Ливанский кризис: правительственный вакуум и хроническая рецессия

104

used image: Beirut city center by Mary Madigan // www.flickr.com/photos/marypmadigan/

© Ибрагимов И.Э., 12.04.2021

Ливанская Республика почти два года пребывает в глубоком политическом и экономическом кризисе. В конце октября пост премьера получил С. Харири, заявивший о готовности оперативно собрать рабочий кабинет министров для проведения реформ, чтобы воспользоваться французской инициативой, открывающей доступ к иностранной помощи. По факту Харири так и не удалось на сегодняшний день найти компромиссный состав, удовлетворяющий все стороны ливанской политической сцены.

22 марта президент Ливана Мишель Аун и премьер Харири в очередной раз не смогли договориться о составе кабинетов министров. Президент и премьер обвиняют друг друга в несостоятельности и в срыве формирования правительства и накаляют обстановку заявлениями, что «их отношения достигли точки невозврата»[1]. Нынешняя проблема в формировании правительства Ливана заключается в том, по словам Харири, что Президент Аун желает заполучить треть правительства для своей партии «Свободное патриотическое движение», которое возглавляет зять президента Джебран Бассиль и требует права вето в отношении решений правительства, что позволило бы президенту сохранить влияние и контролировать повестку дня кабинета. По версии самого Ауна, Харири хотел продвинуть своих людей в министры и отказывался предоставить христианам положенную квоту. Правительственный кризис разворачивается на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации, усиливая угрозы безопасности и стабильности страны. После провала переговоров в Бейруте и в других городах страны уже традиционно вспыхнули акции протеста.

Внутриполитический и региональный расклады

Противостояние президента и премьера-министра делает формирование нового правительства маловероятным в обозримом будущем. Согласно конституции Ливана, правительство не может быть сформировано без подписи президента республики, в то же время нет ничего в рамках конституции, что могло бы заставить премьера Харири сложить свои полномочия.

За последние время было множество причин, по которым ливанские политические силы откладывали формирование правительства. Основные заинтересованные стороны в процессе формирования правительства – «Движение будущего» («Аль-Мустакбаль») С. Харири, шиитские партии и христианское «Свободное патриотическое движение» М. Ауна и Дж. Бассиля.

Так, М. Аун стремится, чтобы новый кабинет был сформирован на его условиях. Ему важно сохранить рычаги воздействия на правительство, чтобы должность президента оставалось влиятельной, так как с большой долей вероятности будущим президентом должен стать Дж. Бассиль. Его позиция стала жесткой после того как Вашингтон ввел санкции против Бассиля за его связи с «Хизбаллой»[2]. Помимо этого, Аун не готов идти ни на какие уступки, объясняя это тем, что он не несет ответственности за финансовый кризис.

С другой стороны, назначенный премьер-министр С. Харири не желает возглавлять правительство, которое не соответствует его условиям. Харири отказался предоставить Ауну и Бассилю блокирующую треть, а также отказался отдать им министерства внутренних дел и юстиции. Тем не менее, он согласился передать портфель министра финансов «Хизбалле» и движению «Амаль» для того, чтобы протолкнуть программу реформ, отвечающую требованиям Франции. Со стороны Харири подразумевалось, что сотрудничество между суннитами и шиитами вынудит другие политические силы следовать выбранному курсу.

Неуступчивость Харири возможно объясняется его непростыми отношениями с саудовцами, которые не хотели, чтобы он возглавлял кабинет министров, поскольку не желают, чтобы он выстраивал связи с «Хизбаллой». Если Харири не сможет сформировать правительство, которое примет жесткие условия Саудовской Аравии, то он предпочитает вообще не иметь правительства, зная, что Эр-Рияд заблокирует арабскую экономическую помощь Ливану. Все это может подтолкнуть саудовцев и ОАЭ поддержать старшего брата Харири – Бахаи, который не участвовал в ливанской политике, вернулся в 2017 году и стал постепенно укреплять свое влияние. Он критически относится к своему брату и его уступкам «Хизбалле». По сути, если Саад уступит «Хизбалле» и Ауну министерства финансов, внутренних дел и юстиции, то может столкнуться с саудовской оппозицией, что усилит влияние его брата. Все это создает дополнительный прессинг для нынешнего премьера. Если он ничего не предпримет в ближайшие недели, давление на него будет нарастать, чтобы он попытался снова сформировать правительство или уйти в отставку и позволить кому-то другому сделать это.

Паралич политической системы Ливана в значительной степени связан с региональной повесткой. С одной стороны, Саад Харири – креатура Эр-Рияда, при этом его поддерживает шиитская партия «Амаль», возглавляемая влиятельным спикером Палаты представителей Набихом Берри. С другой стороны, шиитское движение «Хизбалла», поддерживаемое Ираном, оказывает поддержку президенту Ауну. Однако их союз нельзя назвать прочным, а только ситуативным.

На данный момент «Хизбалла», как главная опора Ирана, похоже не хочет поддерживать новое правительство, поскольку это станет уступкой Саудовской Аравии и Западу. Соглашаясь в принципе с необходимостью создания правительства, «Хизбалла» не готова оказывать давление на Ауна и рисковать своим союзом с влиятельной христианской партией. К тому же, это может быть связано с ожиданием переговоров между США и Ираном по ядерной программе Тегерана, а также президентскими выборами в Исламской республике, которые должны пройти этим летом. С другой стороны, «Хизбалла», пытаясь угодить Тегерану, сохраняет вопрос о формировании правительства открытым, чтобы вероятней всего оставить ливанский вопрос как разменную монету в будущих переговорах между Ираном и США. По сути, Ливан является заложником ситуации, которая зависит от урегулирования американо-иранских отношений.

Риски экономического коллапса

На фоне политического кризиса Ливан пребывает в глубокой рецессии, на которую накладываются отсутствие серьезных реформ, коррупция среди политической элиты и ситуация в соседней Сирии (включая проблему беженцев). Именно в это непростое для страны время последовали еще два сильных удара – разразилась пандемия COVID-19 и произошел катастрофический взрыв в порту Бейрута.

Протесты, которые длятся с осени 2019 г., способствовали утрате доверия к банковской системе Ливана, как в международном масштабе, так и среди граждан страны, поскольку многие отделения банков были закрыты на длительные периоды, а снятие наличных было ограничено. Помимо пониженного кредитного рейтинга, банковская система в настоящее время сталкивается с проблемой ликвидности.

Долгое время Ливан поддерживал экономическую стабильность за счет привлечения заемного финансирования. В последнее время доступ к иностранному финансированию ухудшился. Все переговоры по новым кредитам были приостановлены до начала реализации структурных реформ. В марте 2020 г. Ливан впервые объявил дефолт по выплате огромного долга на фоне продолжающихся народных волнений[3].

За последние 18 месяцев ливанский фунт потерял около 90% своей стоимости по отношению к доллару на черном рынке. Его официальный курс пока удерживается на уровне 1500 ливанских фунтов за 1 доллар, но на черном рынке достигает уровня 13 тыс.- 15 тыс. ливанских фунтов[4].

Годовая инфляция составила 84,9% в 2020 году по сравнению с 2,9% годом ранее. Это самый высокий показатель с 2013 г. Потребительские цены в декабре 2020 г. подскочили на 145,8% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Продолжился резкий рост цен на практически все группы товаров. Средний рост цен на продукты питания достиг 400% в декабре[5]. Уровень безработицы колеблется от 30 до 60%. Снижение темпов роста ВВП, высокий уровень безработицы и инфляции привели экономику к уровню 1990 г. Более 50% населения страны живет за чертой бедности[6]. Долг Ливана достиг 95 млрд долл. США или 190% ВВП, что сделало его одним из самых высоких в мире.

Прогнозируется дальнейшее ухудшение положения страны в случае отсутствия дееспособного работающего правительства. Пессимистический сценарий предполагает очередной обвал национальной валюты и дальнейший спад в экономике. Снижение ВВП ожидается на уровне 15%. Власти Ливана пойдут на сокращение субсидий населению из-за кризиса. Оставшиеся валютные резервы, оцениваемые в 16 млрд долл. США, истощаются: примерно 500 млн долл. США в месяц уходят на субсидии на основные виды товаров[7].

Удручающее положение страны усугубила неготовность международного сообщества оказать помощь в восстановлении экономики без проведения глубоких реформ, направленных на борьбу с укоренившейся коррупцией и огромным долгом. С другой стороны, страны Персидского залива, которые когда-то оказывали существенную финансовую помощь Ливану, сократили свои вливания, опасаясь расширения влияния Ирана на ливанскую политику через «Хизбаллу».

***

Шансы на формирование дееспособного правительства Ливана в ближайшей время сохраняются, но они крайне малы. Основные акторы в лице премьера Харири и президента Ауна занимают бескомпромиссные позиции по вопросу формирования нового кабинета, а его отсутствие вполне устраивает «Хизбаллу».

Складывающийся политический тупик связан с острой борьбой за власть между основными ветвями власти Ливана. Схватка за доступ к бюджетному «пирогу» продолжается, а формирование правительства отложено на потом. Свой негативный вклад вносят также внешние силы, пытающиеся использовать страну как разменную карту в региональном соперничестве. Таким образом, затягивание с формированием правительства является результатом коллективного выбора всех основных ливанских сил, которые считают такой подход наиболее подходящей политикой, служащей их интересам и интересам своих покровителей за рубежом.

Тем временем Ливан продолжает скатываться к системному коллапсу, который подорвет основы государственности. Продолжение правительственного кризиса заостряет внимание граждан на том, что весь политический класс несет ответственность за катастрофическое положение дел в Ливане, что чревато новыми массовыми протестами и эскалацией насилия.

Примечания:

[1] Aoun and Hariri exchange accusations as Lebanon government hopes fade – ArabNews. https://www.arabnews.com/node/1829856/middle-east
[2] U.S. envoy: Lebanon's Bassil was open to breaking ties with Hezbollah – Reuters. https://www.reuters.com/article/us-usa-lebanon-sanctions-idUSKBN27P2HJ
[3] Lebanon will default on its debt for the first time ever – Aljazeera. https://www.aljazeera.com/economy/2020/3/7/lebanon-will-default-on-its-debt-for-the-first-time-ever
[4] Lebanon’s freefalling currency hits new low as crisis continues – Alarabiya News. https://english.alarabiya.net/business/economy/2021/03/16/Lebanon-economy-Lebanon-s-freefalling-currency-hits-new-low-as-crisis-continues
[5] Lebanese Inflation Hits Record High as Food Prices Soar 400% - Bloomberg. https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-02-11/lebanese-inflation-hits-record-high-as-food-prices-soar-400
[6] ESCWA warns: more than half of Lebanon’s population trapped in poverty. – UN ESCWA. https://www.unescwa.org/news/Lebanon-poverty-2020#:~:text=Estimates%20reveal%20that%20more%20than,2019%20to%2023%25%20in%202020.
[7] Власти Ливана пойдут на сокращение субсидий населению из-за кризиса. – ТАСС. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10919723


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
01.05.2021

Турецкие действия вокруг проливов и безопасность России. В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 3 / май-июнь 2021) опубликована статья Павла Гудева и Ильи Крамника «КАНАЛ ВЛИЯНИЯ?».

подробнее...

01.05.2021

Китай ответил Западу стратегически. В журнале «Россия в глобальной политике» (№ 3 / май-июнь 2021) опубликована статья Александра Ломанова «ЦИРКУЛЯЦИЯ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ».

подробнее...

Вышли из печати