Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 2. КНДР, ЮВА, Россия

201

used images: Joe Biden by Gage Skidmore (flickr.com/photos/gageskidmore/),
Yoshihide Suga, US&Japanese Flags (Internet)

© Вода К.Р., 22.03.2021

Среди проблем безопасности на Индо-Тихоокеанском пространстве «северокорейская проблема» занимает особое место. Как показали события 2017-2019 гг., ситуация вокруг КНДР может очень быстро накалиться. При этом усилия заинтересованных игроков по ее урегулированию не отличаются эффективностью и не могут достичь главной цели – денуклеаризации КНДР. Президент США Джо Байден заявил о намерении пересмотреть политику США в отношении Северной Кореи, и в Японии пристально следят за этим процессом, стремясь оказать влияние на принятие решений в этой сфере.

Если на китайском направлении Япония ждет от новой американской администрации продолжения жесткой линии, которую проводил Дональд Трамп, то повторения его подхода на Корейском полуострове японцы хотели бы избежать. Непоследовательность, с которой Трамп вел свою политику в отношении КНДР – то грозя «полностью уничтожить» эту страну, то проводя неожиданные саммиты с Ким Чен Ыном – в Японии вызывала крайнее неодобрение и беспокойство.

Развитие Северной Кореей ракетной и ядерной программ официально считается в Японии угрозой безопасности номер один. Кроме того, большое внутриполитическое значение для Японии имеет проблема похищенных в КНДР японских граждан. Продвижение по расследованию местонахождения и судьбы похищенных японских граждан – необходимое условие для нормализации отношений между Токио и Пхеньяном. Это делает японскую позицию в отношении КНДР одной из наиболее неуступчивых среди игроков, заинтересованных в урегулировании «северокорейской проблемы». Рискуя остаться в стороне от происходящих на Корейском полуострове процессов, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга объявил о намерении провести встречу с лидером КНДР Ким Чен Ыном без предварительных условий, однако пока официального ответа от Пхеньяна получено не было.

Япония привыкла координировать свои действия в отношении КНДР с США. Кроме того, Япония взаимодействует в трехстороннем формате с США и Республикой Корея. Между Сеулом и Токио с 2016 г. действует соглашение об обмене информацией и разведданными в отношении КНДР (General Security of Military Information Agreement, GSOMIA). В ходе визита в Японию госсекретаря Э. Блинкена и министра обороны США Л. Остина и переговоров с их японскими коллегами – Т. Мотэги и Н. Киси, прошедших 16 марта 2021 г., американская сторона выразила надежду на укрепление сотрудничества в трехстороннем формате. В частности, во время пресс-подхода после переговоров госсекретарь Э. Блинкен заявил, что союзы США с Японией и Республикой Кореей являются их стратегическим преимуществом перед вызовами со стороны КНДР, и что продолжение трехстороннего взаимодействия будет иметь большое значение в будущем.

Однако следует иметь в виду, что японо-южнокорейские отношения в настоящее время переживают период ухудшения. До сих пор не урегулированы разногласия сторон вокруг компенсаций южнокорейским рабочим за принудительный труд во время колониального правления Японии, разгоревшийся в 2018 г. с новой силой после того как Верховный суд Республики Корея выпустил постановление о правомочности таких требований к японским компаниям. Реакция Токио на это решение южнокорейских властей была крайне острой и привела к снижению уровня двусторонних контактов, а также к введению японской стороной ряда торговых ограничений в отношении Сеула[1]. Кроме того, разногласия Японии и Южной Кореи коснулись области оборонного взаимодействия двух стран. Сеул грозил выйти из упомянутого выше двустороннего соглашения об обмене разведданными, но все-таки продлил его лишь за 6 часов до истечения срока его действия.

Также необходимо учитывать разницу в подходах к Северной Корее у действующих правительств в Японии и Южной Корее. Токио придерживается жесткого подхода и является сторонником санкций в отношении Пхеньяна, пока последний не предпримет сколько-нибудь значимых шагов по сворачиванию ядерной и ракетной программ, а также по расследованию судьбы похищенных японцев. В то же время власти в Сеуле рассчитывают на продолжение диалога с КНДР, и не поддерживают введение новых рестрикций при отсутствии провокаций со стороны Пхеньяна. Таким образом, желание Вашингтона глубже связать своих союзников в противостоянии КНДР наталкивается на трудно разрешимые противоречия между Токио и Сеулом, которые будут препятствовать широкомасштабному трехстороннему взаимодействию.

В Юго-Восточной Азии Япония неизменно поддерживает участие США в многосторонних экономических и политических инициативах. Важный вопрос, на который еще предстоит найти ответ – как будет сочетаться продвигаемый американцами четырёхсторонний формат (с участием США, Японии, Австралии и Индии, т.н. QUAD) с имеющимися форматами многостороннего сотрудничества – такими как Восточноазиатский саммит (ВАС) и др. В ходе состоявшегося 12 марта 2021 г. первого саммита лидеров «четверки» участники заявили о поддержке центральной роли АСЕАН и нового видения АСЕАН для Индо-Тихоокеанского региона. Ожидается, что Япония, обладающая широкими экономическими интересами в ЮВА, но не имеющая возможности проецировать военную силу, будет поддерживать вовлечение в ЮВА США, а также других стран, «разделяющих общие ценности». Предложенный на саммите «четверки» проект производства в Индии американской вакцины против COVID-19 при участии Японии и Австралии, нацеленный в том числе на население Юго-Восточной Азии, призван укрепить позиции Японии в регионе[2].

Япония выступает с США с единых позиций в отношении действий военно-морских сил КНР в Южно-Китайском море (ЮКМ), считая требования Китая и его деятельность незаконной. Ожидается, что Япония будет при поддержке США продолжать активную политику в ЮКМ, включая развитие оборонного и политического сотрудничества со странами ЮВА, вовлеченными в споры с КНР, такими как Вьетнам и Филиппины.

Вместе с тем, по отдельным политическим проблемам в ЮВА позиции Японии и США не всегда совпадают. Недавний пример – отношение к новому правительству в Мьянме, пришедшему к власти 1 февраля 2021 г. в результате военного переворота. Министерство финансов США уже 11 февраля 2021 г. ввело санкции в отношении лиц, замешанных в перевороте, подчеркнув, что права человека являются центральным вопросом для администрации президента Джо Байдена. Япония, официально осудив переворот, пока не объявила о введении санкций или о сокращении программ помощи Мьянме. Причина заключается в опасениях роста влияния Китая в Мьянме, в случае ухода Японии. В настоящее время Япония стремится использовать свои контакты с военным руководством страны для того, чтобы не допустить эскалацию насилия в отношении мирного населения. Однако в случае провала дипломатических усилий, позиция Японии может ужесточиться.

На российско-японские отношения приход в Белый дом администрации Джо Байдена будет оказывать в целом негативное влияние. Плачевное состояние, в котором пребывают российско-американские связи, недоверие, углубившееся в последние годы между элитами наших стран, создают дополнительные препятствия для вывода отношений между Москвой и Токио на новый уровень. Сильные антироссийские настроения в американском истеблишменте будут ослаблять возможности сотрудничества США, России и Японии даже по тем региональным вопросам, где интересы сторон не противоречат друг другу. Большой урон взаимоотношениям Москвы с Вашингтоном и Токио будет нанесен в случае размещения в Японии американских ракет средней дальности. В этой связи особое значение приобретает продолжение прямого диалога по вопросам безопасности между Россией и Японией, в ходе которого стороны могут обсудить беспокоящие их проблемы, а также наметить темы для будущего практического сотрудничества.

В последнее время из Японии звучат призывы к России пересмотреть критическую позицию в отношении концепции «cвободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» как исключительно «антикитайской» инициативы и попробовать найти свой интерес в формирующейся конструкции. Позиция России заключается в том, что данный подход не соответствует российским приоритетам построения системы комплексной «неделимой» региональной безопасности. При этом Россия поддерживает развитие диалога с Японией на существующих региональных многосторонних площадках, включая ВАС и другие АСЕАНоцентричные форматы. Перспективным остаётся взаимодействие военных и правоохранительных органов двух стран в сферах противодействия терроризму, пиратству и решения нетрадиционных проблем безопасности. Возможности для сотрудничества представляет задача ликвидировать глобальные последствия пандемии COVID-19.

Несмотря на то, что возможность решить территориальную проблему во время нахождения в премьерском кресле Синдзо Абэ была упущена, Москве и Токио стоит продолжать искать точки соприкосновения, основываясь на достижениях в экономической, политической и гуманитарной сферах, полученных в последние годы.

Примечания:

[1] См. подробнее: Японо-южнокорейские разногласия и реакция США. https://www.imemo.ru/news/events/text/yapono-yuzhnokoreyskie-raznoglasiya-i-reaktsiya-ssha
[2] 'Quad' leaders pledge to counter China with billion-dose vaccine pact. The Japan Times. https://www.japantimes.co.jp/news/2021/03/13/national/politics-diplomacy/japan-quad-china/

См. также: Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 1. Сэнкаку, QUAD, торговля


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
14.04.2021

Отдел европейских политических исследований провел международный семинар «100-летие Рижского мирного договора и современные проблемы российско-польских отношений»

подробнее...

13.04.2021

По итогам работы трёхсторонней группы экспертов России, Индии и США опубликован совместный доклад по ситуации в Афганистане «2021: Afghanistan’s Year of Reckoning».

подробнее...

Вышли из печати