Что показал визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в США

2393

© 14.02.2017, Швыдко В.Г.

photo by Rick Martin // www.flickr.com/photos/1rick

10-12 февраля прошел официальный визит в США японского премьера Синдзо Абэ, ставший его первой личной встречей с новым президентом после официального вступления Д. Трампа в эту должность. Визиту предшествовала активная дискуссия вокруг возможных его результатов и, шире, по поводу вероятной траектории развития отношений между Японией и США в изменившихся условиях. Сегодня можно сказать, что большинство вопросов, задававшихся в этой связи, даже после визита остались без ясного ответа.

Первое, на чем было сфокусировано внимание обозревателей, – это вопрос о режиме торговых и инвестиционных связей между бизнесом двух стран. Как известно, С. Абэ в качестве политика все последние годы делал ставку на участие Японии в Транстихоокеанском партнерстве, амбициозную концепцию которого – как проекта глубокой либерализации и гармонизации национальных торгово-инвестиционных режимов – активно продвигали Соединенные Штаты, в особенности предыдущая президентская администрация. В Японии далеко не все поддерживали идею полноценного участия страны в проекте, предполагавшем гораздо большее, чем сейчас, взаимное открытие рынков в политически «чувствительных» секторах и серьезные ограничения на национальные меры регулирования внешней торговли и инвестиций.   Несмотря на это  С. Абэ активно продавливал идею необходимости такого участия и демонстрировал готовность к серьезным компромиссам по конкретным вопросам в этих сферах. Более того, на завершающем этапе переговоров Япония часто выступала в роли партнера США по оказанию давления на остальных участников, с тем, чтобы максимально ускорить достижение общего «пакетного» соглашения.

Несмотря на то, что в ходе предвыборной кампании в США оба основных претендента отказывались поддержать соглашение, по крайней мере,  в его нынешнем виде, японский премьер надеялся, что после выборов их позиция изменится, и соглашение все же будет ратифицировано – пусть и позже, и даже, возможно, с некоторыми поправками в режиме его имплементации. В этих же целях он добился ратификации  соглашения обеими палатами японского парламента, несмотря на растущий скепсис относительно его дальнейшей судьбы. В своих публичных заявлениях С. Абэ выражал намерения попытаться «разъяснить» Д. Трампу важность соглашения и убедить его вернуться к дальнейшему рассмотрению.

С позиций сегодняшнего дня бессмысленность такого рода усилий кажется уже очевидной. Трамп своим указом закрепил выход США из процесса ратификации соглашения о ТПП и однозначно заявил, что он не будет участвовать ни в каких новых проектах или усилиях, лишающих страну суверенного права на защиту собственных рынков.  Соответственно, во время визита вопрос о ТТП по существу не поднимался и не обсуждался.

Во время своей предвыборной кампании Д. Трамп говорил о необходимость вместо ТТП обсудить возможность заключения новых двусторонних соглашений о торговле и инвестициях, которые, по его мнению, более эффективны для отстаивания американских национальных интересов во внешнеторговой политике. Учитывая сложившуюся реальность, С. Абэ в принципе не возражал против такой перспективы, хотя и без особого энтузиазма. Другие политики, в том числе и в правящей партии, призывали его подойти к этому вопросу максимально осторожно, с учетом того что гораздо больший политический и экономический вес США вкупе с прошлым опытом Д. Трампа могут заставить японских переговорщиков пойти на слишком большие уступки. Ситуация усугубляется и тем, что в ходе своей кампании Трамп остро критиковал ситуацию с несбалансированностью торговых потоков между США и Японией. Соединенные Штаты имеют крупный дефицит баланса своей торговли с Японией, и Трамп в связи с этим упрекал японские власти в недобросовестной конкуренции – использовании тарифной и, в еще большей степени, нетарифной защиты своих рынков от американских компаний и сознательном манипулировании курсом национальной валюты.

Переговоры в рамках состоявшегося визита – по крайней мере, в том виде, в котором они были представлены публично – не очень прояснили ситуацию с перспективой будущего соглашения.  Хотя и было объявлено о создании нового переговорного механизма – диалога на уровне заместителей высших должностных лиц двух стран и четкого упоминания о двустороннем торгово-экономическом соглашении как предмете переговоров не прозвучало. Д. Трамп воздержался от повторения прежних обвинений Токио в «несправедливых» торговых практиках, но осталось неясным, связано ли это с полученными  от японской стороны «разъяснениями», или он просто предпочел не портить атмосферу двустороннего саммита, а соответствующие претензии будут предъявлены на будущих переговорах. С одной стороны, многие обозреватели приводят примеры того, как нынешний американский президент ранее пользовался ошибочной и искаженной информацией о проблемах двусторонней торговли. С другой – сомнительно, чтобы все его претензии к Японии были исключительно плодом дезинформации или незнания предмета. Соответственно, относительная ясность с предметом переговоров наступит не ранее чем через несколько месяцев. Пока же он обозначен лишь в самом общем виде – вопросы кредитно-денежной и валютной политики, регулирования двусторонней торговли, инвестиционных проектов в инфраструктурной и энергетической сферах.

Большей четкостью отличаются сделанные в ходе визита заявления по вопросам отношений двух стран в военно-политической сфере. Подчеркнута важность, которую обе страны придают своему альянсу в этой области, прозвучали и заверения в верности союзническим обязательствам. Были названы и моменты, которые, по обоюдному мнению, являются главным источником угроз или вызовов безопасности в тихоокеанском регионе – ракетно-ядерная программа КНДР и утверждение Китаем своего военного присутствия в ключевых акваториях в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, в том числе с помощью шагов, которые расцениваются США и Японией как незаконные и неприемлемые. Новая американская администрация подтвердила и то, что рассматривает находящиеся под японским контролем о-ва Сэнкаку, которые Китай считает своими, как территорию, на которую распространяется действие японо-американского «договора безопасности».

По-видимому, снят (во всяком случае, на нынешнем этапе) и вопрос о «справедливом» распределении финансового бремени связанных с деятельностью альянса расходов. Звучавшие ранее со стороны Д. Трампа претензии к Японии по этому поводу не выдвигались ни в ходе переговоров на высшем уровне, ни во время состоявшегося чуть ранее визита в Токио нового министра обороны США Дж. Маттиса.

Однако согласие по принципиальным вопросам не отменяет множественных споров по деталям, в которых, как известно, и «кроется дьявол». Д. Трампу и новому министру обороны еще предстоит войти в курс достаточно сложных переговоров по таким вопросам, как передислокация американской военной базы в Футэмма на Окинаве, статус американских военнослужащих в Японии и их взаимоотношения с японскими правоохранительными органами, порядок взаимодействия оборонных ведомств и спецслужб двух стран. Насколько продуктивными окажутся эти переговоры при новой администрации,  покажет только время.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати