США не могут лишить экономику России статуса рыночной

217

used images: The Supreme court of the United States. Washington, DC. by Kjetil Ree // flickr.com/photos/kjetilhr/

© Портанский А.П., 18.08.2021

Многие отечественные информационные агентства, в частности Интерфакс, сообщили 16 августа о том, что «США начали расследование на предмет соответствия экономики России рыночному статусу», ссылаясь на заявление Минторга США, которое было опубликовано в официальном издании американского правительства Federal Register. Минторг в свою очередь выпустил данное заявление, изучив обращение заинтересованных американских компаний, недовольных условиями импорта азотных удобрений из РФ.

К сожалению, все эти сообщения информагентств оказались крайне неточными, если не сказать вводящими в заблуждение, ибо речь о лишении экономики России рыночного статуса не идет. В этой связи следует напомнить, что США признали рыночный статус российской экономики в апреле 2002 г. в разгар переговоров о присоединении России к ВТО. В тогдашнем заявлении Минторга США говорилось, что это решение «отражает огромные изменения, которые произошли в российской экономике за минувшее десятилетие». Значимость события была отмечена президентом Дж. Бушем-младшим в телефонном разговоре со своим российским коллегой Владимиром Путиным.

Чтобы лучше понять степень искажения Интерфаксом этой новости, придется процитировать еще один фрагмент из сообщения агентства: «…до этого не было случаев, когда США, присвоив статус рыночной какой-то экономике, затем отзывали бы его назад и признавали экономику вновь нерыночной…»

Может ли, в самом деле, результат начатого расследования отменить решение правительства США о признании рыночного статуса российской экономики в 2002 г., которое получило в то время достаточно солидное международное звучание? – Конечно, нет. Тогда в чем здесь дело? А дело в том, что слова, как известно, имеют значение. В данном случае значение имеет перевод с английского. В оригинальном документе Federal Register сказано: «Мы пришли к выводу, что заявитель (т.е. американские компании – А.П.) предоставил достаточные доказательства для изучения вопроса о том, следует ли продолжать рассматривать российскую экономику в качестве рыночной для целей установления антидемпинговых пошлин в соответствии с законодательством» (подчеркнуто автором). В подчеркнутых словах заключен принципиальный смысл, который при переводе на русский язык как раз был утрачен, в результате чего произошло серьезное искажение в понимании содержания документа Federal Register.

То есть на практике под вопрос ставится только рыночное ценообразование в данной отрасли российской экономики, точнее, в компании, производящей нитрат аммония. Соответственно, даже если расследование будет завершено с отрицательным для российской стороны результатом, это будет означать всего лишь установление в США антидемпинговых пошлин на российские удобрения с соответствующим ущербом для российского производителя. Не более того. Другие российские экспортеры на рынке США от этого не пострадают, как не пострадает и рыночный статус российской экономики в целом. Таков реальный смысл заявления американского Минторга.

Что касается законодательного обоснования сделанного заявления, Минторг США сослался на шесть критериев, прописанных в законе о тарифах от 1930 г. и позволяющих считать экономику данной страны рыночной. Среди этих критериев: степень конвертируемости валюты иностранного государства в валюту других стран; степень, в которой ставки заработной платы в иностранном государстве определяются путем свободных переговоров между работниками и менеджментом; степень, в которой совместные предприятия или другие инвестиции фирм других зарубежных стран разрешены в иностранном государстве; степень государственной собственности или контроля над средствами производства; степень государственного контроля за распределением ресурсов и за решениями предприятий о ценах на продукцию и объемах выпуска; другие факторы, которые уполномоченный орган сочтет необходимыми.

Надо сказать, что упомянутый закон выглядит сегодня несколько архаично, и перечисленные критерии вряд ли будут приняты во внимание полным списком, если дело дойдет до спора в рамках ВТО. В действительности, в настоящее время принято рассматривать главным образом механизм ценообразования на продукт. Например, в случае того же нитрата аммония заниженная, по мнению американской стороны, цена на газ может теоретически повлиять на рыночный характер цены на конечный продукт. Но всё это предстоит доказывать. Для этого сторонам предложено направлять свои комментарии до 30 августа 2021 г. В случае, если американская сторона на основе полученных данных всё-таки решит ввести антидемпинговую пошлину на нитрат аммония, российская сторона сможет оспорить это решение в Органе по разрешению споров ВТО.

Вызывает некоторое сожаление тот факт, что отдельные депутаты Госдумы поспешили заявить, что данная мера со стороны США носит явно политический характер. Следует понять, что число подобных споров, скажем, между США и ЕС гораздо больше, чем у США с нами и обнародованная претензия к российскому производителю это на самом деле обычная конкурентная борьба и рутина международной торговли. Поэтому усматривать в каждом торговом споре политику и дискриминацию, по меньшей мере, несерьезно. Для их разрешения существует арбитраж ВТО, в объективности которого пока ни у кого не возникало серьезных сомнений.

Если же говорить о рыночном статусе экономики в целом, то его отсутствие ведет к серьезным потерям для экспортеров, утрачивающих свою естественную конкурентоспособность. В этом случае стоимость их продукции не рассматривается как рыночная, и при расчете антидемпинговой пошлины за основу берется стоимость аналогичной продукции в так называемой «суррогатной» стране, т.е. стране со схожими экономическими условиями, что и оборачивается ущербом для производителя и экспортера. В России от антидемпинговых мер в последние годы чаще всего страдали металлурги и производители удобрений.

В завершение следует отметить, что в мире не существует универсального органа, который присваивает или лишает экономику страны рыночного статуса. Этот статус за данной страной признают ее торговые партнеры по отдельности. Например, когда в 2002 году рыночный статус экономики РФ признали США и ЕС, в мире оставались страны, которые отказывали России в таком статусе.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.09.2021

Вышел из печати 2-й номер квартального бюллетеня «Российский Экономический Барометр» за 2021 год на русском языке.

подробнее...

28.09.2021

В онлайн-формате состоялся очередной научный семинар Центра европейских исследований. Тема семинара: «Экологизация электроэнергетики в Евросоюзе: основные тренды».

подробнее...

Вышли из печати