Взгляд КНР на роль ООН в эпоху COVID-19

790

used image: Xi Jinping // www.xinhuanet.com

© Потапов Д.А., 06.10.2020

С 15 по 30 сентября 2020 г. прошла очередная 75 сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН). В связи с эпидемиологической обстановкой лидеры всех стран выступили в формате видеоконференции. Но это не отменило важность данного заседания, ведь в этом году исполняется 75 лет со дня основания ООН. В настоящее время ООН является крупнейшей межправительственной организацией и международной площадкой для обсуждения и поиска коллективных решений глобальных проблем, центральным звеном нынешней архитектуры международных отношений и формирующейся системы глобального управления. Уже долгое время ведутся дискуссии по поводу эффективности ООН, ее соответствия современным международным и региональным вызовам, широкой реформы и будущего. В этой связи крайне интересными представляются выступления председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, лидера государства, которое претендует не только на региональное, но и глобальное лидерство, и находится в ситуации стратегического соперничества с США.

Си Цзиньпин выступил на сессии дважды. Первое его выступление было посвящено юбилею ООН и состоялось на заседании высокого уровня 22 сентября[1]. Второй раз ему было предоставлено слово на следующий день, 23 сентября, в рамках общих дебатов Генеральной Ассамблеи. В своей речи председатель КНР сконцентрировал внимание на предложениях  по организации многостороннего сотрудничества для противодействия пандемии COVID-19 и мерах, которые со свой стороны намерен предпринять сам Китай[2].

В своем первом выступлении Си Цзиньпин изложил подход высшего политического руководства Китая к фундаментальным проблемам эпохи, отметив, что пандемия не последний кризис для человечества. Он подчеркнул важность ООН и ее деятельности в формировании мира после Второй Мировой войны, в борьбе с различными вызовами и угрозами международному сообществу, в обеспечении развития всего человечества, в частности повышении уровня доходов выше уровня бедности для более чем 1 млрд людей. Особое внимание председатель КНР уделил роли ООН в формировании и развитии принципов многосторонности – взаимодействия на международной арене на основе координации национальных стратегий государств и наличия множества равнозначных участников. По его словам, мир вошел в новую эпоху взаимосвязанности и столкнулся с серьезным испытанием в виде пандемии коронавирусной инфекции, поэтому требуются изменения в плане функционирования ООН для того чтобы справится с новыми глобальными вызовами.

Председатель КНР предложил положить четыре главных принципа в основу этих изменений. Во-первых, это гарантия справедливости и равноправия всех стран; во-вторых, верховенство международного права; в-третьих, дальнейшей развитие сотрудничества; в-четвертых, эффективные скоординированные меры для решения глобальных и региональных проблем. Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай продолжит неуклонно придерживаться принципов многосторонности и центральной роли ООН в системе международных отношений и глобальном управлении.

В своей второй речи председатель КНР дал анализ основных тенденций, которые происходят в современном мире. Во-первых, как полагает Си Цзиньпин, уровень взаимосвязи и взаимозависимости достиг таких высоких показателей, что можно говорить о современной мировой системе как о «глобальной деревне». В связи с этим нельзя исходить из принципов «игры с нулевой суммой» при взаимодействии, а развивать взаимовыгодное сотрудничество на принципах многосторонности, обходя стороной разногласия.

Во-вторых, экономическая глобализация неотвратима и отрицать ее существование невозможно. В связи с этим в рамках международной системы необходимо поддерживать многосторонний справедливый торговый режим, не возвращаясь к протекционизму и унилатерализму. Все страны должны объединиться для решения глобальных проблем, таких как разница в доходах, разница в благосостоянии и разница в развитии. Крайне важно, по мнению китайского руководителя, поддерживать режим многосторонней торговли во главе с Всемирной торговой организацией и обеспечивать стабильное функционирование глобальных производственных и торговых цепочек.

В-третьих, необходимы трансформации модели развития и переход на зеленую низкоуглеродную экономику. Парижское соглашение, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 г. в контексте Рамочной конвенции ООН об изменении климата, представляется Китаю минимальным необходимым набором мер для достижения устойчивой модели развития. Китай будет увеличивать размер своих предполагаемых национальных взносов, и стремиться к достижению пика эмиссии CO2 до 2030 г., а также к строительству углеродно-нейтральной экономики до 2060 г. Такой переход заложит основу новой хозяйственной модели, которая обеспечит устойчивое развитие и сможет подтолкнуть восстановление экономики после пандемии коронавируса.

В-четвертых, назрела необходимость реформы системы глобального управления, чтобы она могла более эффективно отвечать на вызовы. Современные проблемы усложнились так же, как и современное общество, если не больше. При этом китайский лидер подчеркивает центральное место ООН и принципов многосторонности в этой системе.

Для поддержания деятельности ООН во время борьбы с пандемией COVID-19, Китай обещал предпринять следующие конкретные шаги:

  • предоставить дополнительные 50 млн долл. США для реализации плана ООН по глобальному гуманитарному противодействию пандемии коронавируса;
  • предоставить 50 млн долл. США трастовому фонду сотрудничества Китай–продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН по линии Юг–Юг;
  • продлить действие совместного трастового фонда Китай–ООН по сотрудничеству ради мира и развития еще на пять лет после его запланированного расформирования в 2025 г.;
  • создать глобальный центр ООН по геопространственным знаниям и инновациям и международный исследовательский центр по анализу больших массивов данных, чтобы способствовать выполнению Целей устойчивого развития ООН до 2030 г.

В целом, суммируя тезисы обоих выступлений китайского лидера, можно выделить ключевые принципы, на которых основывается внешнеполитическая стратегия Китая.

Во-первых, для Китая принципиально важны центральная роль ООН в международных отношениях и сохранение ее ведущей роли в системе глобального управления, которой требуется реформирование. Самой системе ООН также требуется реформа,  чтобы соответствовать новым вызовам.

Для Китая первоочередным является поддержка роли ООН в международной системе. С одной стороны, как постоянный член Совета Безопасности, Китай имеет возможность напрямую влиять на формирование глобальной повестки и на принимаемые Генеральной Ассамблеей решения, в том числе используя свое право вето. С другой стороны, в последнее время во многих странах наблюдается озабоченность экономическим, политическим и военным усилением Китая, поэтому они предпочитают многостороннее сотрудничество и выступают за сильные многосторонние институты, которые могут гарантировать совместную защиту их интересов.

Во-вторых, Китай продолжит поддерживать актуальность сотрудничества по решению экологических проблем – как в рамках ООН, так и через другие механизмы кооперации. Поставленные цели по переходу через пик эмиссии СО2 до 2030 г. и создание углеродно-нейтральной экономики до 2060 г. ярко демонстрируют стремление Китая развивать «зеленую экономику». Это стремление и обязательства, которые на себя взяла страна по соблюдению принципов Парижского соглашения по климату, должны привлекать к сотрудничеству с Китаем развитые страны и страны Европейского союза, в частности. В основе такого сотрудничества лежат потребности и интересы развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которые с помощью «эффекта перелива» будут стимулировать развитие национальной и глобальной экономики и содействовать решению ряда смежных проблем, например, доступности энергоресурсов и их низкой цены.

В-третьих, Китай активно поддерживает концепцию «глобальной деревни», согласно которой международной сотрудничество необходимо, а решение мировых проблем требует скоординированного взаимодействия. Приоритетом международного сотрудничества для себя Китай видит многосторонние форматы и институты и в рамках своей внешней политики предлагает, в свою очередь, такие форматы, как инициатива «Пояса и пути», идея «Сообщества единой судьбы».

Примечания:

[1] Xi Jinping's Speech at High-Level Meeting to Mark UN's 75th Anniversary. CGTN. Available at: https://news.cgtn.com/news/2020-09-22/Full-text-Xi-Jinping-addresses-high-level-meeting-for-UN-anniversary-TYvH4vvVDO/index.html (accessed 28.09.2020).
[2] Xi Jinping's speech at the General Debate of the 75th session of the United Nations General Assembly. CGTN. Available at: https://news.cgtn.com/news/2020-09-23/Full-text-Xi-Jinping-s-speech-at-General-Debate-of-UNGA-U07X2dn8Ag/index.html (accessed 28.09.2020).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати