used images: EU Flag, Japanese Flag // Internet
© Гамза Л.А., 19.05.2022
Начало мая ознаменовалось рядом знаковых событий, демонстрирующих нарастающее активное вовлечение Японии в реализацию американской стратегии сдерживания Китая и России в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Вслед за состоявшимся в конце апреля официальным визитом немецкого канцлера Шольца, заявившего о стремлении развивать отношения с Японией на всех уровнях, в Токио в середине мая побывали президент Европейского совета Шарль Мишель и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В те же дни там находилась премьер-министр подавшей заявку на вступление в НАТО Финляндии Санна Марин (Sanna Marin).
В принятом по итогам состоявшегося 28-го саммита ЕС–Япония совместном заявлении лидеры сторон подтвердили курс на дальнейшее развитие и активизацию тесного и всестороннего партнерства, повторив как мантру общие формулировки из текста американской «Индо-Тихоокеанской стратегии». В ходе переговоров лидеры ЕС заявили, что Япония является ближайшим партнером Сообщества в ИТР и стороны будут укреплять сотрудничество, чтобы обеспечить его свободный и открытый характер. Для этого они намерены расширять практическое взаимодействие в таких областях, как кибербезопасность, противодействие недостоверной информации, безопасности на море и антикризисное управление. При этом особо подчеркнуто, что обе стороны будут стремиться к тесному сотрудничеству между ЕС, Японией и США в решении глобальных и региональных проблем.
Лидеры ЕС и Японии выразили «серьезное беспокойство» ситуацией в Восточно-Китайском море, включая воды вокруг спорных островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), а также в Южно-Китайском море и заявили о «твердом неприятии» односторонних попыток изменить там статус-кво и усилить напряженность, которые «подрывают региональную стабильность и международный порядок, базирующийся на правилах». Было заявлено, что продолжится обмен мнениями по Китаю не только в части изменений в таких областях, как политика, экономика и безопасность, но также по ситуации в Гонконге и соблюдению гражданских прав, включая Синьцзян.
Однако главным итогом саммита следует считать принятие объемного десятистраничного соглашения о цифровом партнерстве между ЕС и Японией (EU-Japan Digital Partnership), направленного на обеспечения цифровой трансформации сторон по широкому спектру направлений, которое носит долгосрочный стратегический характер и является первым документом такого рода, подписанным Сообществом с зарубежными странами.
В соглашении заявлено, что его главной целью является активизация сотрудничества в интересах ускорения экономического роста и формирования устойчивых обществ сторон через цифровую трансформацию, базирующуюся на общих ценностях. Партнерство призвано обеспечить надежный и безопасный трансграничный поток данных, который позволит сторонам приобщиться к выгодам цифровой экономики, а также укрепить ведущийся между ними диалог по многим направлениям и достижения конкретных результатов в приоритетных областях.
В соглашении зафиксировано обязательство сформировать механизм и структуры, необходимые для сотрудничества в цифровой сфере. Оно предусматривает создание Совета цифрового партнерства (Japan- EU Digital Partnership Council) и проведение его ежегодных заседаний на уровне министров. Участниками с японской стороны станут Агентство цифровизации, Министерство внутренних дел и связи, Министерство экономики, торговли и промышленности. Совет будет подводить итоги за год и определять дальнейшую политику и шаги по реализации соглашения. С европейской стороны в реализацию соглашения будут вовлечены все страны Сообщества в формате взаимодополняемости действий на уровне ЕС и уровне государств-членов.
В приложении к соглашению указан детальный перечень начальных совместных действий сторон по его реализации, к работе над которым стороны приступают немедленно. В него включены:
- устойчивость цепочек поставок полупроводников;
- технологии высокоскоростных вычислений и квантовые технологии;
- кибербезопасность;
- искусственный интеллект;
- цифровая связь;
- платформенное сотрудничество;
- данные и свободный поток данных;
- цифровая торговля;
- цифровая трансформация промышленности, прорывные инновации, малые и средние предприятия;
- стандартизация;
- трастовые услуги – цифровая идентичность и цифровые подписи;
- цифровые COVID-сертификаты;
- усиление цифрового образования и навыков, критичных для цифрового будущего;
- технологии повышения конфиденциальности.
В заключительном коммюнике лидеры также отметили прогресс, достигнутый в продвижении «надежных, безопасных, устойчивых, комплексных и базирующихся на правилах связей» в результате реализации подписанного в 2020 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в области инфраструктуры (The Partnership on Sustainable Connectivity and Quality Infrastructure between the European Union and Japan – EEAS) и заявили о готовности активизировать сотрудничество в этой области и его сопряжение с инициативой ЕС «Глобальный шлюз» (Global Gateway initiative). В этой связи следует напомнить, что это соглашение было заключено как альтернатива и противодействие китайскому стратегическому проекту «Один пояс, один путь». В настоящее время ЕС и Япония изучают возможности реализации совместных новых проектов в ИТР, а также на Западных Балканах, странах Восточного партнерства и Африке в таких секторах, как транспорт, энергетика, цифровизация и сбытовые цепочки.
Итоги состоявшегося саммита в Токио свидетельствуют об активизации роли и вовлеченности ЕС и входящих в него стран в реализацию американской стратегии сдерживания Китая и России в ИТР в формате развития технологических связей и сотрудничества с наиболее развитыми странами региона из числа верных и проверенных союзников США, прежде всего – Японией и Южной Кореей. При этом одним из главных движущих мотивов активизации сотрудничества между сторонами является не только стремление получить экономические и конкурентные выгоды и преимущества, но также ограничить или вовсе перекрыть возможности технологических связей этих стран с Китаем и Россией. При этом одновременно решается поставленная американцами стратегическая задача сдерживания технологического развития Китая и налаживания эффективных кооперационных связей и сотрудничества с его участием в субрегионе Северо-Восточной Азии. Через реализацию подписанного соглашения ЕС и входящие в него страны также решают задачу по ограничению возможностей и влияния китайских технологических компаний в Европе.
Нет комментариев