Пандемия коронавируса не остановила трудовую миграцию в Польшу

552

used image: Wroclaw by janneth. // www.flickr.com/photos/janneth1977/

© Веденеева В.Т., 25.05.2021

13 марта 2020 года в Польше в связи пандемией коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации и закрыты границы, что почти полностью остановило трудовую миграцию, поскольку был перекрыт ее основной поток из Украины[1]. Автобусное и железнодорожное сообщение между двумя странами в начальный период эпидемии было ограничено, так что приезд украинцев на заработки «был сродни чуду»[2]. По данным Главного статистического управления, в первые два месяца локдауна число иностранцев в Польше уменьшилось на 223 тыс., причем подавляющее большинство из них, 150 тыс., составляли украинцы, их численность уменьшилось на 11,5%[3].  В целом согласно информации польской Пограничной службы, во время первой волны эпидемии коронавируса страну покинули не менее 250 тысяч украинцев, что существенно сказалось на рынке труда, особенно в сфере услуг, аграрном секторе и перерабатывающей промышленности. 

Уже через месяц после начала эпидемии, в апреле 2020 года, одно из крупнейших польских рекрутинговых агентств, EWL S.A совместно с Институтом восточно-европейских исследований Варшавского университета начали социологическое исследование «Экономические мигранты в эпоху пандемии». Его результаты подтвердили стабильность миграционного потока: подавляющее большинство респондентов, 89%, планировали эту поездку еще до введения в Польше чрезвычайного положения (13.03.2020), и коронавирус эти планы не нарушил. Более половины (55,4%) мигрантов приехали из-за более высоких, чем дома заработков, а каждый девятый – в связи с потерей работы в своей стране из-за противоэпидемических ограничений.

 Подобные ограничения были введены и в Польше и затронули не только работающих здесь иностранцев, но и польских граждан. Однако мигранты пострадали в первую  очередь: 26,6% из них были вынуждены искать работу в другой отрасли; для 60,6% пандемия означала сокращение работодателем количества отработанных часов и, соответственно, снижение заработка; каждый пятый (21,2%) – переехал в поисках работы в другой город/местность. 57,8% мигрантов больше всего боялись потерять работу[4].

Второй этап исследования прошел в сентябре-октябре 2020 года. Опрос показал, что подавляющее большинство трудовых мигрантов (85%) считают правильным свое решение не возвращаться на родину. Основная причина – возможность работы и заработка даже во время эпидемии (55%). Можно предположить, что на настроение мигрантов повлияло и изменение ситуации на рынке труда, что привело к росту спроса на рабочую силу. Если в самом начале пандемии, когда некоторые предприятия и фирмы прекращали свою деятельность, найти  нового работника-иностранца было несложно, то к осени, когда предприятия начали восстанавливать прежние объемы производства, а фермеры готовились к сезонным работам, нехватка мигрантов стала ощутимой, а возможности для ее пополнения за счет приезда новых мигрантов были заблокированы. В условиях роста спроса на труд мигрантов место работы сменили 39% респондентов, сферу занятости – 32,3% , а более 30% переехали  в другой район страны. Важно отметить, что если в апреле потерять работу боялась половина респондентов, то осенью такие опасения стали относительно менее распространенными: о своем страхе лишиться работы сказал каждый третий мигрант (36%)[5]. Примечательно, что среди поляков такие опасения были более распространенными: остаться без работы боялись 63,3% занятых.

Как показало исследование, отъезд мигрантов из Польши мог оказаться гораздо более массовым, если бы не меры, предпринятые польскими властями для того, чтобы удержать их в стране. Прежде всего, всем категориям трудовых мигрантов (как долгосрочным, так и краткосрочным) было автоматически продлено легальное пребывание, чем сразу же воспользовались две трети участников исследования, а почти 30% были намерены это сделать в ближайшее время. Это помогло удержать в Польше почти 40% трудовых мигрантов. Автоматическое продление срока действия документов, разрешающих занятость и пребывание, трудовые мигранты оценили как наиболее важный элемент помощи со стороны государства. Такого мнения придерживаются почти 60% работающих в Польше иностранцев[6].

В результате всех этих мер около полумиллиона трудовых мигрантов смогли продолжить работу. По мере снятия ограничений в Польшу начали возвращаться и мигранты, выехавшие из страны в начале пандемии. В декабре 2020 года в Главном статистическом управлении страны было зарегистрировано 725 тыс. трудовых мигрантов, на 55 тыс. больше, чем в феврале[7].

Для решения проблемы нехватки рабочих рук уже в начале пандемии в Польше был принят целый ряд антикризисных государственных программ. В рамках первого антикризисного пакета 17 апреля 2020 года вступил в силу закон, который предусматривал возможность автоматического продления виз для трудовых мигрантов всех категорий на весь период чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией и на 30 дней после его окончания[8]. В случае перевода на карантин или изоляции трудовым мигрантам предоставлялась помощь продовольствием, а тем из них, кто находился в сложной жизненной ситуации и имел доход, не превышающий 1402 злотых[9] на одного человека или 1056 злотых на человека в семье, – финансовая помощь[10].

Другой новацией стало принятие закона «Об обеспечении медперсоналом во время эпидемии»[11], существенно облегчившего трудоустройство медиков, которых катастрофически не хватало в первой половине 2020 года. Целью Закона «о внесении изменений в некоторые законы с целью обеспечения страны медицинским персоналом в период объявления угрозы эпидемии или состояния эпидемии»  от 27 ноября 2020 года является поддержка системы здравоохранения в период  эпидемии COVID-19, обеспечение страны медицинскими кадрами. В случае угрозы или наступления эпидемии Закон разрешает медикам – гражданам третьих стран –  работать в Польше на упрощенных условиях. Кроме того, упростились  правила возвращения в медицинскую профессию для людей, у которых перерыв в работе составляет более пяти лет. Врачи, стоматологи, медсестры, акушерки и парамедики освобождаются от дополнительного предварительного обучения при условии, что в течение первых трех месяцев они будут работать под наблюдением польского врача-куратора. Бенефициарами этого закона стали в первую очередь врачи и медсестры из Украины и Беларуси.

Немаловажное значение для работающих в Польше иностранцев имела также помощь со стороны работодателей. Наиболее высоко мигранты оценили предоставление бесплатных средств защиты от вируса и введенные на предприятиях меры гигиены (34% респондентов), а также оплату стоимости проживания на весь период карантина (29%). Среди последних инициатив – вакцинирование иностранцев в Польше за счет работодателей в связи с увеличением в 2021 году притока рабочих из Украины. О такой возможности для легально находящихся в Польше украинцев стало известно в апреле. Насколько работодатели и мигранты готовы к этой инициативе показал третий этап исследования «Экономические мигранты в эпоху пандемии», который прошел в Польше в апреле 2021 года. Его результаты были опубликованы в мае. 36,1% участников опроса, в основном это граждане Украины, заявили о своей готовности получить прививку от COVID-19 в Польше[12]. Однако позднее польский Минздрав уточнил, что право на бесплатную вакцинацию имеют лишь иностранцы – обладатели вида на жительство, в то время как из 780,5 тыс. работающих в Польше иностранцев 585 тыс. – граждане Украины[13], среди которых большинство – это временные (краткосрочные и сезонные) мигранты. Работодатели рассчитывают на государственную программу, однако все указывает на то, что реализовать эту инициативу будет не так просто.

Примечания:

[1] Граждане Украины составляют более 80% всей иностранной рабочей силы в Польше.
[2] Генеральный директор  EWL S.A. Aнджей Коркус в интервью агентству Newseria Biznes. Available at: https://www.rynekinfrastruktury.pl/mobile/pandemia-koronawirusa-ograniczyla-naplyw-do-polski-pracownikow-z-europy-wschodniej--73973.htm
[3] GUS. Populacja cudzoziemców w Polsce w czasie COVID-19. Available at: https://stat.gov.pl/statystyki-eksperymentalne/kapital-ludzki/populacja-cudzoziemcow-w-polsce-w-czasie-covid-19,12,1.html
[4] Pracownik zagraniczny w dobie pandemii. Raport EWL. I edycja. Available at: https://ewl.com.pl/wp-content/uploads/2020/10/raport-EWL-Pracownik-w-dobie-pandemii-V2-01-10-20-SALES-FINAL-1.pdf
[5] Pracownik zagraniczny w dobie pandemii. Raport EWL. II edycja. Available at: https://ewl.com.pl/raport-ewl-s-a-pracownik-zagraniczny-w-dobie-pandemii-ii-edycja-pdf/
[6] Ibidem.
[7] Wiadomości Handlowe.01.03.2021. Available at: https://www.wiadomoscihandlowe.pl/artykul/rafal-mroz-ewl-group-okresy-niepewnosci-wzmagaja-zainteresowanie-pracodawcow-elastycznymi-formami-zatrudnienia
[8] Tarcza antykryzysowa – jakie zmiany dla cudzoziemców? Available at: https://www.pulshr.pl/praca-tymczasowa/tarcza-antykryzysowa-zatrzyma-w-polsce-ukraincow,73030.html
[9] Тогда это составляло примерно  28 тыс. руб. (1 польск. злотый = 20 рос. рублей).
[10] Tarcza antykryzysowa // Ibidem.
[11] Закон от 27 ноября 2020 года был подписан президентом Польши 29 декабря 2020. Available at: https://pulsmedycyny.pl/prezydent-podpisal-ustawe-majaca-ulatwic-zapewnienie-kadr-medycznych-w-czasie-epidemii-1104379
[12] Niepewne szczepienie Ukraińca. Firmy liczą na rządowy program // Rzeczpospolita. 11.05.2021. Available at:  Niepewne szczepienie Ukraińca. Firmy liczą na rządowy program - Praca - rp.pl
[13] Данные на апрель 2021 года // Ibidem.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати