Индия 2021: трудное восстановление экономики

311

used image: Orange glow by Mohit S // www.flickr.com/photos/mohit_s

© Брагина Е.А., 24.02.2021

Пандемия СOVID-19, повысившая заболеваемость и смертность населения в Индии, в короткий срок резко ослабила или даже разрушила многие сложившиеся хозяйственные связи как внутри страны, так и международные. Неожиданное тотальное бедствие затормозило экономический рост огромной страны. Потребовалась экстренная мобилизация и централизация национальных ресурсов для помощи её многомиллионному населению. Простые средства противостояния ранее неизвестной болезни – маски, перчатки, обязательная самоизоляция, введенная по инициативе премьер-министра страны Нарендра Моди, начали массово применяться в Индии с 25 марта 2020 г. вслед за быстрым распространением СOVID-19. Это была необходимая реакция правительства на неожиданную опасность.

Введенные правительством Индии, в основном традиционные меры поддержки населения, не смогли существенно снизить рост числа людей, поражаемых опасной болезнью. Страна с огромным населением, значительными масштабами бедности в полной мере испытала удар пандемии, поразившей в короткий срок миллионы людей ранее неизвестным вирусом.

Поиски методов противостояния болезни, концентрация государством значительных по масштабам финансовых и людских ресурсов, проходили в условиях тяжелого экономического спада, осложненного необходимостью тотальной изоляции людей, как в Индии, так и в масштабах мирового хозяйства. Введение национального карантина в большинстве стран неизбежно и в короткие сроки привело к резкому сокращению/разрыву устоявшихся экономических связей не только внутри государств, но и на международном уровне. Следствием этого стали дальнейший быстрый спад производства и растущая безработица во всех странах мира. В Индии сразу после начала локдауна работу потеряли 17 миллионов женщин, увольняемых в первую очередь без надежды найти новую занятость. Общее число безработных в стране превысило 400 миллионов человек.

Методы официальной защиты населения от удара СOVID-19 были в большинстве государств в основном схожими и потребовали экстренной мобилизации крупных финансовых ресурсов для проведения масштабных мер его поддержки. Закономерно, что в Индии, как и в большинстве стран, оказалось необходимым в резко осложнившихся экономических и социальных условиях вводить разные формы и способы централизованной государственной помощи бедствующему населению, повышать эффективность официальных систем управления падающей экономикой в целом. Требовалась слаженная работа всех звеньев государственного аппарата, его постоянное взаимодействие с населением страны в целях поддержки и своевременной помощи миллионам людей. Особенностью распространения СOVID-19 стала его непредсказуемость, неожиданные вспышки, рост и спады заболеваемости. Была необходима разработка и освоение в короткий срок методов борьбы с ранее неизвестной болезнью, чтобы предотвратить дальнейший рост заболеваемости и смертности.

Правительство Индии сумело в короткие сроки организовать поддержку населения в ходе тяжелейшего экономического спада, особенно в весенние и летние месяцы 2020 г., когда ещё только формировались основные методы его централизованной защиты под давлением СOVID-19. Эти усилия дали определенные положительные результаты. В масштабах огромной страны проводилась массовая раздача продуктов питания, частично денежная поддержка. Самоотверженно работали системы здравоохранения Индии, оказывая в условиях пандемии медицинскую помощь населению, снабжая средствами защиты. Ситуация была особенно сложной из-за неизвестности новой болезни, её неожиданно быстрого непредсказуемого распространения. Соответственно, многократно возросли трудности проведения мер защиты людей. Самыми сложными для населения и правительства Индии стали первый и второй кварталы 2020 фин. года (апрель-сентябрь), в ходе которых правительство выстраивало систему поддержки миллионов бедствующих граждан страны в резко осложнявшихся условиях, в том числе массовой безработицы.

Безусловным достижением индийской науки стала разработка и после испытаний в ноябре 2020 г. на добровольцах, производство вакцины, защищающей от заболевания СOVID-19. В её подготовке участвовали ученые ряда стран. На многомиллионном митинге в Дели премьер-министр Н. Моди заявил о подготовке в стране 30 вакцин для защиты населения. Это был реальный успех национальной медицины в противостоянии пандемии, надежда на её прекращение и возвращение к жизни после ослабления/ликвидации постоянной угрозы смертельной болезни. Важным событием в мировом масштабе стало создание в Индии в начале второго полугодия 2020 г., наряду с первой индийской вакциной, ещё одной её формы, а также договорённость с Россией о совместном производстве российской вакцины, успешно показавшей себя в борьбе с СOVID-19. Среди первых государств созданную в Индии вакцину против СOVID-19 получили её ближайшие соседи – Бутан и Мальдивы[1]. Передача противовирусной вакцины, созданной в Индии с участием исследователей из разных стран, в том числе России, стала важной формой взаимодействия государств в условиях общей опасности, порожденной пандемией.

Признаки некоторого оживления в Индии хозяйственной активности обозначились в августе 2020 г. Правительство объявило о намерении вложить 1,46 трлн долл. в национальную экономику[2]. Но и массированные инвестиции не смогли в короткий срок преодолеть инерцию глубокого экономического спада. Восстановление хозяйства оставалось неустойчивым, кратковременным, быстро сменялось очередным падением, не позволяя закрепиться росту. Страна по числу заболевших СOVID-19 и в начале 2021 г. по-прежнему занимает второе место в мире после США.

Надо отдать должное решительности правительства Индии. Несмотря на продолжающуюся активность СOVID-19, в ноябре 2020 г. началась реализация хозяйственных мер, предложенных премьер-министром страны Н. Моди с целью оживить/восстановить экономический рост. Они были направлены в первую очередь на стимулирование индийского экспорта – трудной задачи в условиях сокращения мирового спроса на большинство вывозимых Индией товаров. Скорее, эта важная задача была ориентирована на перспективу. В тоже время значительные средства правительство направило на восстановление некоторых отраслей экономики, в том числе автомобильной промышленности. Это дало положительный результат, занятость и спрос на продукцию отрасли показал определенный рост на внутреннем рынке. Была поставлена цель в короткий срок повысить её долю в экспорте страны. В осенние месяцы 2020 г. укрепился также спрос на дизельное топливо и увеличилась загрузка крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, что поддержало тем самым намечавшийся положительный сдвиг в экономике.

Устойчиво растущую позицию в производстве и экспорте Индии сохранила национальная фармацевтика, третья по величине в мировом хозяйстве. Эта сравнительно молодая отрасль в промышленной структуре страны с широко известной и признанной, в том числе за рубежом, продукцией. Её ассортимент разнообразен, постоянно расширяется и пользуется устойчивым спросом в стране и на мировом рынке. Экспортируются лекарственные средства, преимущественно дженерики (выпускаемые по лицензии официально принятые марки лечебных препаратов). Правительством поставлена задача существенно повысить долю добавленной стоимости в национальной фармацевтической продукции, расширить её ассортимент и экспортные возможности.

Ещё одним перспективным направлением внешнеторговой политики в трудные месяцы второй половины 2020 г. было признано увеличение традиционного экспорта Индией текстиля и готовой одежды. Ныне страна осуществляет около 5% мирового вывоза этой продукции. Наряду с введением дополнительных мер с целью разнообразия и количественного расширения ассортимента экспортных товаров массового спроса, показателен призыв Н. Моди, обращенный в это трудное время к соотечественникам: «Покупай индийское». Практика не новая, через эту стадию проходили или возвращались к ней в той или иной мере все страны в разное время и в разных масштабах. В условиях кризисного сжатия спроса на внутреннем рынке его оживление, даже временное в ходе традиционных осенних праздников Индии, заметно повысило объём продаж национальной продукции[3].

Хотя новых кардинальных мер с целью увеличить масштабы сбыта товаров местного производства осенью 2020 г. не было предложено, глава Резервного банка Индии Ш. Дас сообщил, что согласно исследованиям банка, в экономике обозначились некоторые обнадеживающие признаки восстановления деловой активности. Сокращение ВВП страны, по расчетам ведущих экономических агентств Индии, оказалось меньше ожидавшихся ранее – не 9,5%, а 7,5%, оценка правительства немного выше 7,7%. Это подтвердило также международное агентство Fitch со ссылкой на оживление роста в производственном секторе Индии.

Действенным фактором восстановления экономики может стать пакет предложений, разработанных правительством Н. Моди, в основу которых заложены стимулирование производства и расширение экспорта. Есть определённая закономерность в том, что необходимые для оживления и подъёма национальной экономики меры были обнародованы на исходе 2020 г., когда масштабы и скорость распространения пандемии несколько снизились, активно действовали медицинские средства борьбы с СOVID-19, обозначилось сокращение заболеваемости и смертности. Это важная основа восстановления экономики страны при решающей роли государства. Расширение его функций, гибкость и дееспособность – необходимые предпосылки оживления экономического роста страны.

Правительство Индии полагает, и не без оснований, что в связи с уменьшением в стране числа вновь заболевших СOVID-19, будет легче привлечь новые внешние инвестиции с целью ускорить восстановление национальной экономики. Это особенно важно в связи с тем, что хотя снижение заболеваемости замедлилось в третьем квартале 2020 г., опасность очередного хозяйственного спада сохраняется[4]. Оценки МОТ относительно изменений в экономике Индии показательны своей быстрой сменяемостью – сокращение производства в октябре 2020 г. на 10,3% – несколько позже эта цифра была заменена на 8% спада и последующий рост 11,5% в 2021 г.[5] Источники таких качественных изменений не были представлены.

Можно предположить с высокой долей вероятности, что первая половина 2021 г. станет критически важной с точки зрения возможности возобновления экономического роста Индии, стимулируемого, прежде всего, политикой государства.

Примечания:

[1] https://www.kommersant.ru/doc/4653922
[2] https://www.interfax.ru/business/721870
[3] https://www.interfax.ru/business/721870
[4] http://www.finmarket.ru/news/5364042
[5] https://scroll.in/latest/985173/indian-economy-to-grow-at-11-5-in-2021-says-imf-revises-contraction-in-2020-to-8#:~:text=In%20October%202020%2C%20the%20IMF,economy%20to%20contract%20by%2010.3%25.&text=The%20International%20Monetary%20Fund%20on,contracted%20by%208%25%20in%202020


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
13.04.2021

По итогам работы трёхсторонней группы экспертов России, Индии и США опубликован совместный доклад по ситуации в Афганистане «2021: Afghanistan’s Year of Reckoning».

подробнее...

13.04.2021

Олег Давыдов встретился с Министром-советником Посольства Республики Корея в России Лим Хён Тэ. Состоялся обмен мнениями относительно перспектив развития российско-южнокорейского взаимодействия, а также по вопросам, связанным с реализацией КНДР своих ракетно-ядерных программ.

подробнее...

Вышли из печати