Главой ВТО стала представительница Нигерии

187

used images: DG selection process 2020: Presentation to the General Council - Dr Ngozi Okonjo-Iweala, Nigeria
(© WTO/Jay Louvion // www.flickr.com/photos/world_trade_organization/)

© Портанский А.П., 16.02.2021

В понедельник 15 февраля 2021 г. Генеральный совет Всемирной торговой организации в ходе внеочередного заседания одобрил кандидатуру представительницы Нигерии Нгози Оконджо-Ивеала на должность генерального директора ВТО. Она должна вступить в свои полномочия 1 марта 2021 г.

На сей раз смена главы этой авторитетной международной организации необычайно затянулась. Первоначально на пост генерального директора ВТО подали заявки представители восьми стран: Великобритании, Египта, Кении, Кореи, Мексики, Молдавии, Нигерии и Саудовской Аравии, на финальном этапе их осталось двое. Уже в октябре 2020 г. большинство членов ВТО высказалось в пользу кандидатуры Нгози Оконджо-Ивеала. Однако США выступили резко против, поддержав представительницу Южной Кореи Ю Мён Хи. Это и стало препятствием для ожидавшегося в первой половине ноября 2020 г. окончательного утверждения нового гендиректора. Приход администрации Дж. Бадена очевидно привел к смягчению позиции Вашингтона в отношении кандидатуры новой главы ВТО, что и открыло путь перед представительницей Нигерии.

Обе номинантки на высокий пост имели свои достоинства. Так, 66-летняя Нгози Оконджо-Ивеала являлась министром финансов, министром иностранных дел Нигерии, а также занимала высокий пост во Всемирном банке. За плечами ее соперницы из Южной Кореи – 25 лет успешного участия в торговых переговорах, что и являлось, с точки зрения США, ее решающим преимуществом. Надо сказать, что и покинувший в августе прошлого года пост гендиректора бразилец Роберто Азеведу также пришел в 2013 г. руководить ВТО, имея солидный опыт торговых переговоров и участия в разрешении торговых конфликтов. Без сомнения, и сейчас именно этот навык остается важнейшим для нового главы ВТО.

Сегодня Всемирная торговая организация находится в состоянии глубокого кризиса, обусловленного остановкой функционирования с декабря 2019 г. Апелляционного органа в системе разрешения споров ВТО, торговой войной между США и Китаем, а также пандемией COVID-19. И первое, и второе явилось следствием агрессивной торговой политики, провозглашенной администрацией Дональда Трампа с момента его прихода в Белый дом. По его убеждению, ВТО все последние годы защищала интересы любой страны, кроме Соединенных Штатов. Особая претензия Вашингтона в этом плане связана с Китаем, которому, по его мнению, ВТО потворствует в нарушении установленных правил торговли. Претензии США, в частности, касаются применяемых Пекином госсубсидий и статуса развивающейся страны, дающего Китаю, по мнению американцев, неоправданные привилегии в ВТО. Эти претензии, собственно, и стали причинами развязывания Вашингтоном торговой войны со своим экономическим соперником, которая сопровождалась масштабными нарушениями правил и принципов ВТО, что не могло не стать шоком для прежнего руководства организации.

Могла ли ВТО совладать с подобными нарушениями? Некоторые авторитетные эксперты полагают, что ВТО далеко не в полной мере задействовала свои возможности в урегулировании торгового конфликта США–Китай. Справедлив ли такой упрек? Когда в противоборство вступают два крупнейших глобальных игрока, рассчитывать, что какой-либо даже самый авторитетный международный институт справится с урегулированием конфликта между ними, вряд ли возможно на 100%. Противостояние последних лет между Вашингтоном и Пекином выходит за рамки того или иного торгового спора: представления двух акторов о справедливости в современных международных экономических отношениях весьма далеки друг от друга. Масштаб конфликта явно превзошел возможности технического инструментария, которым располагает ВТО.

В этих условиях задача нового главы ВТО становится необычайно сложной. Организация нуждается в глубоком реформировании. Оно, в частности, подразумевает восстановление функционирования Апелляционной инстанции Органа по разрешению споров ВТО, совершенствование всего механизма разрешения торговых конфликтов; серьезное обновление правил ВТО, большая часть из которых была написана в совершенно другую эпоху и не соответствует сегодняшним реалиям; вероятный пересмотр тех преференций, которыми пользуются до сих пор развивающиеся страны, особенно те, кто по экономическим параметрам фактически вышел на уровень развитых стран.

Для будущего реформирования ВТО, членами которой сегодня являются 164 страны, критически важными являются позиции четырех игроков – США, Китая, ЕС и Японии, обеспечивающих большую часть мировой торговли. При этом сердцевиной проблемы остаются позиции первых двух, т.е. без сближения подходов Вашингтона и Пекина по вопросу реформирования ВТО никакого прогресса добиться не удастся.

Смена администрации в США дает некоторые шансы на начало движения в сторону решения названных проблем – президент Дж. Байден в отличие от своего предшественника скорее всего выступит в поддержку существующих правил международной торговли и ВТО, как института, генерирующего эти правила.

Что касается России, то она всегда выступала за укрепление ВТО и потому в нынешних условиях скорее всего примет деятельное участие в ее будущем реформировании.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
15.04.2021

Состоялось очередное заседание научно-теоретического семинара ЦСЭПИ. С докладом «Переоткрытие размежеваний? Эволюционная трактовка кливажей Роккана-Липсета и других размежеваний» выступил Михаил Ильин.

подробнее...

14.04.2021

Отдел европейских политических исследований провел международный семинар «100-летие Рижского мирного договора и современные проблемы российско-польских отношений»

подробнее...

Вышли из печати