5 декабря начинает действовать потолок цен на российскую нефть

2268


used image: Российский танкер «Анатолий Колодкин» // Internet

© Портанский А.П., 06.12.2022

5 декабря 2022 г. вступает в силу согласованный Евросоюзом, государствами G7 (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) и Австралией потолок цен на российскую нефть, поставляемую морским путем. Этот показатель пока составит 60 долл. США за баррель.

Согласование предельной цены далось странам Запада с немалыми усилиями. Польша и страны Балтии выступали за установление лимита цены для российской нефти на более низком уровне – 30 долл./баррель, в то время как Греция, являющаяся одним из главных перевозчиков российской нефти, предлагала 70 долл. за баррель. Еврокомиссия пообещала пересматривать ценовой предел каждые два месяца, начиная с января 2023 г., и стремиться удерживать его как минимум на 5% ниже цены, по которой Россия экспортирует нефть.

В применении потолка цен предусмотрены исключения. Так, в документе американского Минфина сказано, что разрешаются «определенные операции, связанные с импортом российской нефти в Республику Болгария, Республику Хорватия или государствам-членам Европейского союза, не имеющим выхода к морю». Ограничения цен на нефть временно не будут касаться поставок в Японию с проекта «Сахалин-2».

«Коалиция по ограничению цен» из названных стран намерена таким образом ввести запрет на страхование, финансирование и предоставление судов для перевозки российской нефти, за исключением случаев, когда стоимость поставок ниже установленного ограничения.

Главная цель предложенной меры – ограничить доходы России от экспорта ее основного сырьевого ресурса, что должно затруднить Москве, по мнению «ценовой коалиции», дальнейшее финансирование военных действий в конфликте с Украиной.

В вводимой мере, как представляется, наиболее чувствительными составляющими являются не столько ценовой порог на нефть (который может в дальнейшем меняться), сколько ее транспортировка, финансирование и страхование поставок морем в любые страны. Для обеспечения в дальнейшем перевозки нефти Россия, по сообщениям западных источников, приобрела около 100 подержанных танкеров, что должно дать ей возможность решить проблему примерно на 50 %.

Со страхованием дело обстоит сложнее – быстро найти замену западным, в частности, британским страховщикам будет очень непросто. Уточним, что Россия и страны ЕАЭС пока не располагают достаточно крупными и признанными в мире страховыми компаниями. А транспортировка нефти большими танкерами, как известно, несет определенные риски – периодически в разных уголках Мирового океана с этими танкерами случаются катастрофы, следствием которых являются загрязнения значительных водных поверхностей и утрата рыбных ресурсов.

Ближайший сосед и партнер России Турция, формально не присоединившаяся к санкциям ЕС и Британии в отношении РФ, уже заявила, что с начала декабря 2022 года будет требовать от грузоотправителей нефти страховку для прохода через Босфор и Дарданеллы. Это, очевидно, создаст проблемы для танкеров, следующих из Новороссийска в Средиземном море. Нет гарантий, что и так называемые «дружественные» страны, такие как Индия, согласятся принимать у себя нефтяные танкеры без надлежащей страховки.

Позиция России в отношении потолка цен на ее нефть известна: в Кремле заранее предупреждали, что не примут ограничение, указав на проведение «определенной подготовки» к этой мере. По словам вице-премьера Александра Новака, подобное вмешательство стран Запада чревато еще большей дестабилизацией рынка.

Насколько действенной окажется эта мера – сказать пока никто не может. На минувшей неделе Россия продавала нефть даже ниже 60 долл. за баррель. Ряду покупателей из числа «дружественных» стран российская сторона всё чаще в последнее время предоставляет дисконт, в результате чего цена нефти опять-таки колеблется около тех же 60 долл./баррель. Кроме того, как считают многие эксперты, контролировать все параметры вводимых ограничений будет довольно сложно.

В какой степени введение потолка цен на российскую нефть следует считать усилением санкционного давления на РФ? В чисто политическом контексте данная мера выглядит именно как воздействие на Россию в плане ограничения ее возможностей продолжать специальную военную операцию в отношении Украины. Однако, если сопоставить вводимую сегодня меру с 6-м пакетом санкций ЕС (июнь 2022 г.), то дело выглядит несколько иначе. Ибо положения указанного пакета четко указывали на полный запрет поставок нефти и нефтепродуктов из России после согласования соответствующих дат. То есть теперь получается, что речь уже не идет о полном запрете – торговать нефтью Россия может, но с определенными условиями, касающимися цены и страхования. Таким образом, со стороны нейтрального наблюдателя это позволяет говорить о некотором смягчении санкций со стороны ЕС. Разумеется, в Москве вряд ли согласятся с подобной оценкой потолка цен на российскую нефть и посчитают эту меру продолжением в целом западной санкционной политики.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
07.02.2023

Федор Войтоловский и Сергей Кислицын приняли участие в рабочем совещании, посвященном перспективам развития общественно-гуманитарных наук на площадке ИНИОН РАН.

подробнее...

07.02.2023

Медалью Российской академии наук для молодых ученых и студентов по итогам конкурса 2021 г. награжден Сергей Кислицын за монографию «Мир посредством силы: внешнеполитическая идеология и практика американского неоконсерватизма».

подробнее...

Вышли из печати