Сто дней правительства Марио Драги

115

used images: Italian Flag by Ed Uthman (www.flickr.com/photos/euthman/), Mario Draghi (Internet)

© Авилова А.В., 26.05.2021

Исполнилось сто дней с момента инаугурации правительства Марио Драги, сформированного по инициативе президента Серджо Маттареллы для преодоления кризиса, возникшего из споров вокруг пакета финансовой помощи ЕС на цели восстановления и модернизации итальянской экономики. Вмешательство президента, вызванное неспособностью парламента гарантировать устойчивую работу исполнительной власти, не впервые служит средством решения подобной задачи. «Президентскими» были правительства Карло Адзелио Чампи (1993–1994 гг.) и Ламберто Дини (1995–1996 гг.), которые, появившись на обломках системы власти после коррупционного скандала «операция Чистые руки», заложили основу структурных реформ, необходимых для присоединения Италии к зоне евро. «Президентский» кабинет Марио Монти (2011–2013 гг.) с помощью жестких мер удержал экономику от дефолта во время южноевропейского долгового кризиса. Сегодняшняя созданная пандемией ситуация, как подчеркнул в своей программной речи М. Драги, сравнима с первым послевоенным периодом и требует, как и в те годы, мобилизации всех политических и общественных сил для проведения масштабных преобразований[1].

Содержанием первых ста дней деятельности нового правительства стал концептуально и технически оформленный отход от курса, взятого Италией на вооружение после триумфальной победы популистского Движения пяти звезд (ДПЗ) на парламентских выборах 2018 г. и прихода к власти евроскептиков-суверенистов. В своей речи М. Драги подтвердил верность Италии принципу евроатлантической солидарности и необратимость ее исторического выбора в пользу европейской интеграции и единой валюты.

Ведущая роль в новом правительстве отведена технократам. В нем сформирован руководящий блок из четырех ведомств, возглавляемых специалистами самого высокого уровня: министерства экономики и финансов (Даниэле Франко), экологического перехода (Роберто Чинголани), технологических инноваций и цифровизации (Витторио Колао), инфраструктуры и устойчивого роста (Энрико Джованнини). Представители академической среды поставлены во главе двух министерств – образования и по делам университетов/научных исследований. Независимый юрист Марта Картабиа (экс-председатель Конституционного суда) возглавила министерство юстиции. Два межведомственных комитета, по экологическому и по цифровому переходу, взяли под контроль работу министерств, порученных представителям политических партий[2]. Созданная в результате этой перестройки централизованная структура нацелена на обеспечение соответствия управления экономикой стратегическим задачам политики ЕС на современном этапе.

Правительство в сжатые сроки разработало и представило Еврокомиссии проект национального Плана восстановления и устойчивого роста (PNRR) объемом 235,6 млрд евро[3]. Резко возрастающая задолженность Италии считается оправданной, так как в ней заложен мультипликационный эффект: инвестиции будут поддержаны комплексом структурных реформ, освобождающих и стимулирующих предпринимательскую инициативу.

Первоочередной задачей правительства стало ускорение вакцинации. Чрезвычайным комиссаром по борьбе с коронавирусом был назначен специалист по военной логистике генерал Франческо Паоло Фильюоло, к работе привлечена армия, которой помогает Служба гражданской защиты с 300 тыс. волонтеров. К началу мая вакцинация вышла на уровень 500 тыс. инъекций в день. К настоящему времени 30% населения получили первую дозу, 14% – обе; провакцинирована преобладающая часть возрастного контингента 70+. К середине июля намечено привить 60% населения, к сентябрю – 80%.

Определился комплекс структурных реформ и размеры их финансовой поддержки. Хронограмма реформ включена в PNRR.

Первоочередное значение придается реформе государственной службы, нуждающейся в технологическом (цифровизация) и кадровом обновлении: ежегодные потери бизнеса от неэффективности бюрократической системы оцениваются в 30 млрд евро. Правительство подписало с тремя ведущими профсоюзами соглашение, вводящее новый порядок конкурсного набора на административные должности с учетом потребности в технических специалистах современного уровня.

Реформа судебной системы, причиняющей экономике ежегодный ущерб в размере около 2% ВВП, должна резко сократить сроки рассмотрения дел, ввести в рациональные рамки процедуру апелляции и очистить судебное самоуправление от влияния политических партий.

Намечены контуры налоговой реформы: сохранение прогрессивного характера налогообложения, сокращение налогового бремени (сейчас – 52%) и устранение бесчисленного множества вычетов и льгот, поддерживающих на плаву неэффективные бизнесы.

Реформа рынка труда будет сфокусирована на мерах «активной политики», в частности на подготовке кадров, обладающих современными компетенциями. Это позволит смягчить нехватку 300 тыс. специалистов и облегчит трудоустройство хотя бы части трудового контингента, который после снятия запрета на увольнения (первый этап – в июле, второй – в октябре) столкнется с фактом исчезновения большого количества рабочих мест. Реформа рынка труда потребует дополнительных мер в области социальной защиты. Правительство превентивно выделило два пакета мер поддержки, объемом 32 млрд и 40 млрд евро, имеющих ярко выраженную социальную окраску.

Реализация PNRR началась в мае. В июне – июле через парламент намечено провести (что не будет легким делом) около 80 законодательных актов. Основой процесса структурных преобразований должна стать технологическая модернизация экономики: к 2026 г. правительство рассчитывает обеспечить всю территорию страны широкополосной связью со скоростью 1 Гбит/с, а также создать сеть из 50 центров передачи технологии (сейчас имеется 8) и 22 цифровых инновационных хабов, взаимодействующих с университетами, НИИ, государственной службой и предприятиями[4].

Приход к руководству М. Драги, определившего свое правительство как «евроатлантическое», вызвал радикальные перемены в партийно-политической системе Италии, пронизанной евроскептическими и популистскими настроениями. Фактически раскололось ДПЗ: часть его лидеров утвердилась на проевропейских позициях (которые заняла еще при образовании коалиционного правительства с Демократической партией), другая выступила в защиту изначальных принципов «прямой демократии» и суверенизма. Решению первых поддержать правительство М. Драги способствовало создание экологического «суперминистерства», за которое горячо ратовал основатель и гарант Движения Беппе Грилло, а также сохранение за Луиджи Ди Майо поста министра иностранных дел и передача ДПЗ еще двух важных министерств – сельского хозяйства и по делам молодежи. Участие ДПЗ в новом правительстве Ди Майо определил как «конечный пункт эволюции, в ходе которой был сделан полный и окончательный выбор стать умеренной, либеральной силой», несущей экологическую миссию и приверженной атлантическим и европейским ценностям[5].

Однако опрос базовых ячеек Движения на электронной платформе «Руссо», которая служит его организационной структурой, показал, что только 59,3% согласны с таким поворотом. Против вотума доверия правительству М. Драги голосовали 21 депутат и 15 сенаторов от ДПЗ, которые сформировали парламентскую группу «Альтернатива есть». Проправительственное большинство пытается обрести новое руководство: эта роль предложена по-прежнему популярному в стране экс-премьеру Джузеппе Конте, за которым стихийно закрепился имидж «естественного лидера». Дж. Конте поддерживает модернизаторский курс М. Драги, подчеркивая прогрессистское призвание ДПЗ (но трактуя его в социал-католическом, а не либеральном ключе). Оппозиционное меньшинство (идейный лидер – Алессандро Ди Баттиста), контролирующее платформу «Руссо» и списки членов Движения, блокирует назначение Дж. Конте.

Размежевание произошло и на правом фланге. Политический вираж совершил Маттео Сальвини, заявивший о готовности «поставить интересы страны выше интересов партии». От «Лиги» в правительство вошли политики, не разделяющие суверенистских взглядов лидера, в том числе его советник Джанкарло Джорджетти, близкий к деловым кругам Севера. Такие же кандидатуры выбрал М. Драги для замещения министерских постов от партии «Вперед, Италия», лидер которой Сильвио Берлускони заранее объявил себя его сторонником. Выделение этого проевропейского компонента разобщило правый лагерь: на суверенистских позициях остались только «Братья Италии». Но поддержка этой партии растет, и ее глава Джорджа Мелони превращается в реального соперника М. Сальвини в качестве возможного лидера правоцентристской коалиции.

Кризисное состояние пережила ДП. Ушел в отставку ее руководитель Никола Дзингаретти, строивший политику партии на идее союза с ДПЗ для сдерживания продвигавшихся к власти правоцентристов. Смена правительства и его призыв к «национальному единству» лишили основы эту стратегию, что углубило внутрипартийные разногласия. Новый лидер Энрико Летта прилагает усилия к объединению вокруг ДП всех прогрессистских сил и налаживанию «диалога» с ДПЗ. Препятствиями служат ускоряющийся распад Движения и неготовность к совместным действиям на уровне базовых ячеек как ДП, так и ДПЗ.

Межпартийная борьба в парламенте и вне его, обостряющаяся в преддверии намеченных на октябрь местных выборов, замедляет работу правительства, но М. Драги уверенно контролирует обстановку. Согласно опросу от 24 мая, 50,6% населения позитивно оценивает первые 100 дней его правления. Среди политических лидеров наибольшими симпатиями респондентов пользуются Дж. Конте (34,7%), М. Драги (32,8%), Дж. Мелони (21,3%) и М. Сальвини (19,0%)[6].

Примечания:

[1] Le dichiarazioni programmatiche del Presidente Draghi. URL: https://www.governo.it/it/articolo/le-comunicazioni-del-presidente-graghi-al-senato/16225.
[2]  Исходя из соотношения парламентских мандатов, ДПЗ получило 4 министерских поста, «Лига», Демократическая партия (ДП) и «Вперед, Италия» – по 3, малые участники правящей коалиции «Живая Италия» и «Свободные и единые» – по одному.
[3] Главными направлениями вложений являются: Зеленая революция и экологический переход (59,3 млрд евро), Цифровизация, инновации, конкурентоспособность и культура (40,7 млрд), Образование и научные исследования (30,9 млрд), Инфраструктура и устойчивый рост (25,1 млрд). На развитие Юга выделяется 82 млрд евро (40% всех средств).
[4] Biondi A. Rivoluzione 5G per cambiare le sorti digitali dei distretti // Il Sole 24 Ore,18.05.2021.
[5] Morra G. Conte ha ottenuto carta bianca //Italia Oggi, 3.03.2021.
[6] Cento giorni di Governo, sondaggio Sky TG 24: gli italiani promuovono il lavoro di Draghi. URL:  https://tg24.sky.it/politica/2021/05/24/draghi-100-giorni.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
24.06.2021

В зале имени академика Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. В повестке дня – доклад Ирины Звягельской «Российская политика на Ближнем Востоке: вызовы и перспективы».

подробнее...

23.06.2021

Виктор Комаровский выступил с докладом «Трудовая миграция: правовые преобразования и система регулирования в условиях возрастающей неопределенности» на VI Гусовских чтениях (Международном форуме трудового права и права социального обеспечения).

подробнее...

Вышли из печати