Правовой клинч во взаимоотношениях Варшавы и Брюсселя

96


used image: Warsaw at night by Kamil Porembiński // www.flickr.com/photos/paszczak000/

© Кувалдин С.А., 13.10.2021

Конституционный суд Польши 7 октября принял решение, способное дополнительно обострить отношения страны с ЕС. Отвечая на запрос премьера Польши Матеуша Моравецкого, суд постановил, что судебные органы Евросоюза не имеют права давать оценку состоянию польской судебной системы, а польские суды – ссылаться на такие оценки в своих действиях. Варшава пошла на прямое столкновение с ЕС, стремясь защитить результаты выгодной властям судебной реформы.

Упомянутое решение Конституционного суда Польши стало реакцией на постановление Суда Европейского Союза от 2 марта 2021 г., согласно которому польские суды могут руководствоваться союзным правом в случае, если оно вступает в коллизию с национальным законодательством. Суд ЕС ссылался на положения Договора о Европейском Союзе, в частности, на Статью 19, позволяющую ему по запросам национальных судебных органов толковать право Союза и выносить решение «о действительности актов, принятых институтами». Конституционный суд Польши постановил, что не согласен с подобной трактовкой полномочий суда в данном конкретном случае и посчитал, что Конституция Польши имеет приоритет в ряде кодексов, которыми должны руководствоваться польские судьи. Тем самым в Польше поставлена под вопрос безусловная применимость Договора о Европейском Союзе – основополагающего документа межгосударственного объединения, соответствие которого польской Конституции оценивалось при вступлении страны в ЕС. Потенциально это требует от Польши либо приведения Конституции в соответствие с Договором о Европейском Союзе, либо изменения самого Договора. Если же ни того, ни другого не произойдет, то для Польши будут созданы предпосылки самостоятельного выхода или исключения из ЕС.

Само обращение польских властей в Конституционный суд оказалось вынужденным, поскольку решение Суда ЕС от 2 марта потенциально дезорганизовывало национальную судебную систему, ведь суды со ссылкой на законодательство ЕС получили право частично игнорировать действующие национальное законы. Однако и Суд ЕС принял свое решение не на пустом месте: это был ответ на реформу судебной системы Польши, проводимую правящей партией «Право и Справедливость» в последние годы и вызывающую острую критику у оппозиции, части юридического сообщества и различных структур ЕС.

В целом эта реформа, как оценивают ее критики, направлена на снижение самостоятельности судебной власти и повышение ее зависимости от правительства и парламента, которые сейчас контролируются партией «Право и Справедливость». Одним из важных ее элементов стало изменение порядка избрания Национального совета правосудия – самоуправляющегося органа судебного сообщества, который занимается, среди прочего, представлением кандидатов в судьи судов различного уровня, включая Верховный суд. С 2018 г. большие полномочия для избрания кандидатов в Совет получил контролируемый правящей партией Сейм, после чего независимость этого органа была поставлена под сомнение политиками и юристами. Элементом реформы стало также создание в Верховном суде Польши особой Дисциплинарной палаты, решающей вопросы о нарушении процессуальных норм судьями, адвокатами и прокурорами, а также об иммунитете судей и прокуроров. Поскольку члены новой палаты отбирались уже новым составом Национального совета правосудия, ее независимость и полномочия также ставятся под сомнение.

Судебная реформа в Польше, характеризуемая критиками как ускоряющая тенденции к формированию авторитарного режима, не соответствующего ценностям ЕС, вынуждает структуры Союза медленно, но верно наращивать давление на Варшаву, прибегая к различным инструментам. В частности, в 2019 г. Суд ЕС предоставил возможность национальным судам Польши оценить правомерность создания Дисциплинарной палаты, после чего еще не вполне контролируемые исполнительной властью судьи Верховного суда постановили не считать эту Палату судебным органом. В апреле 2020 г. по обращению Еврокомиссии Суд ЕС обязал польские власти немедленно остановить работу так и не прекратившей свою деятельность палаты. С февраля 2020 г. в Польше отдельным законом судьям было запрещено публично ставить под сомнение полномочия и компетенции других судей (поскольку часть судебного сообщества не признавала полномочия Национального совета правосудия и Дисциплинарной палаты, этот вопрос стоял достаточно остро). Положения этого закона также оспорены Судом ЕС в июле этого года.

Таким образом, судебные органы Польши и ЕС вошли в клинч, из которого польским властям все сложнее выбраться без потерь. Особенно следует учитывать, что претензии к польской судебной системе – лишь часть общего недовольства структур Евросоюза несоблюдением (с их точки зрения) принципов верховенства права в Польше. Другой повод для беспокойства – действия польских властей по повышению политического контроля над СМИ. С 2021 г. в Многолетний финансовый план ЕС включено положение, увязывающее предоставление бюджетных средств ЕС какой-либо стране с принципами соблюдения верховенства права. Хотя в результате достигнутого компромисса выдача денег может быть ограничена лишь при обосновании, что правовые нарушения в той или иной стране создают угрозу для финансовых интересов ЕС, недоверие к судебной системе страны вполне может дать доводы для такого обоснования. Сейчас Польша остается одной из немногих стран, чей Национальный план восстановления (по которому она должна получить из Фонда восстановления и устойчивости ЕС 57 млрд евро) пока не утвержден структурами ЕС. При этом вице-спикер Европарламента Катарина Барли в интервью «Газете Выборчей» прямо поделилась мнением о том, что после решения Конституционного суда Польши выделение этих денег политически непредставимо[1].

Угроза (настоящая или мнимая) выхода из ЕС мобилизовала оппозицию Польши. По призыву Дональда Туска (бывшего председателя ЕС), который в этом году возглавил ведущую оппозиционную партию «Гражданская платформа», в воскресенье 10 октября в разных городах страны прошли массовые протесты, объединившие оппозицию. В Варшаве число участников демонстрации превысило 100 тыс. человек.

Так или иначе, после решения Конституционного суда польские власти оказались в ситуации, заметно осложнившей их внутреннее и внешнее положение. И хотя угроза выхода Польши из ЕС, по-видимому, преувеличена, стране грозят маргинализация внутри объединения и новые претензии со стороны наднациональных судебных и политических органов.

Примечания:

[1] https://wyborcza.pl/7,75399,27668382,wiceprzewodniczaca-pe-o-wyroku-trybunalu-konstytucyjnego-pieniedzy.html?disableRedirects=true


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.10.2021

Олег Давыдов принял участие в круглом столе, устроенном Посольством Республики Корея в связи с официальным визитом в Москву специального представителя МИД РК по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Но Гю Дока.

подробнее...

15.10.2021

В Доме культуры Российско-Армянского университета состоялась Геополитическая сессия «Армения и Россия: императив новой стратегии», посвященная 30-летию государственной независимости Республики Армения. Мероприятие организована совместно с ИМЭМО РАН и МГИМО МИД России.

подробнее...

Вышли из печати