США и допускала сохранение в Северной Корее части ее ядерного арсенала.

Иными словами, сейчас Д. Трамп сталкивается с одновременным давлением и со стороны Пхеньяна, который добивается для себя существенных уступок по принципиальным вопросам, и со стороны американского политического класса, следящего за возможными огрехами в действиях президента. В этих условиях вариант движения к всеобъемлющей договоренности с КНДР, способной удовлетворить всех, в настоящее время представляется малореальным.

Подобное положение дел, по всей вероятности, будет подталкивать главу Белого Дома к тому, чтобы добиваться, по возможности, сохранения существующего статус-кво, состоящего в соблюдении КНДР моратория на ракетные пуски и ядерные испытания, нежели агрессивно требовать от Пхеньяна практических шагов в направлении реального ядерного разоружения. Вопрос лишь в том, насколько приемлемой окажется подобная альтернатива для руководства Северной Кореи.

В более глубоком смысле подоплека переживаемых трудностей видится также и в том, что урегулирование крупного регионального кризиса вокруг Корейского полуострова, по сути, оказывается завязанным даже не столько на отношения КНДР с США, сколько на личные взаимоотношения между высшими руководителями этих двух стран, их амбиции и предпочтения. И, если на ранних этапах подобный диалог между двумя главными антагонистами был, несомненно, полезен, то теперь, по мере углубления в тему, дефицит возможностей и ограниченность, присущие данному формату, могут создавать препятствия для дальнейшего движения вперед.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
13.01.2025

Материал ИА «Интерфакс» об очередном ежегодном прогнозе ИМЭМО РАН «Россия и мир» на текущий 2025 г. Основным выводом, к которому приходят ученые, является то, что «фактором-2025» станет усиливающаяся с начала года неопределенность ближайшего будущего практически по всем направлениям мировой политики и экономики.

подробнее...

10.01.2025

В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 1, 2025) опубликованы статьи Марии Павловой «Из просто жертвы – к главной жертве», Дмитрия Стефановича «Многомерное поле технологического противоборства» и Константина Богданова «Не здороваться через порог».

подробнее...

Вышли из печати