Китай в Cтратегии национальной безопасности Новой Зеландии

415

used images: US Secretary of State Antony Blinken
with New Zealand Foreign Minister Nanaia Mahuta in Wellington, on July 27, 2023,
New Zealand's National Security Strategy 2023–2028 Title // Youtube

© Гамза Л.А., 21.08.2023

В начале августа 2023 г. лейбористское правительство Новой Зеландии впервые в истории страны приняло Стратегию национальной безопасности (National Security Strategy). Одновременно было принято Заявление о стратегии в области обороны и принципах будущего построения вооруженных сил (Defense Policy and Strategy Statement, the Principles of Future Force Design). Оба документа стали реакцией властей на обострение противостояния США и Китая в южной части Тихого океана и Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) – в целом. Там заявлено, что если раньше страна, в силу своего географического положения, считала себя в значительной мере защищенной от внешних угроз, то теперь, когда «виртуальное расстояние измеряется секундами и нажатием клавиш»,  безопасность Новой Зеландии оценивается иначе.

Значительное место в принятых  документах отведено Китаю,  в частности там говорится, что растущая экономическая, политическая и военная мощь Китая и все более настойчивое продвижение им своих интересов за рубежом являются главной причиной растущей стратегической конкуренции. При этом в документе отмечены «напористость и стремление Пекина изменить существующие международные правила и нормы в регионе, что может нарушить там стратегический баланс сил». Вслед за США и Австралией правительство Новой Зеландии выразило беспокойство растущими связями Китая со своими традиционными островными партнерами в Тихом океане. Особую озабоченность властей вызвало подписание в 2022 г. соглашения о сотрудничестве в области безопасности между КНР и Соломоновыми островами. В документе указано, что оно демонстрирует «намерение Китая увязать экономические отношения с сотрудничеством в сфере безопасности, сформировать конкурентную региональную архитектуру и распространить свое влияние в островных тихоокеанских государствах на области политики, обороны, цифровизации и морских просторов». При этом подчеркнуто, что строящиеся на Тихом океане с участием Китая порты и аэродромы могут быть использованы как для гражданских, так и военных целей и превратиться со временем в полноценные военные базы, что может «фундаментально изменить стратегический баланс в регионе». В связи с этим правительство выражает озабоченность иностранным вмешательством в дела Новой Зеландии и ее тихоокеанских соседей, а также беспокойство по поводу шпионской активности и кампаний дезинформации, которые могут влиять на политические процессы и выборы. При этом упомянут Тайвань, который назван потенциальной «точкой возгорания».

В связи с проблемой  изменения климата и роста «стратегической конкуренции между Западом, Китаем и Россией» в принятых документах содержится рекомендация о необходимости повышении военных расходов и укреплении связей со странами ИТР. При этом заявлено, что Новая Зеландия, которая является участником разведывательного соглашения Five Eyes, намерена развивать «взаимодополняемость» вооруженных сил и вооружений со своими ключевыми партнерами по этому сообществу. В этой связи правительство намерено углублять военное сотрудничество со своим ближайшим союзником Австралией, а также развивать более тесные связи с другими партнерами в регионе, включая США, присутствие которых в ИТР считается важным для безопасности страны. Там же указано, что вооруженные силы Новой Зеландии должны противодействовать новым угрозам, в числе которых названы дезинформация, кибератаки и терроризм. Для борьбы с ними войскам необходимы дополнительные средства, оборудование и подготовка, чтобы быть готовыми к вооруженным конфликтам и проведению операций спасения во время стихийных бедствий. При этом в документах признается, что в условиях быстро меняющейся ситуации состояние вооруженных сил Новой Зеландии значительно отстает от соседних с ней Австралии, Сингапура и Индонезии, их вооружение устарело и существуют проблемы с набором и содержанием военнослужащих. В этой связи правительство намерено увеличить военные расходы, которые в течение долгих лет не превышали 1% ВВП. После принятия Стратегии министр обороны страны заявил, что они могут быть увеличены, однако до уровня, не превышающего 2%, что указывает на приближение к нормативам, принятым в НАТО. В качестве первоочередной задачи он назвал замену имеющихся у страны девяти устаревших военных фрегатов и патрульных судов, три из которых сегодня бездействуют из-за отсутствия персонала.

Структура и основные положения принятых в Веллингтоне документов показывают, что они разработаны и утверждены властями под нажимом США, стремящихся к консолидации своих союзников в южной акватории Тихого океана в рамках своей Индо-Тихоокеанской стратегии интегрированного сдерживания Китая. Это подтверждает состоявшийся в конце июля 2023 г. накануне принятия Стратегии визит в Новую Зеландию американского госсекретаря Блинкена, который на переговорах с министром иностранных дел обсудил, в том числе, тему возможного участия этой страны в соглашении AUKUS. Перед этим американский гость присутствовал на открытии нового посольства США в островном государстве Тонга, а после Веллингтона вместе с министром обороны Остином участвовал в переговорах с австралийскими партнерами в формате «два плюс два», на которых доминировала тема военного сотрудничества между странами.

В то же время следует иметь в виду, что, несмотря на давление США и правых консервативных политиков, лейбористское правительство Новой Зеландии в своей стратегии пытается сохранить осторожный и взвешенный подход в отношении Китая, который в течение долгих лет является ее крупнейшим экономическим партнером. Документ подчеркивает важность для страны мирного, стабильного и устойчивого положения в акватории Тихого океана и выделяет значимость тесного международного сотрудничества в разрешении любых проблем, касающихся ее безопасности. В Стратегии подчеркивается, что отношения с Китаем важны для Новой Зеландии и сотрудничество двух стран будет иметь большое значение  для решения многих глобальных проблем. Однако сразу вслед за этим делается реверанс в сторону США о том, что «напористое продвижение китайским правительством своих стратегических целей является важной причиной нового периода стратегического соревнования между государствами».

Китай выразил «сильное недовольство» и «твердое несогласие» с касающимися его положениями документов. При этом указал, что отношения между странами всегда были стабильными и позитивными. Были особо выделены успешные итоги июньского визита премьер-министра Новой Зеландии в Пекин, который во время встречи с Председателем КНР Си Цзиньпином заявил, что обе страны должны рассматривать друг друга как «партнеров, а не противников и в качестве возможностей, а не угроз». В этой связи Китай призвал Веллингтон «сохранять ясную голову» и принимать разумные решения, не подвергая отношения между двумя странами риску ради антикитайской стратегии США. Предстоящие в октябре парламентские выборы и их итоги покажут, удастся ли властям Новой Зеландии сохранить и продолжить зафиксированный в документах прагматичный сбалансированный курс в условиях нарастающего американского давления и усиливающегося противостояния в регионе между Вашингтоном и Пекином.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати