США: политические игры вокруг долгового потолка

139

used image: The US Treasury department by Soham Banerjee // www.flickr.com/photos/soham_pablo/

© Кириченко Э.В., 04.10.2021

30 сентября в США закончился очередной финансовый год. К этому времени Конгресс должен был принять 12 законов об ассигнованиях основных направлений государственной деятельности. В противном случае финансирование деятельности правительства прекращается (shutdown). Такие явления – не редкость. При администрации Трампа Конгресс трижды блокировал финансирование правительства, причем один из «shutdown» длился 35 дней.

Чтобы избежать ситуации «shutdown», сначала Сенат, а затем Палата представителей в последний момент 30 сентября приняли резолюцию о временном краткосрочном продлении финансирования (continuing resolution) деятельности государственных ведомств до 3 декабря. Подобная резолюция предполагает, что ассигнования будут осуществляться на уровне предыдущего финансового года.

Дискуссии вокруг продления финансирования правительства в этом году осложнились тем, что Конгресс не принял до сих пор законодательство о повышении потолка государственного долга США, лимит которого истек 31 июля текущего года.

В США размер суверенного долга страны (долговой потолок) утверждается законодательными актами. Конгресс имеет полномочия устанавливать и бюджетные расходы, и долговой потолок. Принимая бюджет, законодатели уже оценивают объем бюджетного дефицита, который будет добавлен к долгу, далее начинаются политические игры. Чтобы снизить накал страстей вокруг урезания расходных статей, с 2013 г. стороны договариваются об утверждении не суммы лимита, а о переносе даты формирования нового госдолга, когда к уже зафиксированному долгу по факту добавляется сумма дефицита федерального бюджета.

19 мая 2013 г. лимит госдолга был закреплен на уровне 16,7 трлн долл. С тех пор сроки постоянно переносились (иногда с задержкой), и, следовательно, утверждались новые размеры долга. Тем не менее, партии всегда шли на временный компромисс.

В августе 2019 г. был принят на двухпартийной основе Закон о бюджете на 2020 фин. г. (Budget Act of 2020), который перенес дату «часа х» на 31 июля 2021 г. Госдолг был зафиксирован на уровне 28,4 трлн долл. Однако сторонам не удалось в этот срок договориться о новом долговом потолке. С 1 августа Министерство финансов США больше не имеет права на новые заимствования, выпуская казначейские бумаги. Государство сталкивается с риском технического дефолта.

Однако в Казначейство продолжают поступать налоги, что дает возможность какое-то время оплачивать расходы правительства, погашать казначейские долговые бумаги, выплачивая по ним проценты, не доводя дело до технического дефолта. Казначейству пришлось прибегнуть к «чрезвычайным мерам», в частности задержать инвестиции в фонды медицинского страхования федеральных служащих и почтовых работников и использовать эти деньги для выплаты долгов. Министр финансов Ж. Йеллен (Yellen) и глава ФРС Дж. Пауэлл (Powell) предупредили, что чрезвычайных мер хватит до 18 октября, после этого США вынуждены будут объявить технический дефолт[1]. Положение для Казначейства осложняется тем, что октябрь и ноябрь традиционно характеризуются наиболее низкой собираемостью налогов в США.

Ни демократы, ни республиканцы не хотят, чтобы электорат связывал их партии с повышением долгового лимита. Республиканцы активно разыгрывают карту бюджетного дефицита. Угрозы технического дефолта, как и приостановки деятельности государственных учреждений, стали разменной картой в спорах о бюджетной политике.

Лидер республиканцев в Сенате Митч МакКоннелл (Mitch McConnell) настаивает, чтобы демократы подняли лимит долга самостоятельно, учитывая, что они хотят потратить до 3,5 трлн долл. на экономическую повестку дня президента Джо Байдена. Демократы заявляют, что новый потолок просто покроет расходы администрации Д. Трампа. Они указывают на тот факт, что дефицит государственного бюджета был запланирован еще при администрации Трампа, при этом почти 900 млрд долл. было выделено на двухпартийной основе на борьбу с последствиями коронавируса. Демократы также подчеркивают, что, несмотря на свое несогласние с бюджетной политикой республиканцев при администрации Трампа, они не препятствовали переносу даты долгового потолка на два года в 2019 г.

Демократы в Конгрессе имеют возможность поднять лимит долга простым большинством голосов, включив вопрос о госдолге в так называемый Законопроект о согласовании бюджета (Reconciliation Act). Дело в том, что при обсуждении подобных законопроектов дебаты в Сенате ограничены 20 часами, сенаторы не могут прибегнуть к затягиваю (filibuster) принятия решений. Этот маневр помог бы демократам одобрить нужный им законопроект в Сенате. Однако демократы настаивали на том, что решение должно быть двухпартийным. Они объединили вопросы продления финансирования администрации и госдолга в один законопроект, который кодифицировал финансирование американского правительства до 3 декабря и отложил срок лимита государственных заимствований до конца 2022 г. Им удалось провести его в Палате представителей (220 – за, 211 – против). Однако Сенат заблокировал этот законопроект.

Каждая из сторон обвиняет друг друга в сложившейся ситуации. Несмотря на свое численное превосходство в обеих палатах Конгресса, демократы нуждаются в голосах республиканцев. Как отмечалось выше, демократам пришлось пойти на компромисс и одобрить резолюцию о временном финансировании своей администрации, отложив решение проблемы госдолга.

Некоторые бюджетные эксперты предлагают отменить "долговой потолок", утверждая, что битвы в Конгрессе увеличивают экономическую неопределенность, а технический дефолт может подорвать доверие к надежности финансовых обязательств США. Сторонники сохранения долгового потолка аргументируют позицию тем, что его использование укрепляет финансовую дисциплину, способствует сокращению расходов федерального правительства, а это служит общественным интересам в период исторически высокого уровня бюджетного дефицита и государственного долга[2].

Министерство финансов США бьет тревогу: "Если не увеличить лимит долга, это приведет к катастрофическим экономическим последствиям. Это приведет к невыполнению правительством своих юридических обязательств – беспрецедентное событие в американской истории. Это ускорит новый финансовый кризис и поставит под угрозу рабочие места и сбережения обычных американцев, вернув Соединенные Штаты обратно в глубокую экономическую яму, как раз в то время, когда страна восстанавливается после недавней рецессии."[3]

Последствия технического дефолта непредсказуемы. Интрига продолжается.

Примечания:

[1] https://www.cnbc.com/2021/09/28/congress-must-raise-the-debt-limit-by-oct-18-yellen-warns.html
[2] https://www.washingtonpost.com/business/why-the-us-is-having-yet-another-debt-ceiling-debate/2021/09/13/2967b136-14cb-11ec-a019-cb193b28aa73_story.html // Why the U.S. Is Having Yet Another Debt Ceiling Debate
[3] https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-markets-financial-institutions-and-fiscal-service/debt-limit


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.10.2021

Олег Давыдов принял участие в круглом столе, устроенном Посольством Республики Корея в связи с официальным визитом в Москву специального представителя МИД РК по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Но Гю Дока.

подробнее...

15.10.2021

В Доме культуры Российско-Армянского университета состоялась Геополитическая сессия «Армения и Россия: императив новой стратегии», посвященная 30-летию государственной независимости Республики Армения. Мероприятие организована совместно с ИМЭМО РАН и МГИМО МИД России.

подробнее...

Вышли из печати