Россия утрачивает в США статус страны с рыночной экономикой

158


used images: Calculator with money in front of flag of Russia by Jernej Furman
(www.flickr.com/photos/91261194@N06/), Asking man (Internet)

© Портанский А.П., 14.11.2022

Соединенные Штаты больше не будут рассматривать российскую экономику как рыночную в рамках своего антидемпингового законодательства. Об этом 10 ноября 2022 г. объявило Министерство торговли США. В качестве главной причины такого решения названо чрезмерное вмешательство государства в экономику, в результате которого искажается процесс внутреннего ценообразования в России, что в свою очередь не позволяет считать цены импортируемой из РФ продукции справедливыми.

Отсутствие рыночного статуса ведет к серьезным потерям для экспортеров. Ибо в этом случае себестоимость их продукции не рассматривается как рыночная, и при расчете антидемпинговой пошлины за основу берется стоимость аналогичного товара в так называемой “суррогатной” стране, т.е. стране со схожими экономическими условиями. В результате производитель в нерыночной стране утрачивает свою естественную конкурентоспособность и несет ущерб. В России от антидемпинговых мер в последние годы чаще всего страдали металлурги и производители удобрений.

Следует напомнить, что США признали рыночный статус российской экономики в апреле 2002 г. в разгар переговоров о присоединении России к ВТО. В тогдашнем заявлении Минторга США говорилось, что это решение “отражает огромные изменения, которые произошли в российской экономике за минувшее десятилетие”. Значимость события была отмечена президентом Дж. Бушем-младшим в телефонном разговоре со своим российским коллегой Владимиром Путиным. В том же году Евросоюз также признал рыночный статус экономики РФ.

Однако в августе 2021 г. Минторг США начал расследование на предмет соответствия экономики России рыночному статусу на основе обращения заинтересованных американских компаний, недовольных условиями импорта азотных удобрений из РФ. По итогам этого расследования 29 октября 2021 года было опубликовано решение об отсутствии достаточных оснований для отзыва рыночного статуса России. Но в мае 2022 года Минторг начал пересмотр этого решения со ссылкой на “изменившиеся обстоятельства”.

В качестве таких обстоятельств Минторг США перечислил некоторые меры по контролю за движением капитала и ограничениям на конвертацию валюты, ухудшение среды для иностранных инвестиций, увеличение доли государственной собственности в экономике вследствие ухода из России иностранных фирм, вмешательство государства в ценообразование на внутреннем рынке, в том числе на металлопродукцию. Эти меры, по мнению американской стороны, позволяют применить шесть критериев рыночности экономики, прописанных в законе о тарифах 1930 года, а именно: степень конвертируемости валюты иностранного государства; степень, в которой ставки заработной платы в иностранном государстве определяются путем свободных переговоров между работниками и менеджментом; степень, в которой совместные предприятия или другие инвестиции фирм других зарубежных стран разрешены в иностранном государстве; степень государственной собственности или контроля над средствами производства; степень государственного контроля за распределением ресурсов и за решениями предприятий о ценах на продукцию и объемах выпуска; другие факторы, которые уполномоченный орган сочтет необходимыми.

С точки зрения Минэкономразвития РФ и заинтересованных российских экспортеров, которые приняли участие в пересмотре статуса, аргументы американского Минторга о нерыночности экономики России не могут считаться состоятельными. В частности, российская сторона указала на временный характер мер валютного регулирования, принятых в ответ на санкционное давление США и других стран; Россия также не ухудшала условия для иностранных инвестиций, а наоборот поощряла и поддерживала их для смягчения последствий недружественных действий стран-санкционеров; значимые изменения на российском рынке труда отсутствовали, а директивное ценовое регулирование на металлопродукцию и другие товары не вводилось, сообщили в Минэкономразвития.

С учетом данных комментариев, в Москве расценивают решение Минторга США об отзыве у России статуса страны с рыночной экономикой, как сугубо политическое. Одновременно в Минэкономразвития считают, что оно не имеет серьезного практического значения для российской экономики. С последним можно, однако, согласиться лишь частично.

Если рассматривать лишение экономики РФ в США рыночного статуса в нынешних обстоятельствах наличия масштабных санкций и ограничений, которые уже существенно отразились на торговых потоках между Россией и Западом, то действительно, эффект от этой меры вряд ли будет сильно ощутим. Тем не менее торгово-политические последствия решения Минторга США целесообразно оценивать несколько шире.

Можно предположить, что аналогичный шаг в отношении РФ сделает теперь и ЕС, с которым объем торговли у России существенно больше, чем с США. Учитывая традиционную ориентацию многих стран на американский рынок, примеру США могут последовать другие страны в том числе те, которые рассматриваются Москвой как дружественные. Весьма вероятно, что у России возникнут проблемы в важнейших международных институтах, таких как ВТО, G20, АТЭС и др. При этом, в ВТО Россия может обратиться с соответствующей жалобой, сославшись на нарушение Соединенными Штатами статьи 6 ГАТТ-1994 о применении антидемпинговой меры, но вероятность добиться нужного результата для российской стороны, по мнению экспертов, невысока.

Существует мнение, что упомянутые негативные эффекты удастся компенсировать путем активизации деятельности РФ в рамках ШОС и БРИКС, которые рассматриваются Москвой как альтернативы западным структурам. Однако в действительности шансы здесь весьма ограничены. Прежде всего надо иметь в виду, что для ведущих экономик БРИКС – Китая, Индии, Бразилии – Соединенные Штаты являются торговым партнером номер один, взаимный товарооборот каждой из них с США кратно превышает объем торговли с РФ. Именно этот фактор скорее всего явится важнейшим для Пекина, Нью-Дели и Бразилиа при принятии решений на российском направлении. Кроме того, взаимодействие в рамках БРИКС до сих пор основывается лишь на ряде деклараций при отсутствии документов, которые определяли бы взаимные обязательства.

Таким образом, торгово-политические последствия утраты Россией статуса страны с рыночной экономикой в США в средне- и долгосрочной перспективе можно считать негативными, если не произойдет кардинального ослабления напряженности в отношениях РФ с США и Западом в целом.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
30.11.2022

Форум «Глобальный энергетический диалог» ИМЭМО РАН провел семинар «Нефтегазовая политика Ближнего Востока». Семинар вела Наталья Иванова.

подробнее...

25.11.2022

На площадке РСМД опубликована статья Никиты Белухина «Холодная дипломатия Северной Европы и Китая», посвящённая экономическими и политическим связям Северной Европы с Китаем и оценке готовности ее стран поддержать шаги по сдерживанию Китая и ограничению контактов с ним.

подробнее...

Вышли из печати