«Зерновой кризис»: турецкий фактор вокруг событий на Украине

374
Фото https://www.flickr.com/photos/153352659@N03

© Гасанова A.Б., 14.06.2022

Ситуация на Украине и масштабные антироссийские санкции (в частности, санкции на страхование российских судов и оказание им услуг в иностранных портах) повлекли за собой нарушения поставок зерна, которые повышают риск продовольственного кризиса в ряде стран мира (например, в Африке и Латинской Америке). Проблема возобновления подобных поставок по Черному морю стала предметом широкого обсуждения международного сообщества.

ООН объявила о необходимости скорейшего поиска вариантов вывоза украинского зерна. К разрешению этого вопроса подключилась Турция, которая ранее была задействована в работе Контактной группы под руководством ООН по вопросам эвакуации мирных жителей из Украины и доставки туда гуманитарной помощи.

Анкара поддержала предложение Всемирной организации по созданию четырехстороннего механизма (Россия, Украина, Турция и ООН), призванного организовать вывод судов с зерном из украинских портов. Турция готова взять на себя обязательства по обеспечению безопасности прохода таких судов, предлагая создание гуманитарного коридора, а также свой морской конвой для их сопровождения. В отличие от прочих стран-членов НАТО, которые также выступили с подобной инициативой[1], военные корабли Турции в Черном море оказались бы приемлемы как для России, так и для Украины. Более того, Анкара намерена оказать содействие в разминировании украинских портов.

В этом контексте Москва опасается, что корабли, которые будут доставлять грузы по потенциальному гуманитарному коридору, могут также перевозить оружие для Киева. Турецкая Республика в ответ предлагает создать в Стамбуле так называемый «зерновой центр», который будет отслеживать все операции по вывозу зерна от начала до конца[2].

По сообщениям турецких СМИ[3], в результате телефонных переговоров турецкого лидера с российским и украинским коллегами появился проект «дорожной карты» урегулирования «зернового кризиса». Для его обсуждения турецкая сторона пригласила все заинтересованные стороны в Стамбул[4]. Одной из таких встреч стали переговоры между С. Лавровым и М. Чавушоглу, состоявшиеся 8 июня.

По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, продовольственный кризис в мире случился задолго до начала специальной военной операции на Украине, а его причинами стали, в том числе, пандемия и просчеты западных стран[5].

Сложившаяся тупиковая ситуация с невозможностью экспорта украинского зерна объясняется нежеланием Киева взаимодействовать с Москвой по вопросу разминирования портов и прилегающих к ним акваторий. Кроме того, Киев требует гарантий безопасности в случае открытия портов, чтобы исключить возможность расширения российской спецоперации на другие регионы страны, в первую очередь Одессу. Лучшей гарантией для украинского руководства[6] является поставка дополнительных вооружений западными странами (в частности, противокорабельных систем[7]). Однако Москва готова оформить юридически заверения российского президента В. Путина: беспрепятственный проход судов с украинским зерном в случае разминирования Киевом своих портов и возможность обеспечить вывоз товара через подконтрольные РФ порты, такие как Бердянск и Мариуполь[8]

Визит С. Лаврова в Стамбул априори не мог привести к существенным договоренностям, учитывая позицию украинских властей. Хотя Анкара и заявляет о готовности последних сотрудничать в разрешении «зернового кризиса», по факту Украина тормозит этот процесс. Встречу министров иностранных дел России и Турции в Стамбуле Киев расценил положительно, с оговоркой,  что может признать легитимность лишь тех решений, которые будут учитывать безопасность страны[9]. Анкара же предлагает не дополнительную милитаризацию Украины, а создание конкретного механизма проверки[10].  В этом ее позиция совпадает с российскими интересами.

Кроме того, Турция считает российское зерно и удобрения не менее важными для мирового рынка, чем украинскую сельскохозяйственную продукцию. Поэтому турецкие власти поддерживают требования РФ по смягчению санкций,  в обмен на содействие со стороны Москвы в разблокировке портов[11].

Несмотря на пока безуспешные попытки Анкары разрешить проблему с экспортом украинского зерна и смягчить тем самым назревающий глобальный продовольственный кризис, Турция не теряет надежд. Это связано с претензиями Анкары на посредническую роль в украинском урегулировании: нынешняя ситуация используется как повод для возобновления «стамбульского переговорного процесса».

Турция, как и многие государства, с самого начала спецоперации на Украине призывала к перемирию и началу переговоров. Однако в случае с Анкарой, это была не просто миролюбивая риторика: боевые действия в черноморском регионе напрямую затрагивают ее безопасность. Турецкая Республика выступает за сохранение прав прибрежных государств и существующего баланса сил в Черном море[12]. В интересах Турции не допустить превращения Черноморского бассейна в период украинского кризиса в арену конкуренции и очага напряженности между Россией и НАТО. Так, Анкара не поддержала инициативы США по созданию в Черном море сил развертывания НАТО в составе Турции, Болгарии и Румынии[13]. Кроме того, с самого начала российской спецоперации на Украине турецкое правительство добивается отмены или откладывания плановых военно-морских учений НАТО в Черном море. На этом фоне Анкара выступает ценным партнером для Москвы. Тем более что Турция не присоединилась к антироссийским санкциям[14] в силу значительной зависимости от России в плане импорта энергоресурсов, стабильного притока туристов и поставок зерна.

Тем не менее, турецкие власти стараются не оказывать явной поддержки России. Турция ведет стабильное политическое и экономическое сотрудничество, как с Москвой, так и с Киевом, а также интенсивный диалог на всех уровнях, включая высший. 

Для иллюстрации отметим, что Турция, несмотря на российскую спецоперацию, продолжила поставлять Киеву ударные беспилотники «Bayraktar TB2», оправдывая это тем, что данная закупка была осуществлена у частной турецкой компании[15]. К тому же, реализуя свое право по Конвенции Монтрё, Анкара закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей. Такое решение было принято в ответ на просьбу президента Украины В. Зеленского и свидетельствует о том, что Турция квалифицирует специальную операцию как полномасштабную войну. Кроме того, 23 апреля Анкара закрыла воздушное пространство страны для российских самолетов, направляющихся в Сирию. Хотя данное решение, на первый взгляд, не касается событий на Украине, его можно квалифицировать как демонстрацию Турцией солидарности со странами НАТО, которые недовольны недостаточными усилиями турецкого истеблишмента по изоляции России.

Активная позиция Турции в связи с событиями на Украине связана не только с интересами национальной безопасности, но и иными, не менее важными, факторами.

Во-первых, турецкий лидер Р. Эрдоган стремится повысить международный престиж своей страны и ее роль в решении актуальных проблем мировой политики. Турция имеет претензии на статус мировой державы, которая в современных реалиях пока кажется весьма амбициозной. Поэтому Анкара добивается создания условий для переустройства международной системы, в частности посредством пересмотра состава Совета Безопасности ООН – «мир больше пяти[16]».

Во-вторых, со стороны Анкары посредническая миссия на Украине – это некий вызов западноцентричной системе международных отношений, которая в очередной раз доказала свою несостоятельность на примере провала минского формата урегулирования украинского кризиса. Не присоединившись к западным санкциям против России, Турция продемонстрировала свое несогласие с укоренившейся практикой определенной группы государств – принимать карательные меры экономического характера в обход ООН. Анкара сама не раз испытывала на себе санкционное давление ввиду непростых отношений с США (например, из-за покупки Турцией российских ЗРК С-400).

В-третьих, посредничество на международных переговорах соответствует турецкой концепции «предприимчивой и гуманной» внешней политики, которая предполагает широкий спектр мер, в том числе участие в инициативах по восстановлению и поддержанию мира, а также посредничество в урегулировании региональных конфликтов[17].

Так или иначе, «зерновой кризис» пока сохраняется в силу вышеперечисленных причин, но Анкара полна решимости довести начатое до конца. Если турецкому руководству действительно удастся привести все стороны к консенсусу, то это будет не только значительный дипломатический успех Р. Эрдогана на фоне предстоящих в 2023 году президентских выборов, но и определенная позитивная подвижка в сторону если не оживления российско-украинского мирного процесса, то хотя бы возвращения сторон за стол переговоров.

Примечания:
 [1] Global Food Crisis: Turkey Reportedly Trying To Free Ukrainian Grain Exports. Forbes,
[2] Key week ahead for ‘Istanbul plan’ to unlock Ukraine grain exports. Daily Sabah, 03.06.2022. Available at: https://www.dailysabah.com/business/economy/key-week-ahead-for-istanbul-plan-to-unlock-ukraine-grain-exports?gallery_image=undefined#big (accessed 04.06.2022).
[3] «Стамбульский план», как вклад в решение глобального продовольственного кризиса. Day.az, 02.06.2022. Available at: https://news.day.az/world/1467524.html? (accessed 05.06.2022).
[4] Чавушоглу: Россия, Турция, Украина и ООН обсудят вывод судов с зерном. РИА Новости, 02.06.2022. Available at:https://ria.ru/20220602/suda-1792686712.html? (accessed 02.06.2022).
[5] В Госдепе назвали вывоз зерна с Украины по морю привлекательным, но осложненным вызовами. ТАСС, 08.06.2022. Available at: https://n.tass.ru/ekonomika/14859855? (accessed 08.06.2022).
[6]Зерно на глазу. Коммерсант, 09.06.2022. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5394802? (accessed 10.06.2022).
[7] В Минобороны Украины оценили усиление берегов «Нептунами» с «Гарпунами». РБК, 09.06.2022. Available at: https://www.rbc.ru/politics/09/06/2022/62a20db09a794798cab192f5?ysclid=l4ah1ry4s5190104220 (accessed 09.06.2022).
[8]  Лавров: РФ готова к встрече с Украиной при посредничестве ООН, но она будет символической. ТАСС, 08.06.2022. Available at: https://n.tass.ru/politika/14853865?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed 09.06.2022). [9] Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна. РБК, 08.06.2022. Available at:https://rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/politics/08/06/2022/62a0a1769a79470c21b1571c (accessed 08.06.2022).
[10]  В Турции назвали два препятствия для начала вывоза зерна с Украины морем. РБК, 31.05.2022. Available at: https://www.rbc.ru/politics/31/05/2022/629617ba9a7947462179456b?ysclid=l4b6k2nsuk347039307
 (accessed: 01.06.2022).
[11] Лавров и Чавушоглу не решили проблему с вывозом украинского зерна. РБК, 08.06.2022. Available at: https://rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/politics/08/06/2022/62a0a1769a79470c21b1571c (accessed 08.06.2022).
[12] Savunma Bakanı Akar’dan NATO’ya hassas Karadeniz mesajları: 'Karadeniz’in dışında kalınırsa isabet olur'. Hürriyet.com.tr, 25.04.2022. Available at: https://www.hurriyet.com.tr/yazarlar/sedat-ergin/savunma-bakani-akardan-natoya-hassas-karadeniz-mesajlari-karadenizin-disinda-kalinirsa-isabet-olur-42050416 (accessed 31.05.2022).
[13] Глава МО Турции заявил, что Анкара стремится к поддержанию стабильности в Черном море. ТАСС, 25.04.2022. Available at: https://n.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14461835? (accessed 02.05.2022).
[14] Санкции против России не решат проблемы, заявил Чавушоглу. РИА Новости, 13.03.2022. Available at:
https://ria.ru/20220313/sanktsii-1777920950.html (accessed 30.03.2022)\.
[15] В Анкаре объяснили, откуда "Байрактары" попали на Украину. РИА Новости, 03.03.2022. Available at: https://ria.ru/20220303/bayraktar-1776317551.html (accessed 03.03.2022).
[16] Erdoğan BM'de konuştu: Dünya beşten büyüktür. Memurlar.Net , 25.09.2014. Available at: https://www.memurlar.net/haber/484487/erdogan-bm-de-konustu-dunya-besten-buyuktur.html?ysclid=l4bcwkb4be322465860 (accessed 25.03.2022).
[17] Türkiye'nin Girişimci ve İnsani Dış Politikasi. Türkiye Cumhuriyeti Dışişleri Bakanlığı. Available at: https://www.mfa.gov.tr/dis-politika-genel.tr.mfa (accessed 26.03.2022).

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
08.08.2022

По итогам заседания Рабочей Группы по оценке качества и отбору журналов в Russian Science Citation Index (RSCI) журнал ИМЭМО РАН «Пути к миру и безопасности» включен в RSCI.

подробнее...

05.08.2022

Вышел из печати 2-ой номер журнала «Россия и новые государства Евразии» за 2022 год. Номер открывает статья о кооперационных связях ЕАЭС с третьими странами. Большое внимание, что вполне естественно, уделено Украине.

подробнее...

Вышли из печати