Саммит Америк

297

used image: Summit of the Americas 2022 // U.S. Department of State Summits and Conferences

© Борейко А.В., Кислицын С.В., 13.06.2022

В Лос-Анджелесе завершился девятый Саммит Америк. За три дня его работы, с 8 по 10 июня, участники обсудили ряд насущных и важных проблем региона. Среди них – экономическое сотрудничество, проблемы миграции, изменения климата, зеленая энергетика, повышение надежности цепочек поставок, продовольственная безопасность, преодоление последствий COVID-19.

Саммит стал вторым, проходившим в США, спустя 28 лет после учредительного мероприятия в Майами в 1994 г. За эти неполные три десятилетия экономические и политические условия в Западном полушарии изменились. Если в начале 1990-х гг. экономические и политические позиции США в регионе были доминирующими, то сейчас они сталкиваются с серьезным вызовом со стороны КНР, наращивающей свое присутствие в Латинской Америке. В складывающихся условиях Вашингтон вынужден не формировать региональную повестку, а скорее парировать китайские инициативы. В этой же связи Саммит Америк рассматривался администрацией Байдена в качестве важнейшего мероприятия по продвижению региональных интересов США. Однако здесь, как и на Саммите Демократий, состоявшемся в конце 2021 г., не обошлось без избирательного приглашения участников.

Саммит Америк, ранее отличавшийся своей инклюзивностью, в этот раз проводился не для всех: приглашение не получили Венесуэла, Куба и Никарагуа. По заявлению советника Белого дома по Латинской Америке Хуана Гонсалеса, это связано с тем, что данные страны не принимают политические свободы, права человека и демократические ценности. Если отрицательная реакция со стороны региональных противников США была предсказуемой, то негативное отношение Мексики и других стран, по-видимому, стало неприятной неожиданностью для Вашингтона, который провел серьезную подготовку к этой встрече и рассчитывал на массовое участие союзников. Тот же Хуан Гонсалес выразил уверенность, что с посещаемостью не возникнет проблем, подчеркнув, что Д. Байден лично хочет присутствия на встрече президента Мексики, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Однако последний отказался принимать участие в саммите, объяснив это нарушением провозглашенного Белым домом принципа инклюзивности. Более того, мексиканский президент заявил, что верит в необходимость изменения навязываемой веками политики и тяги к доминированию со стороны США. Примеру Обрадора последовали лидеры Боливии, Гватемалы и Гондураса, а президент Чили Габриеэль Борич назвал этот шаг ошибкой.

Однако такой шаг вряд ли можно назвать ошибкой, а скорее осознанной стратегией Вашингтона по консолидации союзников в условиях борьбы с Китаем. Фактически это говорит о том, что Вашингтон теряет конкурентные преимущества в регионе в сферах финансов, инвестиций, инфраструктуры или же цифровых технологий. Однако он способен предложить поддержку представителям элит в обмен на лояльность. Этим можно объяснить достаточно широкую, но крайне абстрактную повестку форума, формирующую скорее некие общие принципы будущего взаимодействия, нежели конкретные программы. Примечательно, что главные темы саммита – миграцию и пандемию, в результате обсуждали без ключевых игроков по этим вопросам – президентов Мексики и Кубы.

Изменения, произошедшие в регионе за последние 30 лет, объясняют такую неожиданную реакцию ряда стран – и той же Мексики. Латинская Америка постепенно смещается в сторону «Пекинского», а не «Вашингтонского консенсуса». КНР становится крупнейшим покупателем, инвестором и кредитором в ЛАКБ. Поэтому страны региона заинтересованы в сохранении существующей модели, завязанной на рост китайской экономики – и это соответствует интересам как левых, так и правых режимов. Такие условия позволяют им развиваться в комфортном и привычном направлении экстрактивизма, торгуя сырьевыми товарами, но при этом выстраивать более равноправные отношения и пользоваться суверенным правом выбора пути развития и политического курса, не привязанного к идеалам американской демократии и свободного рынка.

Если для правых Китай интересен с прагматической точки зрения, то для левых социально-экономическая модель Пекина является более предпочтительной и более соответствующей целям национального развития, нежели американская. Именно левые в последние 20 лет широко использовали политику государственного капитализма и перераспределения национальных ресурсов.

Поддержка левых в регионе растет, что отвечает запросу на усиление социально-экономической роли государства в условиях стагнации мировой экономики и падения уровня жизни. События осени 2019 г., когда по региону прокатилась волна протестов против неолиберальной политики, стали проявлением новой «левой волны». Показателен пример Аргентины, где проамериканское правительство неолиберала Маурисио Макри, пришедшее на смену левым, руководившим страной с 2003 по 2015 гг., не смогло продержаться больше одного срока, потерпев поражение в 2019 г.

Все это усиливает позиции Китая в регионе, который решает таким образом целый комплекс геополитических и геоэкономических задач. Так в 2021 г. сандинисты Никарагуа признали китайский статус Тайваня, сократив количество его региональных союзников до 8 из 35 стран региона. В последнее время вопрос Тайваня становится все более важным, а вопросы экономического сотрудничества все более политизируются. Так (по информации агентства Transparencia Venezuela) в 2020 г. предоставление китайских инвестиций правительству Венесуэлы включали четыре требования, в том числе – признать политику одного Китая и отозвать визы тайванских представителей.

На этом фоне ключевой вопрос заключается в том, что готов и может сделать Вашингтон для возрождения своего экономического и политического лидерства в регионе. Создание зон свободной торговли с участием Соединенных Штатов и стран Латинской Америки представляется маловероятным. Для США сдерживающим фактором здесь выступает Конгресс, где сильны протекционистские настроения. Соответственно, реализация подобных проектов столкнется с вопросом их ратификации, что может стать нерешаемой проблемой. В этих условиях у Белого дома остается возможность работать над созданием общих условий, стандартов, норм и принципов сотрудничества. Это же обуславливает акцент на привлечение частного капитала для реализации подобных международных проектов при политической поддержке Вашингтона.

Именно такой должна стать новая программа «Партнерство Америк для экономического процветания» (Americas Partnership for Economic Prosperity), представленная Д. Байденом в рамках его выступления на Саммите Америк. Ожидается что ее основными направлениями станут развитие региональных экономических институтов и инфраструктуры, повышение надежности цепочек поставок, развитие зеленой энергетики и декарбонизация. Также предполагается работать над упрощением таможенных процедур, развитием норм регулирования, повышением трудовых и экологических стандартов, урегулированием проблем миграции, образования и здравоохранения, расширением экономических прав и возможностей женщин. Президент Байден отметил, что после окончания Саммита США проведут серию консультаций с региональными союзниками по развитию данной инициативы[1].

«Партнерство Америк для экономического процветания» является продолжением политики США по созданию ряда межгосударственных форматов экономического сотрудничества. Так, в конце мая 2022 г. было объявлено о создании Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения / ИТЭРС (Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity, IPEF)[2]. Оба формата взаимодействия встраиваются в логику внешнеполитической стратегии администрации Байдена «Возродим лучший мир» (Build Back Better World, B3W), объявленной летом 2021 г. на саммите «Группы семи». Ее задача – развитие условий сотрудничества для США и их союзников с развивающимися странами в Азии, Африке, Латинской Америке. При этом основной акцент предполагается делать не на развитии транспортной инфраструктуры, а на внедрении норм и стандартов для экономического сотрудничества, обеспечения информационной безопасности, создании условий для цифровой экономики.

Таким образом «Партнерство Америк» является продолжением современной политики США, направленной на сдерживание китайских инициатив в ряде регионов мира. Однако выбранные подходы требуют практического наполнения, что остается крайне сложной задачей в условиях неформального межгосударственного сотрудничества и настороженной позиции Конгресса. В этой же связи состоявшийся Саммит Америк может рассматриваться не как попытка развить региональное сотрудничество, а скорее как стремление разделить присутствующие в нем страны на союзников и противников. Первым могут быть предложены гарантии стабильного существования в обмен на подтверждение лояльности, вторым – ужесточение санкций.

Примечания:
[1] President Biden Announces the Americas Partnership for Economic Prosperity // The White House, 08.06.2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/08/fact-sheet-president-biden-announces-the-americas-partnership-for-economic-prosperity/ (дата обращения 10.06.2022).
[2] Федоровский А.Н. К формированию Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения // ИМЭМО РАН, 26.05.2022. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/toward-the-formation-of-the-indo-pacific-economic-framework-agreement (дата обращения 10.06.2022).

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
05.07.2022

На сайте Российского совета по международным делам опубликована статья Николая Суркова «Арабский саммит для американского президента».

подробнее...

03.07.2022

Александр Дынкин выступил с докладом на первой панели «Украинский кризис и европейская безопасность» в рамках 10-го Всемирного форума мира (World Peace Forum 2022), организованного Университетом Цинхуа совместно с Китайским народным институтом иностранных дел.

подробнее...

Вышли из печати