Конгресс США против цифровых платформ

186

used image: US Capitol Building // Internet

© Иванова Н.И., 09.10.2020

7 октября 2020 г. опубликованы результаты расследования монопольных практик крупнейших цифровых компаний США – Facebook, Amazon, Apple, Google (или группировка FAMAG без Microsoft, монопольные нарушения которой преследовались ранее)[1]. Расследование началось в июне 2019 г. в Подкомитете по антитрестовскому, коммерческому и административному законодательству. Изучался вопрос о соответствии сложившегося доминирования указанных компаний, сформировавшихся как новый вид бизнеса – цифровых платформ[2]– существующим правилам конкуренции в рамках антитрестовского законодательства и о возможностях его пересмотра. Приведу лишь несколько цифр, характеризующих это доминирование: по состоянию на 20 сентября 2020 г. четыре компании стоили на бирже одну треть стоимости 100 крупнейших компаний индекса S&P 100 – 5 триллионов долларов. Компания Amazon контролирует около 50% онлайн-рынка розничной торговли. Примерно то же можно сказать о доминировании трех других компаний в своих сегментах. Положение, сопоставимое с доминированием нефтяных гигантов начала прошлого века, в канун появления современного антитрестовского законодательства.

В ходе расследования было собрано более 1 млн документов о конкуренции на цифровых рынках, проведено семь профильных слушаний и одно общее, с личным участием глав корпораций: в режиме Zoom присутствовали Марк Цукерберг, Джефф Безос, Тим Кук и Сандар Пичай. Они отвечали на вопросы более пяти часов в ходе открытого для публики заседания юридического комитета Конгресса (имеется запись трансляции на YouTube). Кроме того, в Подкомитет поступили заключения ведущих зарубежных экспертов, включая вице-президента Еврокомиссии Маргарет Вестагер и председателя комиссии по конкуренции и потребительским рынкам Австралии Рода Смита.

Выступавшие члены Подкомитета исходили из предоставленных им жалоб конкурентов, аналитических справок и других материалов о злоупотреблениях рыночным монопольным положением компаний и об использовании его в собственных интересах против более широких задач экономического и политического развития страны. Более того, конгрессмены утверждали, что по мере роста эти компании создавали правила конкуренции для новых рынков, переписывая существующие нормы в своих интересах, заставляя других более слабых участников рынка действовать по этим новым правилам. Деятельность компаний, по оценкам большинства участников слушаний, угрожает не только рынкам, но и, в случае Facebook и Google, свободе личности, подрывает свободу прессы, ослабляет демократию и безопасность.

Ответы руководителей компаний, с точки зрения членов комитета, были уклончивыми и бессодержательными. На мой взгляд, это верно лишь отчасти, а основным аргументом компаний в свою защиту были разнообразные сведения о создании рабочих мест, выигрыше потребителей их продуктов и услуг, а также укреплении глобальных позиций нового бизнеса, важного для страны и общества. Подчеркивалась также сложность и нетрадиционность технологий работы платформ.

Результаты большой аналитической работы и опроса свидетелей, опубликованные в отчете, представлены в виде обобщений как по каждой из четырех компаний, так и по видам деятельности. На их основе сформулированы выводы и рекомендации, как в части установленных нарушений законодательства, так и в части необходимости его реформирования с учетом специфики функционирования цифровых платформ, цифровых рынков и инновационных процессов нового типа.

Кратко эти итоги можно охарактеризовать как серьезную заявку на усиление антитрестовского регулирования в отношении цифрового бизнеса, новый этап политической борьбы за использование ресурсов цифровых платформ в интересах государства, более жесткий контроль за информационно-идеологическим содержанием обработки больших массивов личных данных.

Приведу основные рекомендации Подкомитета, обсуждение которых будет вынесено в Конгресс:

  1. Восстановление конкуренции в цифровой экономике. Предполагает структурное разделение доминирующих цифровых платформ на разные виды бизнеса, установление равных требований доступа к внешним поставщикам продуктов и услуг, унификация стандартов работы сетей и прочих участников рынка, запрет на слияния и поглощения доминирующими игроками, содействие созданию новых средств массовой информации, запрет на использование неравных условий контрактации, используемых доминирующей платформой.
  2. Усиление антитрестовского законодательства. Включает следующие задачи: переоценка целей антимонопольных законов в части поддержки демократии, новые правила защиты конкурентов в случае вертикальных слияний и поглощений, усиление статьи 2 закона Шермана в части запрета на хищнические цены, изъятие важных мощностей, отказ в сделках, антиконкурентного самопредпочтения дизайна участников платформ.
  3. Усиление средств и методов реализации законодательства. Это – восстановление надзора Конгресса за соблюдением антитрестовского законодательства, восстановление федеральных антитрестовских агентств, наказывающих за нечестную конкуренцию, повышение требований прозрачности и общественного контроля за деятельностью Федеральной торговой комиссии в части контроля за сделками по слияниям и поглощениям, в том числе в ретроспективе, увеличение бюджета комиссии на эти цели.

Итак, Конгресс США, который создал эффективную систему борьбы с монополиями прошлого – антитрестовское законодательство начала прошлого века – и успешно решал основные проблемы регулирования монополии и конкуренции в интересах экономики и общества, столкнулся с новыми вызовами, ответ на которые может существенно изменить современный онлайн-бизнес.

Примечания:

[1] Investigation of Competition in Digital Markets. SUBCOMMITTEE ON ANTITRUST, COMMERCIAL AND ADMINISTRATIVE LAW OF THE COMMITTEE ON THE JUDICIARY. US House of Representatives. 2020. 449 p.
[2] Подробнее см. Ник Срничек: Капитализм платформ. М. Изд. Дом ВШЭ. 2020.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
29.10.2020

Состоялась международная презентация Ежегодника СИПРИ 2019  «Вооружения, разоружение и международная безопасность» (на русском языке) включающего Специальное приложение ИМЭМО РАН, а также отдельного издания этого приложения на английском языке “Russia: Arms Control, Disarmament and International Security”.

подробнее...

29.10.2020

ИМЭМО РАН и «Интерфакс» провели первую сессию проекта «Россия и мир: профессиональный разговор». Мероприятие прошло в онлайн-режиме и было посвящено ожиданиям мировых столиц относительно результатов президентских выборов в США.

подробнее...

Вышли из печати