Пандемия коронавируса не остановила трудовую миграцию в Польшу

518

used image: Wroclaw by janneth. // www.flickr.com/photos/janneth1977/

© Веденеева В.Т., 25.05.2021

13 марта 2020 года в Польше в связи пандемией коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации и закрыты границы, что почти полностью остановило трудовую миграцию, поскольку был перекрыт ее основной поток из Украины[1]. Автобусное и железнодорожное сообщение между двумя странами в начальный период эпидемии было ограничено, так что приезд украинцев на заработки «был сродни чуду»[2]. По данным Главного статистического управления, в первые два месяца локдауна число иностранцев в Польше уменьшилось на 223 тыс., причем подавляющее большинство из них, 150 тыс., составляли украинцы, их численность уменьшилось на 11,5%[3].  В целом согласно информации польской Пограничной службы, во время первой волны эпидемии коронавируса страну покинули не менее 250 тысяч украинцев, что существенно сказалось на рынке труда, особенно в сфере услуг, аграрном секторе и перерабатывающей промышленности. 

Уже через месяц после начала эпидемии, в апреле 2020 года, одно из крупнейших польских рекрутинговых агентств, EWL S.A совместно с Институтом восточно-европейских исследований Варшавского университета начали социологическое исследование «Экономические мигранты в эпоху пандемии». Его результаты подтвердили стабильность миграционного потока: подавляющее большинство респондентов, 89%, планировали эту поездку еще до введения в Польше чрезвычайного положения (13.03.2020), и коронавирус эти планы не нарушил. Более половины (55,4%) мигрантов приехали из-за более высоких, чем дома заработков, а каждый девятый – в связи с потерей работы в своей стране из-за противоэпидемических ограничений.

 Подобные ограничения были введены и в Польше и затронули не только работающих здесь иностранцев, но и польских граждан. Однако мигранты пострадали в первую  очередь: 26,6% из них были вынуждены искать работу в другой отрасли; для 60,6% пандемия означала сокращение работодателем количества отработанных часов и, соответственно, снижение заработка; каждый пятый (21,2%) – переехал в поисках работы в другой город/местность. 57,8% мигрантов больше всего боялись потерять работу[4].

Второй этап исследования прошел в сентябре-октябре 2020 года. Опрос показал, что подавляющее большинство трудовых мигрантов (85%) считают правильным свое решение не возвращаться на родину. Основная причина – возможность работы и заработка даже во время эпидемии (55%). Можно предположить, что на настроение мигрантов повлияло и изменение ситуации на рынке труда, что привело к росту спроса на рабочую силу. Если в самом начале пандемии, когда некоторые предприятия и фирмы прекращали свою деятельность, найти  нового работника-иностранца было несложно, то к осени, когда предприятия начали восстанавливать прежние объемы производства, а фермеры готовились к сезонным работам, нехватка мигрантов стала ощутимой, а возможности для ее пополнения за счет приезда новых мигрантов были заблокированы. В условиях роста спроса на труд мигрантов место работы сменили 39% респондентов, сферу занятости – 32,3% , а более 30% переехали  в другой район страны. Важно отметить, что если в апреле потерять работу боялась половина респондентов, то осенью такие опасения стали относительно менее распространенными: о своем страхе лишиться работы сказал каждый третий мигрант (36%)[5]. Примечательно, что среди поляков такие опасения были более распространенными: остаться без работы боялись 63,3% занятых.

Как показало исследование, отъезд мигрантов из Польши мог оказаться гораздо более массовым, если бы не меры, предпринятые польскими властями для того, чтобы удержать их в стране. Прежде всего, всем категориям трудовых мигрантов (как долгосрочным, так и краткосрочным) было автоматически продлено легальное пребывание, чем сразу же воспользовались две трети участников исследования, а почти 30% были намерены это сделать в ближайшее время. Это помогло удержать в Польше почти 40% трудовых мигрантов. Автоматическое продление срока действия документов, разрешающих занятость и пребывание, трудовые мигранты оценили как наиболее важный элемент помощи со стороны государства. Такого мнения придерживаются почти 60% работающих в Польше иностранцев[6].

В результате всех этих мер около полумиллиона трудовых мигрантов смогли продолжить работу. По мере снятия ограничений в Польшу начали возвращаться и мигранты, выехавшие из страны в начале пандемии. В декабре 2020 года в Главном статистическом управлении страны было зарегистрировано 725 тыс. трудовых мигрантов, на 55 тыс. больше, чем в феврале[7].

Для решения проблемы нехватки рабочих рук уже в начале пандемии в Польше был принят целый ряд антикризисных государственных программ. В рамках первого антикризисного пакета 17 апреля 2020 года вступил в силу закон, который предусматривал возможность автоматического продления виз для трудовых мигрантов всех категорий на весь период чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией и на 30 дней после его окончания[8]. В случае перевода на карантин или изоляции трудовым мигрантам предоставлялась помощь продовольствием, а тем из них, кто находился в сложной жизненной ситуации и имел доход, не превышающий 1402 злотых[9] на одного человека или 1056 злотых на человека в семье, – финансовая помощь[10].

Другой новацией стало принятие закона «Об обеспечении медперсоналом во время эпидемии»[11], существенно облегчившего трудоустройство медиков, которых катастрофически не хватало в первой половине 2020 года. Целью Закона «о внесении изменений в некоторые законы с целью обеспечения страны медицинским персоналом в период объявления угрозы эпидемии или состояния эпидемии»  от 27 ноября 2020 года является поддержка системы здравоохранения в период  эпидемии COVID-19, обеспечение страны медицинскими кадрами. В случае угрозы или наступления эпидемии Закон разрешает медикам – гражданам третьих стран –  работать в Польше на упрощенных условиях. Кроме того, упростились  правила возвращения в медицинскую профессию для людей, у которых перерыв в работе составляет более пяти лет. Врачи, стоматологи, медсестры, акушерки и парамедики освобождаются от дополнительного предварительного обучения при условии, что в течение первых трех месяцев они будут работать под наблюдением польского врача-куратора. Бенефициарами этого закона стали в первую очередь врачи и медсестры из Украины и Беларуси.

Немаловажное значение для работающих в Польше иностранцев имела также помощь со стороны работодателей. Наиболее высоко мигранты оценили предоставление бесплатных средств защиты от вируса и введенные на предприятиях меры гигиены (34% респондентов), а также оплату стоимости проживания на весь период карантина (29%). Среди последних инициатив – вакцинирование иностранцев в Польше за счет работодателей в связи с увеличением в 2021 году притока рабочих из Украины. О такой возможности для легально находящихся в Польше украинцев стало известно в апреле. Насколько работодатели и мигранты готовы к этой инициативе показал третий этап исследования «Экономические мигранты в эпоху пандемии», который прошел в Польше в апреле 2021 года. Его результаты были опубликованы в мае. 36,1% участников опроса, в основном это граждане Украины, заявили о своей готовности получить прививку от COVID-19 в Польше[12]. Однако позднее польский Минздрав уточнил, что право на бесплатную вакцинацию имеют лишь иностранцы – обладатели вида на жительство, в то время как из 780,5 тыс. работающих в Польше иностранцев 585 тыс. – граждане Украины[13], среди которых большинство – это временные (краткосрочные и сезонные) мигранты. Работодатели рассчитывают на государственную программу, однако все указывает на то, что реализовать эту инициативу будет не так просто.

Примечания:

[1] Граждане Украины составляют более 80% всей иностранной рабочей силы в Польше.
[2] Генеральный директор  EWL S.A. Aнджей Коркус в интервью агентству Newseria Biznes. Available at: https://www.rynekinfrastruktury.pl/mobile/pandemia-koronawirusa-ograniczyla-naplyw-do-polski-pracownikow-z-europy-wschodniej--73973.htm
[3] GUS. Populacja cudzoziemców w Polsce w czasie COVID-19. Available at: https://stat.gov.pl/statystyki-eksperymentalne/kapital-ludzki/populacja-cudzoziemcow-w-polsce-w-czasie-covid-19,12,1.html
[4] Pracownik zagraniczny w dobie pandemii. Raport EWL. I edycja. Available at: https://ewl.com.pl/wp-content/uploads/2020/10/raport-EWL-Pracownik-w-dobie-pandemii-V2-01-10-20-SALES-FINAL-1.pdf
[5] Pracownik zagraniczny w dobie pandemii. Raport EWL. II edycja. Available at: https://ewl.com.pl/raport-ewl-s-a-pracownik-zagraniczny-w-dobie-pandemii-ii-edycja-pdf/
[6] Ibidem.
[7] Wiadomości Handlowe.01.03.2021. Available at: https://www.wiadomoscihandlowe.pl/artykul/rafal-mroz-ewl-group-okresy-niepewnosci-wzmagaja-zainteresowanie-pracodawcow-elastycznymi-formami-zatrudnienia
[8] Tarcza antykryzysowa – jakie zmiany dla cudzoziemców? Available at: https://www.pulshr.pl/praca-tymczasowa/tarcza-antykryzysowa-zatrzyma-w-polsce-ukraincow,73030.html
[9] Тогда это составляло примерно  28 тыс. руб. (1 польск. злотый = 20 рос. рублей).
[10] Tarcza antykryzysowa // Ibidem.
[11] Закон от 27 ноября 2020 года был подписан президентом Польши 29 декабря 2020. Available at: https://pulsmedycyny.pl/prezydent-podpisal-ustawe-majaca-ulatwic-zapewnienie-kadr-medycznych-w-czasie-epidemii-1104379
[12] Niepewne szczepienie Ukraińca. Firmy liczą na rządowy program // Rzeczpospolita. 11.05.2021. Available at:  Niepewne szczepienie Ukraińca. Firmy liczą na rządowy program - Praca - rp.pl
[13] Данные на апрель 2021 года // Ibidem.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
30.11.2022

Форум «Глобальный энергетический диалог» ИМЭМО РАН провел семинар «Нефтегазовая политика Ближнего Востока». Семинар вела Наталья Иванова.

подробнее...

25.11.2022

На площадке РСМД опубликована статья Никиты Белухина «Холодная дипломатия Северной Европы и Китая», посвящённая экономическими и политическим связям Северной Европы с Китаем и оценке готовности ее стран поддержать шаги по сдерживанию Китая и ограничению контактов с ним.

подробнее...

Вышли из печати