Креативная экономика в условиях пандемии

272

Google office in Chicago by Marcin Wichary // www.flickr.com/photos/mwichary/

© Бардин А.Л., 08.09.2020

Креативная экономика – одна из наиболее быстрорастущих отраслей мировой экономики. За 2002-2015 гг. объем мирового рынка креативных индустрий увеличился более чем в два раза[1], а их вклад в мировой ВВП достиг 7%[2]. Серьезным испытанием на гибкость и стрессоустойчивость для отрасли стал коронакризис: креативная экономика оказалась в числе сфер, понесших наибольшие потери вследствие пандемии. Если учреждения культуры, находящиеся преимущественно на государственном обеспечении, чувствовали себя в кризис относительно стабильно, то креативные индустрии, основную часть которых составляют самозанятые (в том числе фрилансеры) и компании малого и среднего бизнеса, пострадали намного больше.

Так, в Германии, по данным исследования Европейской сети креативного бизнеса (European Creative Business Network, ECBN) и саксонского агентства поддержки креативной экономики Kreatives Sachsen, практически все игроки креативной сферы ожидают в 2020 году серьезных убытков. Почти две трети опрошенных ответили, что в краткосрочном периоде ожидают падения продаж почти на треть; около трети респондентов предвидят падение в диапазоне от 40 до 50%, а остальные – 75% и более. В долгосрочном периоде почти половина респондентов ждет падения продаж в объеме до 40%, а другая половина – от 50 до 75%. Только три процента предпринимателей настроены оптимистично и полагают, что к концу года смогут компенсировать понесенные в ходе кризиса убытки и вернуть бизнес-процессы в привычное русло[3].

В США, по оценке американских социологов Ричарда Флориды и Михаэля Семана, за 1 апреля - 31 июля этого года креативный сектор потерял 2,7 млн рабочих мест (почти треть от общего числа рабочих мест в секторе!), а упущенная выгода от продаж составила более 150 млрд долл. – 9% от годового объема продаж[4]. В России, по оценке РСПП, потери креативной экономики за аналогичный период составляют 1,6-1,9 млрд долл[5].

Серьезные потери отраслей культурной индустрии заставили правительства обратить на этот сектор более пристальное внимание. Во многих странах были созданы экспертные советы из представителей индустрии, инициированы исследования и экспертные дискуссии для выработки глубинного понимания ее состояния, начаты разработки долгосрочных мер по ее поддержке и повышению устойчивости. Стало очевидно, что сфера культуры повсеместно испытывает серьезную нехватку финансирования. Плохо налажен диалог государства со сферой креативных индустрий, отсутствуют или неэффективны механизмы государственно-частного партнерства, недостаточны существующие инструменты поддержки создателей культурного контента – как социальные и экономические, так и, зачастую, – правовой защиты.

Важным шагом к решению данной проблемы стало создание во многих странах мира антикризисных фондов поддержки креативного сектора, а также гибких финансовых инструментов, таких, как субсидии и гранты. Данные меры позволяют поддержать сектор и вовлечь его участников в процессы развития городов и территорий. Показательным примером подобной инициативы является конкурс грантов для представителей креативных индустрий, который в разгар кризиса в рамках программы «Креативность для Вены» запустило Агентство по экономическому развитию Вены[6]. Власти города призвали работающих в креативном секторе предложить оригинальные идеи и концепции по развитию Вены после кризиса, в результате поддержку в размере 5 000 евро получили многочисленные проекты в сфере дизайна, моды, медиа, издательского дела, анимации, киноиндустрии, музыки, архитектуры, городского планирования, мультимедиа, разработки игр и приложений, искусства.

Существенный вклад в поддержку креативного сектора внесло введение и более традиционных финансовых инструментов. Например, в Южной Корее такими мерами стали низкопроцентные кредиты (1,2% годовых в размере до 8 тыс. долл.), скидочные купоны на товары и услуги для сотрудников театров, прямая финансовая поддержка малых театров, а также компенсация 50% заработной платы сотрудников частных музеев и галерей на протяжении пяти месяцев.

Большое число учреждений культуры в ходе кризиса было вынуждено форсировать или впервые вывести свою работу в онлайн-пространство. Это способствовало ослаблению или снятию целого ряда барьеров, стоявших между объектом культуры и человеком, прежде всего физических, географических и финансовых преград. Многие люди впервые получили возможность увидеть шедевры мировой культуры после их появления в формате бесплатных виртуальных выставок. Появился новый опыт взаимодействия с продуктами культуры и креативных индустрий из других стран, чему способствовала их визуализация на национальных и международных онлайн-платформах. Так, одними из самых посещаемых в мире в период пандемии стали виртуальные туры по музею Ватикана, а в России рекордной величины – более 100 млн – достигло число просмотров прямых трансляций и онлайн-показов из архива Мариинского театра[7].

Еще одним важным следствием коронакризиса стало создание многими городами мира порталов бесплатного культурного контента, в которые интегрирован механизм поддержки его создателей. Например, в Берлине по инициативе городского департамента культуры появилась цифровая платформа Berlin (a)live[8] – площадка для онлайн-трансляции концертов, опер и других видов творчества, с помощью которой можно при желании оказать финансовую поддержку исполнителям и проектам. Подобные порталы имеют хорошие перспективы в качестве инструмента продвижения различного культурного контента, в том числе малоизвестных исполнителей: они представляют собой противовес коммерческим цифровым платформам, которые продвигают наиболее популярные типы контента.

Наконец, коронакризис способствовал росту солидарности и появлению новых форм кооперации участников креативной сферы. Совместное обсуждение общих проблем и разработка антикризисных решений стали поводом для активизации сотрудничества, как на национальном, так и на международном уровне. Кризисная ситуация сплотила креативное сообщество и привела к возникновению целого ряда инициатив по взаимной поддержке. Среди интересных примеров подобных инициатив в ЕС – Creatives Unite, платформа для обмена лучшими практиками и идеями по выходу из кризиса европейскими учреждениями культуры и креативных индустрий, а также Cultural Gems – платформа, которая позволяет наносить на карту объекты культуры и креативных индустрий европейских городов, в том числе ранее мало известные широкой аудитории, что должно способствовать их большей узнаваемости и создать новые возможности для финансовой поддержки, в том числе за счет роста туризма. В российском интернет-пространстве быстро набрала популярность Facebook-группа «Шар и крест» – сообщество взаимопомощи участников арт-рынка.

Уже сегодня очевидно, что коронакризис привел к более тесному соприкосновению с тканью культуры людей, которые ранее мало ей интересовались либо не имели такой возможности в силу финансовых и других ограничений. В этой связи можно ожидать дальнейшего расширения аудитории и повышения интереса к продуктам культуры, роста популярности образования и труда в сфере культуры и креативных индустрий.

Кризис стал импульсом к консолидации креативной сферы, поэтому можно ожидать появления новых профессиональных объединений ее участников, более активного продвижения ими своих интересов и активизации диалога с государством и обществом. Важным следствием кризиса стало повышение внимания к сфере со стороны государства, появление новых организационных и финансовых механизмов  поддержки, что в совокупности должно укрепить ее устойчивости перед лицом будущих кризисов.

И, что особенно значимо – продукты креативной экономики существенно облегчили преодоление психоэмоциональных трудностей, связанных с пребыванием на карантине / самоизоляции, способствовали снижению уровня отчужденности и укреплению социальной солидарности. Нынешний кризис напомнил человечеству о важной роли культуры и созидательной творческой деятельности в гармонизации отношений человека с окружающим миром.

Примечания:

[1] ЮНКТАД: в мире растет спрос на идеи, воображение и творчество [дата публикации: 14.01.2019] // Новости ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/01/1346772 (accessed 08.09.2020).
[2] Creative Industries // International Trade Centre. URL: https://www.intracen.org/itc/sectors/creative-industries/ (accessed 08.09.2020).
[3] KREATIVES SACHSEN – das Sächsische Zentrum für Kultur- und Kreativwirtschaft. URL: https://www.kreatives-sachsen.de/ (accessed 08.09.2020).
[4] Florida R., Seman M. Lost art: Measuring COVID-19’s devastating impact on America’s creative economy. August 2020. Metropolitan Policy Program, Brookings Institution. [published 10.08.2020]. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/08/20200810_Brookingsmetro_Covid19-and-creative-economy_Final.pdf (accessed 08.09.2020).
[5] Креативная индустрия потеряет из-за коронавируса 120‒150 млрд рублей [дата публикации: 09.04.2020] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2020/04/09/827665-kreativnaya (дата обращения: 08.09.2020).
[6] Creatives for Vienna. URL: https://viennabusinessagency.at/creative-industries/ (accessed 08.09.2020).
[7] Мариинский онлайн: 100 миллионов просмотров [дата публикации: 13.07.2020] // Мариинский театр. Официальный сайт. URL: https://www.mariinsky.ru/ru/news1/2020/7/13_1/ (дата обращения: 08.09.2020).
[8] Berlin (a)live: Livestreams für kulturelle Events aus Berlin. URL: https://www.berlinalive.de/ (accessed 08.09.2020).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.09.2020

Cостоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации под председательством академика РАН Александра Дынкина.

подробнее...

25.09.2020

ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН и Международный научный центр  Сибирского отделения РАН по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии подписали Соглашение о сетевом партнерстве.

подробнее...

Вышли из печати