Завершение переговоров ЕС и КНР по всеобъемлющему инвестиционному соглашению

453

used image // www.xinhuanet.com

© Потапов Д.А., 08.01.2021

30 декабря 2020 г. на видео-саммите глав государств ЕС и КНР председатель КНР Си Цзиньпин, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, председатель Европейского совета Шарль Мишель и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен завершили переговоры по всеобъемлющему инвестиционному соглашению. Переговоры были начаты в 2013 г., длились 7 лет и 35 раундов, но стороны все же смогли прийти к консенсусу. Стоит отметить, что в апреле 2020 г. ЕС и Китай взяли на себя обязательство завершить переговоры до конца 2020 г. и смогли его выполнить, несмотря на драматические условия пандемии COVID-19[1]. Это вновь подтверждает стратегическую важность двусторонних отношений для Китая и ЕС, несмотря на ряд сложностей.

На фоне спада мировой экономики из-за коронакризиса завершение переговоров – это знаменательное событие. Во-первых, Китай не первый год подряд занимает место самого крупного торгового партнера ЕС, а объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Китая в ЕС за последние 20 лет составил 120 млрд долл. США, из ЕС в Китай – 140 млрд долл. Во-вторых, несмотря на то, что спад мировой торговли по разным оценкам составит до 15%, торговля между ЕС и Китаем в 2020 г. выросла на 2.6%[1]. Все это свидетельствует о том, что дальнейшая либерализация двусторонней торговли и углубление инвестиционного сотрудничества станут важным толчком для восстановления экономик сторон и преодоления негативных последствий пандемии.

Что касается трансрегиональной кооперации, Китай уже имеет такой положительный опыт в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 15 ноября 2020 г. подписано Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), куда вошли 10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия. Поэтому инвестиционное соглашение с ЕС выглядит логичным продолжением действий Китая для ускорения восстановления после коронакризиса и реализации своих региональных и глобальных инициатив.

Среди условий соглашения отдельно стоит выделить ряд обязательств, которые взяла на себя китайская сторона[2]. Во-первых, значительно расширяется доступ для европейских инвесторов в такие сектора экономики Китая, как телекоммуникации, облачные вычисления, разработка биотехнологий, здравоохранение, которые позиционировались как критически важные для обеспечения национальной безопасности и ранее были закрыты для иностранных инвесторов. Во-вторых, Китай взял на себя обязательства по раскрытию информации о государственных субсидиях в секторе услуг и проведении консультаций о субсидиях, которые могут ущемить интересы инвесторов из ЕС на китайском рынке. В-третьих, Китай обязуется повысить стандарты в области охраны труда и окружающей среды, применяя нормы международного регулирования: Парижского соглашения по климату, конвенции Международной организации труда. Важно отметить, что данное соглашение подписано в условиях, когда с 2021 г. в Китае будет действовать законодательное регулирование ПИИ, ориентированное на расширение допуска иностранных инвесторов к работе на внутреннем рынке. Более подробные примеры обязательств китайской стороны по “открытию” конкретных секторов национальной экономики приведены в таблице ниже.

Таблица. Примеры обязательств Китая в рамках будущего всеобъемлющего инвестиционного соглашения

Источник: составлено автором на базе основных элементов инвестиционного соглашения ЕС–Китай [2].
1 Транспортировка грузов по одному договору, но выполненная, по меньшей мере, двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта.
2 При подписании ГАТС Китай выдвинул особые условия в сфере строительных и инженерных услуг: иностранные строительные компании могли быть допущены к реализации лишь 4 типов проектов: 1)полностью финансируемых иностранными инвесторами; 2) финансируемых международными финансовыми институтами или по международным тендерам; 3) совместных проектов иностранных и китайских инвесторов, если у иностранцев было больше 50% инвестиций в проект или если у китайских инвесторов больше 50% инвестиций, но китайские подрядчики не смогут выполнить данный проект в одиночку; 4) проекты, финансируемые китайскими инвесторами, которые не могут быть выполненными китайскими компаниями самостоятельно, и исключительно после получения разрешения правительства провинции[3].

Отдельно стоит выделить предлагаемую систему решения споров: в рамках соглашения стороны согласились использовать систему двустороннего разрешения, такую же, как и в торговых соглашениях – state-to-state dispute settlement. Эта система повторяет модель ВТО, когда каждая из сторон выдвигает в арбитражную комиссию своего представителя, а потом члены комиссии выбирают своего председателя от третьей (независимой) стороны[4]. Данная система будет дополнена мониторинговым механизмом, который планируется создать на этапе до разбирательства на политическом уровне и который займется досудебным рассмотрением спорных вопросов. Также по итогам переговоров были обозначены правила и процедуры по защите интеллектуальной собственности компаний от вынужденного трансфера технологий, включая мониторинг сделок, которые имеют своей целью получения контроля над технологиями.

Отдельно в рамках достигнутых договоренностей затронут вопрос мониторинга инвестиций государственных корпораций. Инвестиционное соглашение ужесточит контроль над деятельностью такого рода компаний, в частности китайская сторона обязуется предоставлять все необходимую информацию для оценки действий корпораций на соответствие положениям инвестиционного соглашения. В случае нарушения условий соглашения предусмотрена процедура рассмотрения дела в арбитражном суде.

Инвестиционное соглашение между Европейским союзом и Китаем, безусловно, становится важным шагом в стратегическом сотрудничестве ЕС и КНР, и, со всей очевидностью, подтолкнет глав государств и правительств стран-участниц ЕС, власти Евросоюза и высшее политическое руководство Китая к обсуждению возможностей создания в будущем зоны свободной торговли. Подписание и ратификация такого соглашения сможет обеспечить принципиально новую роль наднациональных институтов ЕС в регулировании инвестиционного сотрудничества, дополняя процесс объединения национальных механизмов контроля и оценки прямых иностранных инвестиций государств-членов ЕС и коммунитаризации стандартов данных механизмов. Для Китая дополнительный приток иностранных инвестиций станет еще одним стимулом развития внутреннего рынка. В рамках концепции “двойной циркуляции”, которая провозглашает взаимодополняемость развития внутреннего рынка международной торговлей, увеличение емкости национального рынка стало первоочередной задачей. Поэтому уже сейчас Китай становится не только экспортером инвестиций, но и импортером.

Примечания:

[1] 投资协定谈判如期完成——中欧为全球经济复苏发挥重要示范效应. 中华人民共和国中英人民政府 [Comprehensive Investment Agreement Negotiations Are Finished. China and the EU Highlights Importance of Agreement for Global Economy Recovery. People’s Republic of China Government. (In Chinese)]. 03.01.2020. Available at: http://www.gov.cn/xinwen/2021-01/03/content_5576297.htm?gov (accessed 06.01.2020).
[2] Key elements of the EU–China Comprehensive Agreement on Investment. The European Commission. 30.12.2020. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2542(accessed 06.01.2020).
[3] GATS/SC/135. 14 February 2002. The People's Republic of China – Schedule of Specific Commitments. WTO. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=71613,11725,21775,25776,34016&CurrentCatalogueIdIndex=2&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True (accessed 06.01.2020).
[4] State–State Dispute Settlement in Investment Treaties. International Institute for Sustainable Development. 2014. Available at: https://www.iisd.org/system/files/publications/best-practices-state-state-dispute-settlement-investment-treaties.pdf (accessed 06.01.2020).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
13.04.2021

По итогам работы трёхсторонней группы экспертов России, Индии и США опубликован совместный доклад по ситуации в Афганистане «2021: Afghanistan’s Year of Reckoning».

подробнее...

13.04.2021

Олег Давыдов встретился с Министром-советником Посольства Республики Корея в России Лим Хён Тэ. Состоялся обмен мнениями относительно перспектив развития российско-южнокорейского взаимодействия, а также по вопросам, связанным с реализацией КНДР своих ракетно-ядерных программ.

подробнее...

Вышли из печати