Индонезия – новый эпицентр COVID-19 в Азии

323

used image: view from Jakarta apartment by Stefan Magdalinski // www.flickr.com/photos/smagdali/

© Рогожина Н.Г., 26.07.2020

Индонезия стала новым эпицентром распространения пандемии COVID-19 по суточному приросту инфицированных (15 июля было зафиксировано рекордное число – 56 757 человек, что в семь раз превысило показатели месячной давности). Всего в стране за время пандемии заболело более 3 млн человек и умерло свыше 80,5 тыс человек. Антирекорд был поставлен 23 июля, когда коронавирусная инфекция унесла жизнь 1 566 человек. В Индонезии летальность в 1,22 раза выше по сравнению с другими странами. Из 1000 зараженных в среднем умирает 26 человек. Однако эти официальные цифры, по мнению большинства эпидемиологов, занижены и могут оказаться намного выше. По их мнению, к январю 2021 г. было инфицировано 15% населения страны, а число суточного прироста заболевших в настоящее время превышает 100 тыс., учитывая низкий охват населения системой тестирования и социального мониторинга за пределами Джакарты и Бандунга. По данным министра здравоохранения Индонезии в декабре 2020 г. тестировалось в сутки всего 30 тыс. человек, и только в разгар эпидемии этот показатель возрос до 230 тыс. человек.

Красный крест оценил эпидемиологическую ситуацию в стране как находящуюся на грани катастрофы, поскольку только за последний месяц темпы прироста новых случаев заболевших коронавирусной инфекцией возросли в 10 раз (с 4 821 человек 1 июня до 40 427 8 июля). Эпидемия охватила все 34 провинции Индонезии. Первая экономика в Юго-Восточной Азии с населением в 276 млн человек столкнулась с самой крупной вспышкой COVID-19 с начала пандемии, вызванной распространением штамма Дельта, и оказалась к ней неподготовленной. Система здравоохранения не справляется с наплывом больных. Только в Джакарте и на Западной Яве в районах, наиболее пострадавших от пандемии, заполнено более 90% коечных мест, в больницах ощущается резкая нехватка кислорода. Больные, нуждающиеся в госпитализации, вынуждены сами его приобретать.

ВОЗ призвала правительство Индонезии к незамедлительному введению более жестких противоэпидемиологических мер. Но власти не торопились с их принятием, возлагая надежды на массовую вакцинацию населения, однако просчитались в своих ожиданиях. Вакцинировано не более 6% населения, несмотря на то, что прививка делается бесплатно. Индонезия преимущественно использует китайскую вакцину Sinovac, эффективность которой вызывает сомнения. С июня умерли 151 медицинских работников, привитых этой вакциной.

В планах правительства к концу года вакцинировать 181,5 млн человек (по 2 млн человек ежедневно), в том числе 7,5 млн жителей Джакарты (из 10,5 млн ее населения) к концу августа. Однако осуществлению этого плана препятствует ряд факторов. В состав Индонезии входит 17 тыс. островов, что осложняет доставку препарата из Джакарты в отдаленные районы страны, где ощущается нехватка оборудования для хранения вакцины. Возникают проблемы с ее поставкой, транспортировкой и распределением.

Дополняет эти объективные трудности наличие в стране немалого числа противников вакцинации. По данным опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2020 г. еще до начала вакцинации, только 37% реципиентов готовы были привиться, 40% колебались в своем решении, а 17% высказались категорически против. Например, в провинции Южная Сулавеси 200 медицинских работников отказались от прививки, аргументируя свое решение тем, что препарат имеет опасные побочные последствия, а вакцинирование представляет собой харамное действие – греховное деяние для мусульманина.

Социальные сети становятся питательной средой для формирования негативного отношения к прививке. Антивирусная кампания, которая, как правило, ведется под религиозным флагом, имеет три составляющие – антикитайскую, антиправительственную и конспирологическую. Широкое распространение получила теория заговора, согласно которой "вакцина является орудием евреев по истреблению мусульман". Говорится и о том, что "правительство Индонезии проводит кампанию по вакцинации населения, поскольку попало в долговую зависимость от капиталистических стран". Тематика антипрививочной кампании отвечает социальному запросу той части общества, которая воспринимает Китай как враждебное государство, угрожающее геополитическим и экономическим интересам Индонезии и "использующее вакцину в качестве биологического оружия для искоренения местного населения". Индонезия получила 104 млн доз вакцины из-за границы, в том числе 94.5 млн доз китайской Sinovac.

Хотя правительство пытается блокировать эти сайты, тем не менее, они продолжают действовать, собирая множество подписчиков. Свою озабоченность по поводу распространения антипрививочных настроений в обществе высказала и крупнейшая мусульманская организация страны Мухаммадия. В ее послании верующим говорится, что "если будут и далее подогреваться антивирусные и антиковидные настроения в обществе, то народ потеряет бдительность, и это приведет к коллапсу системы здравоохранения. Нельзя допустить, чтобы дезинформация породила разногласия в обществе".

В то же время появление антипрививочных настроений в обществе стало возможным из-за снижения его доверия к властям, которых обвиняют в коррупции, в неспособности справиться с эпидемией. Президент страны Джоко Видодо с самого начала пандемии стал подвергаться резкой критике за то, что руководствуется, прежде всего, экономическими интересами при осуществлении противоэпидемиологических мер, опасаясь принятия решений, способных привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. Степень доверия населения к Джоко Видодо снижается. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в конце июня еще до вспышки заболеваемости в стране, процент населения, верящего в способность президента эффективно управлять эпидемиологической ситуацией, снизился до 43% (в сравнении с 56,5% в феврале).

Падение популярности Джоко Видодо побудило некоторых ведущих политиков, претендующих на участие в будущих президентских выборах в 2024 г., дистанцироваться от проводимой им политики. Например, губернатор Западной Явы Ридван Камил принял решение отказаться от 11 проектов инфраструктуры стоимостью 9,7 млн долл. и направить освободившиеся средства на лечение больных, инфицированных COVID-19. Это действие, хотя и оправданное в условиях пандемии, имеет и символичное для действующего президента значение, демонстрируя явный раскол внутри правящей элиты. Своими действиями Ридван Камил дал понять президенту, что не поддерживает его грандиозные инфраструктурные проекты, лежащие в основе его экономической политики, проводимой с 2014 г.

Год назад, когда встал вопрос о принятии срочных мер по борьбе с распространением COVID-19, Джоко Видодо долго не решался на введение строгих противоэпидемиологических ограничений, опасаясь падения экономики, которая серьезно пострадала от пандемии. Согласно последней оценке МБРР (1 июня 2021 г.), Индонезия переведена из категории стран с доходами выше среднего (этот статус был присвоен ей в прошлом году) в категорию стран с доходами ниже среднего уровня.

Реакция президента на новую вспышку эпидемии лишь подтвердила его стремление минимизировать экономические риски пандемии. Даже когда число заболевших в стране перевалило за отметку 2 млн человек, он не ввел карантин в стране, ограничившись полумерами – число работников на предприятиях не должно было превышать 25% от общего числа занятых. Хотя и эти меры вызвали недовольство бизнеса. 28 июня Джоко Видодо заявил: "Мы решили, что в настоящее время незначительные ограничения экономической активности являются достаточной мерой в борьбе с пандемией, поскольку могут быть осуществлены без ущерба для экономики".

Лишь 3 июля, когда ситуация стала выходить из-под контроля и приняла угрожающий характер, президент страны согласился под давлением эпидемиологов на чрезвычайные меры, так называемые Emergency PPKM, введенные до 20 июля, но впоследствии продленные до улучшения эпидемиологической ситуации и снижения суточного прироста заболевших. Работникам предприятий, не относящихся к жизненно важным, приказано работать дистанционно. Занятость рабочей силы сокращена на 50% на важных объектах. К ним относятся предприятия, работающие на экспорт, а также банковская, финансовая и коммуникационная сферы, гостиницы. Исключение делается только для компаний, занятых в критических отраслях экономики – энергетике, здравоохранении, транспорте, продовольствии, логистике. Время работы продовольственных магазинов сокращено. Рестораны работают только на вынос. Учебные занятия проводятся он-лайн. Введены ограничения для работы общественного транспорта. Перемещения внутри красных зон и по стране разрешены только для лиц, сделавших хотя бы одну прививку и имеющих отрицательный тест на коронавирусную инфекцию. Запрещено проводить массовые мероприятия, закрыты парки и торговые центры, мечети. Правительство вынуждено было отказаться от приема иностранных туристов.

Эти ограничения распространяются на 27 районов и 7 провинций, включая Джакарту и Бали, которые относятся к красным зонам и в которых введен карантин, впервые с момента начала пандемии в марте 2020 г. Нарушители чрезвычайных мер подвергаются уголовной ответственности, вплоть до заключения в тюрьму. А губернатор Центральной Явы, района, наиболее пострадавшего от пандемии, привлек силы безопасности к контролю за соблюдением ограничительных противоэпидемиологических мер, учитывая низкий уровень социальной ответственности местного населения.

Но каким бы жестким и строгим не был бы введенный режим противоэпидемиологических ограничений, он способен лишь затормозить распространение инфекции, но не перебороть ее. Индонезия, как и весь мир, рассчитывает на вакцинацию, но чтобы повысить ее эффективность, стране необходимо сделать ее доступной для населения, что потребует крупных вложений. 2 июля правительство объявило о выделении 12,8 млрд долл. на развитие системы здравоохранения. С 14 июля Индонезия проводит массовую вакцинацию, открывая новые прививочные центры. Местные власти при содействии военных приступили к снабжению лиц, находящих на самоизоляции и проходящих лечение от коронавирусной инфекции в домашних условиях, бесплатными лекарствами и кислородными баллонами.

По мнению эпидемиологов, нормализация эпидемиологической ситуации в Индонезии зависит о сочетания трех факторов – широкого охвата населения вакцинацией, осуществления мер контроля за соблюдением социальных ограничений, модернизации системы здравоохранения и тестирования. Задача – сложная даже для самой крупной экономики в Юго-Восточной Азии. Индонезия рассчитывает на помощь других стран, которая уже поступает в виде поставок медицинского оборудования, вакцины и тестов из США, Австралии, Индии, Китая, Объединенных арабских эмиратов и Сингапура.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати